Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обязательства России по Киотскому протоколу. Киотский протокол


Сегодня в рассылке

Использованные материалы:
Аwakening1.ru
Наш форум
Дополнительный форум
Сейсмомонитор

 

 

Ведущий рассылки: yannus    

 Рассылка портала Пробуждение. Глобальные изменения.  

По оценкам разных  учёных, если выбросы парниковых газов останутся на прежнем уровне, к 2050 году исчезнет четверть известных нам сегодня видов животных и растений. Ещё тридцать лет назад никто не мог представить себе, что может появиться глобальная угроза, способная поставить под угрозу жизнь на Земле. В январе  2009  года американские ученые объявили по результатам исследования, проведенного по заказу министерства энергетики США, что последствия глобальных климатических изменений на планете стали необратимыми. Специалисты выяснили, что даже если каким-то образом удастся прекратить выбросы углекислого газа, создающего парниковый эффект, средняя температура воздуха на Земле все равно сохранится на высоком уровне в течение еще как минимум тысячи лет.
Наш форум есть место встречи людей кого волнуют глобальные процессы происходящие в мире, физические и психические изменения, происходящие в окружающем нас мире, неизвестные явления природы, которые могут являться или нормальными, естественными для Земли либо признаками приближающихся изменений.

Внимание! Фото будут видны если вы подключены к интернету и настройки безопастности позволяют загрузку картинок.
Наш тулбар
Вы можете загрузить и установить наш тулбар чтобы быть в курсе последних новостей портала "Глобальные изменения" 

 Темы (мысли, сообщения, информация)

 Обязательства России по Киотскому протоколу сводятся к следующему. Не превысить выбросы парниковых газов к 2012 году. При этом расчеты, проведенные с учетом ускоренного развития и удвоения ВВП за 8…10 лет, показывают, что риск нарушения обязательств – отсутствует, рис.1

Динамика выбросов СО2 в энергетике России

 

При этом Рост ВВП в России планируется не за счет энергоемких производств ВПК, а, в том числе, за счет:

∙ сферы услуг и торговли, что не связано напрямую с выбросами;

∙ цены на нефть (добыча которой не приводит к существенным выбросам парниковых газов);

∙ низкотехнологичный «сырьевой» вклад в ВВП определяется объемом мировых рынков сырья (металлов, минеральных удобрений и т.п.), резкие изменения ценовой конъюнктуры на этих рынках не предполагаются;

∙ развитие энергетики и ЖКХ подразумевает не наращивание новых мощностей, а модернизацию и замену действующих на более эффективное оборудование при обеспечении более четкой и слаженной работы.

Самое существенное обязательство – учет выбросов парниковых газов и отчетность в соответствии с РКИК. Россия не позднее 2007 года обязана создать систему оценки антропогенных выбросов и поглотителей парниковых газов. Отчетность по выбросам планируется включить в новое поколение стандартов ISO. Следует отметить, что для России нет необходимости в создании системы измерений объемов выбросов и системы учета поглощения СО2 лесами, так как эта информация собирается соответствующими министерствами и ведомствами на основе объемов использованного топлива или произведенной продукции, а так же путем учета ввода-вывода лесов и земель из лесного фонда.

Создание регистра принадлежности, купли-продажи и передачи единиц учета выбросов парниковых газов. Работа Регистра сходна с работой Реестра принадлежности акций. В конце периода обязательств происходит погашение единиц, а лишние переносятся на будущие периоды учета.

Важно отметить, что работа Регистра определяется международными правилами лишь по форме. Все правила, связанные с правами собственности определяются внутрен- ним законодательством. Также важно, что ведение Регистра не требует распределения всех квот страны. Например, возможен вариант, когда 20 % квот распределены, а остальные находятся в резерве у государства и не участвуют ни в каких трансакциях.

Участие России в торговле квотами не является обязательством. Каждая страна сама определяет характер участия в этих механизмах, либо не участвует вообще. Все сохраненные квоты могут быть перенесены на будущее.

