Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слепой беспредел

[Blind-Unlimited] О коэффициенте интеллектуальности

Всем привет!
Вот почитайте интересный отрывок и пообсуждайте.

Теория катастрофы Ник Горькавый Астровитянка #2 Девушка с
хрустальными волосами спасает мир! Исследователи биографий сделали вывод,
что
шансы ребёнка знаменитого отца стать известным человеком в
пятьсот раз выше среднего. Профессор улыбнулась: - Некоторые
привыкли ругаться медицинскими терминами. Вернём им первичный,
научный смысл. Широко известен IQ - intelligence quotient,
показатель умственного развития, определяемый обычно из
способности к быстрому решению несложных логических задач.
Запомните: идиотом называется не одноклассник, который наступил
вам на ногу, а человек с коэффициентом интеллекта от нуля до
двадцати пяти; имбецилом - человек с IQ от двадцати пяти до
пятидесяти; дебилом - от пятидесяти до семидесяти. Эти группы
людей объединены термином олигофрены или слабоумные; они
составляют примерно два процента генонатурального населения. Все
студенты, конечно, стали показывать друг на друга пальцами. -
Слабоумных среди вас нет, поэтому называть друг друга идиотами -
научно некорректная процедура,- невозмутимо отметила профессор
Франклин. - Нормальные люди имеют коэффициент интеллекта от
девяноста до ста десяти. Способные - от ста десяти до ста
двадцати, люди с интеллектом выше ста двадцати - очень способные,
а одарённые обладают коэффициентом интеллекта более ста сорока.
Одна из главных задач генетики - анализ врождённых характеристик
человека: физиологических, психических и социальных. Наследуется
ли интеллект? Задаётся ли генами талант? Долголетие? Болезни?
Алкоголизм? Криминальные склонности? Учёные нашли, что эти
вопросы имеют не однозначные, а вероятностные ответы. Профессор
вызвала на экран таблицы статистических исследований. -
Исследования монозиготных близнецов - с идентичными генотипами -
подтвердили заметную наследуемость уровня интеллекта, а также
врождённую склонность к науке, искусству и типу поведения.
Близнецы, даже воспитывающиеся в разных условиях, имели схожие IQ
и привычки. Если один из близнецов оказывался преступником, то
его брат, выросший в другой семье, тоже становился им с
вероятностью более пятидесяти процентов. В зале пронёсся лёгкий
шум. - Детей из неблагополучных семей брали в нормальные. Нередко
попытки правильного воспитания кончались неудачей: дети либо
убегали, либо становились на путь биологических родителей. Чем
больше тюремных сроков было у биологических отцов, тем большим
оказывался процент преступников среди их сыновей - даже выросших
в приёмных семьях. - Яблоко от яблони недалеко падает,- довольно
процедил граф Рединбург.- Быдло всегда остаётся быдлом. Профессор
устремила на надменного вельможу острый взгляд. - В
девятнадцатом веке появилась евгеника - общественное течение,
проповедующее активное и даже насильственное улучшение генофонда
человечества. В первой половине двадцатого века в Англии,
Скандинавии, Эстонии и в большинстве штатов Америки были введены
евгенические законы, позволяющие насильственно стерилизовать
людей за наличие у них преступных склонностей. В нацистской
Германии евгеника теоретически обосновывала массовые убийства
людей с неарийским генотипом. Часть студентов полезла в лаптопы
за разъяснениями незнакомых терминов. - От негуманной практики
насильственной стерилизации быстро отказались,- сказала профессор
Франклин.- Этические проблемы, которые возникают при попытках
вмешательства в генофонд людей, чрезвычайно сложны. Позже ООН
приняла жёсткие законы о генетическом равноправии. Да, науке
известен факт, что вероятность стать алкоголиком у ребёнка
родителей-алкоголиков в три-четыре раза выше средних пяти
процентов, даже если он воспитывался в приёмной семье. Граф
Рединбург заулыбался, будто ему сделали ценный подарок. Профессор
Франклин остановилась рядом и продолжала говорить, пристально
глядя на студента-аристократа с породистым лошадиным лицом и
брезгливо оттопыренной нижней крупной губой. - Но этично ли
подвергать таких детей какой-либо дискриминации? Ведь более
восьмидесяти процентов детей алкоголиков вырастают здоровыми и
умными - они успешно преодолевают повышенный риск заболеть
алкоголизмом, и тем достойнее, значимее выглядит их жизненный
успех. Во многих замкнутых человеческих субпопуляциях: этнических
группах, религиозных общинах или аристократических кругах -
уровень генетических заболеваний гораздо выше среднего, часты
даже серьёзные дефекты внешности. Должны ли мы ущемлять права и
этих групп населения? Это профессор произнесла, не сводя глаз с
Рединбурга. В аудитории раздались смешки. Граф побурел свеклой,
прикусил нижнюю выдающуюся губу, но потом снова её гордо выпятил.