Следует отметить, что данные положения относятся к периоду до 2013 года. Новые обязательства могут отличаться кардинально и быть устроены на принципиально другой основе. В этой связи важно определить те позиции Киотского протокола, которые могут способствовать наилучшему экономическому и социальному развитию страны на период до 2025 года.

1.5. Роль Киотского протокола для экономики России Роль Киотского протокола для экономики России можно сформулировать рядом тезисов:

1. Дополнительный стимул для проектов и мер по повышению энергоэффективности и энергосбережению. Масштабы денежного эквивалента оцениваются в 1…2 млрд. $ за 2008…2012 гг., что в целом для экономики России немного, но позволит получить поддержку «пионерам» энерготехнологических производств, обеспечивающих снижение карбоноемкости ВВП и, как следствие, – выбросов парниковых газов.

2. Дополнительное средство финансирования деятельности лесного хозяйства страны.

3. Средство снижения риска зарубежных инвестиций, при наличии статуса международного проекта совместного осуществления (ПСО).

4. Киотский протокол может способствовать развитию (финансированию) экологических, исследовательских т образовательных проектов, так как позволит предоставить международный статус такого рода деятельности.

5. Возможность привлечения дополнительный средств в ЖКХ при модернизации котельных с переводом последних на газ. При сжигании газа существенно меньшие загрязнения воздуха в приземном слое, что снижает заболеваемость населения. По оценкам, проведенным для шести городов России, перевод угольных котельных на газ приведет к снижению смертности на 40 тыс. чел. в год.

 

Торговля квотами на выбросы

Возможности применения рыночных механизмов для решения природоохранных задач исследуются более 20 лет. Такие механизмы, основанные на создании рыночных стимулов для снижения загрязнений окружающей среды, часто оказываются более эффективны, чем традиционные подходы, основанные на нормировании выбросов или штрафов за превышение последних. Например, опыт торговли квотами на выбросы SO2 в США показал, что фактические выбросы снижались быстрее допустимого объема на 20 %.

Считается, что рынок квот, основаный в 70-х годах прошлого века, в немалой степени способствовал данному сценарию развития событий. В 90-х годах участников рынка насчитывалось более 2000 тысяч (в основном объекты энергетики, каждый из которых получал определенную квоту на выброс). Предоставленные квоты могут свободно покупаться и продаваться на рынке.

Общее количество квот ограничено, а разрешенный объем выбросов для каждого предприятия планомерно снижается до уровня, установленного в качестве генеральной цели.

1. Дополнительный стимул для проектов и мер по повышению энергоэффективности и энергосбережению. Масштабы денежного эквивалента оцениваются в 1…2 млрд. $ за 2008…2012 гг., что в целом для экономики России немного, но позволит получить поддержку «пионерам» энерготехнологических производств, обеспечивающих снижение карбоноемкости ВВП и, как следствие, – выбросов парниковых газов.

2. Дополнительное средство финансирования деятельности лесного хозяйства страны.

3. Средство снижения риска зарубежных инвестиций, при наличии статуса международного проекта совместного осуществления (ПСО).

4. Киотский протокол может способствовать развитию (финансированию) экологических, исследовательских т образовательных проектов, так как позволит предоставить международный статус такого рода деятельности.

5. Возможность привлечения дополнительный средств в ЖКХ при модернизации котельных с переводом последних на газ. При сжигании газа существенно меньшие загрязнения воздуха в приземном слое, что снижает заболеваемость населения. По оценкам, проведенным для шести городов России, перевод угольных котельных на газ приведет к снижению смертности на 40 тыс. чел. в год.