Профессор отвернулась и заключила: - Законы ООН запрещают
дискриминацию групп населения с врождёнными недостатками.
Генетическая этика - молодая наука. Она заботится об интересах
как взрослых, так и детей. - Она просто тормозит генетический
прогресс на основании глупых моральных рассуждений,- ленивым
голосом сказал принц Дитбит. - Каждое из этических правил
выведено из страданий многих людей,- возразила профессор.- Любое
наше неосторожное действие - или преступное бездействие -
откликается детским горем. Проценты генетической статистики
написаны кровью и слезами. Принц Дитбит криво усмехнулся, но не
стал больше возражать. - Что вы думаете о законе свободной г е н
о м о д и ф и к а ц и и, профессор? - спросила Никки. Профессор
Франклин вздохнула и сказала: - Геномодификация может стать
огромным шагом вперёд для всего человечества, но она же может
расколоть его навсегда... Молчание космоса считается главным
парадоксом к о с м о б и о л о г и и. Ведь цивилизаций в космосе
должно быть много. Почему же они не выходят на связь? Не губит ли
развивающиеся цивилизации какой-то общий фактор? Есть гипотеза,
что каждое общество испытывается соблазном генетического
улучшения и гибнет, разорванное на куски, или замыкается на
внутренних распрях, отворачиваясь от звёзд... - Но ведь Дайсон
утверждал...- Кто-то решил поспорить, но профессор властным
жестом остановила постороннюю дискуссию. - Влияние генетики на
социальное поведение было доказано с помощью дрозофил - фруктовых
мушек, любимых биологами подопытных животных с двухнедельным
жизненным циклом. Мушка _Drosophila_melanogasler_- один из первых
организмов с полностью расшифрованным геномом из примерно
четырнадцати тысяч генов. Эта мушка примечательна тем, что
страдает аналогами более шестидесяти процентов известных
человеческих заболеваний, включая старческое слабоумие - болезнь
Альцгеймера. Кора-Дракон скривилась и тихо проворчала: - Странные
эти биологи. Так любить мух и тараканов... Жюльен-Сова
усмехнулся: - Сами вы, девушки, странные. Визжите: <Фу,
таракан!>, но стоит ему обзавестись фотогенными клетками с
люцеферином, как вы начинаете сюсюкать: <Светлячок, светлячок!>
Профессор Франклин вызвала на экран карты геномных мутаций. -
Дрозофилы могут обучаться и приобретать условные рефлексы. Однако
мутантные по гену rutabaga мухи обнаруживают трудности в
обучении. Аналогичные гены найдены у мышей, коров и человека.
Дрозофилы-мутанты по гену dunce являются тупицами в обучении, по
гену agnostic - полностью утрачивают способность к обучению. В
аудитории возникло оживление: кое-кто стал уныло пожимать друг
другу руки, другие - сочувственно хлопать соседей по плечам. -
Профессор, а могут генетики заставить тупых мух поумнеть? Хотя бы
их потомство? - Учёные учились исправлять генетические дефекты
именно- на дрозофилах,- сказала профессор.- Например, мутация
eyeless приводит к полному отсутствию глаз у дрозофилы. Генетики
пересадили слепой мухе ген, отвечающий за развитие глаз у мыши. У
потомства таких слепых дрозофил выросли не только обычные глаза,
но ещё и тридцать дополнительных небольших глаз - на локтях, на
антеннах, под крыльями... - Вот это да! - восхитились в зале.- А
мозги можно в разных местах вырастить? Профессор улыбнулась и
продолжила лекцию: - Брачные ритуалы дрозофил тоже обусловлены
генетически. Сексуально привлекательная муха правильно танцует,
жужжит и пахнет. Брачные танцы фруктовых мушек сопровождаются
ритмической <песней любви> длительностью пятьдесят пять секунд...
Профессор указывала на мутации в ДНК и объясняла, к чему приводят
данные генетические нарушения: - Мутации cacophony и dissonans
влияют на музыкальные способности мух-самцов, а к фальшивому
пению самки относятся отрицательно. - Мутанты по гену hni (he is
not interested) вообще не склонны к браку. Шум в зале заставил
профессора усилить голос. - Дрозофилы-мутанты по гену platonic
нормально ухаживают, но не идут дальше. - Мутации по гену
fruitless полностью изменяют половое поведение самцов: они
игнорируют самок и интересуются только самцами, запахом
стимулируя ухаживание за собой других самцов. - Мутанты по гену
slaggish равнодушны к самкам в условиях темноты, а на свету
ухаживают одинаково интенсивно и за самцами, и за самками. -
Мутантные самки по гену lesbian демонстрируют по отношению к
другим самкам поведение, характерное для самцов. - А мутантные
самцы по гену voila ухаживают и за виргинными самками, и за
зрелыми самцами. В нарастающем шуме раздался весёлый крик маркиза
Гейлорда, который всегда радовался возможности сделать
кому-нибудь гадость: - Профессор, вы сейчас оскорбили все
сексуальные меньшинства разом, нарушив тем самым ООНовский закон.
Значит, гомосексуализм - не стиль жизни, а мутация, генетическая
болезнь! Правильно, давно пора вывести этих разноцветных на
чистую воду! Гейлорд был отвратительно злораден. Профессор
нахмурилась: - Люди гораздо сложнее мух. Генетику человека мы
рассмотрим позже. - Да ладно,- не успокаивался маркиз,- разве не
видно, к чему вы клоните! - Я - учёный,- сухо ответила профессор
Франклин,- и не клонюсь ни под ветром, ни под давлением
общественной среды. Сегодняшнее занятие посвящено хорошо
известным научным фактам, относящимся к генетике поведения
дрозофил. Эти научные данные можно скрыть, но их нельзя изменить
или вольно интерпретировать вне контекста генетики фруктовых
мушек. Франклин прошлась по аудитории: - Могу утверждать, что
каждый человек - мутант по десяткам и сотням генов. Но даже
мутант должен оставаться человеком. Главное в человеке - не его
брачные ритуалы, а способность быть разумным и толерантным
существом. Профессор остановилась возле маркиза, сразу
съёжившегося. От выражения её лица хотелось спрятаться под стол.
- Даю вам индивидуальное задание на зимние каникулы: посетить
госпиталь для слабоумных детей и написать об этом отчёт. Надеюсь,
там вы поймёте, по поводу каких мутаций нужно переживать людям в
первую очередь. Ваша реплика показывает - сколько проблем, ссор
и, буквально, смертельных обид ждёт человечество, если оно
захочет судить о каждом по его генам. Как генетик и человек, я
утверждаю, что друг друга надо судить по поступкам и по взаимной
доброте... Потяжелевшая тишина закончилась радостным звонком.
Аудитория зашевелилась, кто-то встал с места. - Сидеть! - вдруг
рявкнула профессор Франклин.- Я ещё не закончила занятие! Это
было так не похоже на добрейшую преподавательницу, что студенты
поражённо застыли за партами. - Классическая генетика не отражает
всей сложности биологических процессов и не может рассматриваться
в отрыве от эпигенетики, посвященной взаимодействию ДНК с
белковой средой. Вскоре мы изучим гистоновый код и нуклеосомы,
активирование и пассивирование разных участков ДНК, а также
эпигенетические процессы метилирования, убиквитинилирования и
АДФ-рибозилирования. Речь профессора была жестока! - Клетки
печени и мозга обладают одинаковым набором генов, но имеют разные
приказы организма на их активирование, то есть на производство
белков, из которых строится клетка. В результате мы получаем
весьма различные клетки и органы. ДНК - не абсолютный закон,
однозначно определяющий умственные качества, характер, физическое
развитие и болезни человека. Ваша жизнь зависит во многом от вас
- ведь сила мышц растёт не из генов, а из тренировок. Франклин
сделала паузу и обвела студентов пристальным взглядом. - Не
поддавайтесь генетическому фатализму! Генетика вручает нам книгу
нашей судьбы, но, согласно эпигенетике, от нас зависит - какие
страницы этой книги читать и с каким чувством. Более девяноста
пяти процентов генома человека и шимпанзе идентичны. Но обезьяны
и люди очень различно используют свои геномы. Наследуется не
только ДНК, но и способ её прочтения, гораздо более пластичный и
изменчивый. Всё, что мы сейчас делаем: учимся, едим, сердимся,
курим, пьём лекарства, алкоголь или наркотики,- влияет не только
на нас, но и на наших детей и внуков. Лица подростков были
смущенными и напряженными. - Учёные доказали в множестве опытов:
материнская любовь и внимание улучшают не только здоровье и
интеллект ребёнка, но и его наследственность, которую он передаст
последующим поколениям. Обратное тоже верно: соберите мирных
оседлых зелёных кузнечиков Locusta migratoria в тесную стаю - и
следующее поколение обозлённых скрипачей станет божьей карой -
агрессивной чёрно-жёлтой саранчой, летающей чудовищными тучами в
миллионы тонн и убивающей так же верно, как убивает голод.
Профессор посмотрела в сторону Гейлорда. - Опасайтесь, чтобы ваша
злоба не испортила жизнь и здоровье вашему потомству. Ненависть
порождает ненависть - эта старинная этическая теорема доказана
биологией! Профессор Франклин повернулась и вышла из аудитории.

Ответить   Mon, 6 Jul 2009 18:51:08 +0600 (#882089)