торговли квотами на выбросы SO2 в
электроэнергетике США

Создание рынка квот на выбросы

Торговля квотами на выбросы

Возможности применения рыночных механизмов для решения природоохранных задач исследуются более 20 лет. Такие механизмы, основанные на создании рыночных стимулов для снижения загрязнений окружающей среды, часто оказываются более эффективны, чем традиционные подходы, основанные на нормировании выбросов или штрафов за превышение последних. Например, опыт торговли квотами на выбросы SO2 в США показал, что фактические выбросы снижались быстрее допустимого объема на 20 %, Считается, что рынок квот, основаный в 70-х годах прошлого века, в немалой степени способствовал данному сценарию развития событий.

В 90-х годах участников рынка насчитывалось более 2000 тысяч (в основном объекты энергетики, каждый из которых получал определенную квоту на выброс). Предоставленные квоты могут свободно покупаться и продаваться на рынке.

Общее количество квот ограничено, а разрешенный объем выбросов для каждого предприятия планомерно снижается до уровня, установленного в качестве генеральной цели.

Механизм торговли квотами можно представить следующим образом:

Предприятие 1 уже провело модернизацию оборудования и его выбросы снизились, излишек квот на выбросы продан Предприятию 2, модернизация которого на данном этапе менее выгодна, чем покупка квот,

Создание рынка квот на
выбросы

Рынки торговли квотами на выбросы существуют также в Великобритании, Дании и других странах Евросоюза. В схеме торговли квотами в ЕС участвуют все крупные стационарные источники выбросов (46 % от общего объема выброса СО2 в странах ЕС).

К ним относят производителей тепло- и электроэнергии, нефтеперерабатывающие предприятия, металлургическую и целлюлозно-бумажную промышленность. За невыполнение обязательств по сокращению выбросов устанавливаются штрафы в размере 40 евро за тонну СО2 в пилотный период (2005…2007 гг.) и 100 евро за тонну СО2 во время действия обязательств по Киотскому протоколу (2008…2012 гг.). Кроме того нарушители обязаны возместить недостающие сокращения в последующем периоде действия обязательств. Потенциал стоимости тонны СО2 может составлять 2…12 $/т (нижняя граница – по опыту торговли в Велинобритании). В то же время, при формировании рынка одним из самых важных является фактор числа участников рынка. При ограниченном числе участников рынок не может быть сформирован. Потенциальный спрос международного углеродного рынка (без США) на 2008…2012 гг. сегодня оценивается на уровне 700 млн. т СО2. Потенциальное предложение (в случае если Россия выставит на рынок все неиспользованные квоты) в 1000…1500 млн. т. Такой сценарий развития с превышением предложения над спросом невыгоден многим участникам рынка, в первую очередь России.

Кроме того, считается маловероятным, что на углеродном рынке будет действовать свободный механизм торговли, в силу высокой политизированности рынка. Предполагается, что торговля квотами будет сопровождаться целым рядом ограничений носящих геополитический характер.

Неясным фактором остается роль США, которые с одной стороны не ратифицировали Киотский протокол, но в то же время и не вышли из него. В настоящее время США заморозили свое участи во всех переговорах по Протоколу. Однако на федеральном уровне ведутся попытки формирования рынка квот на выбросы парниковых газов, а в отдельных штатах (Флорида, Джорджио, Миссисипи, Нью Мехико и др., всего около половины) проводится инвентаризация выбросов, формируются регистры, разрабатываются планы и стратегии по сокращению парниковых газов.

Также можно отметить и то, что отдельные кампании и корпорации создают некоммерческие партнерства.

В Партнерство по предотвращению изменения климата (Partnership for Climate Action, РСА, 2002) входят кампании «Алкан», «Бритиш Петролеум», «ДюПон», «Энтерджи», «Онтарио Пауэр Дженерейшн», «Пешини», «Шелл», «Санкор» и неправительственная организация «Защита природы». Суммарные выбросы партнерства сопоставимы с выбросами Испании или Австралии. Цель партнерства сократить выбросы СО2 на 80 млн.т.

В России в 2003 году создано партнерство Национальное углеродное соглашение (НУС). Его участниками являются РАО «ЕЭС России», группа МДМ, «Роснефть», «АФКСистема», ООО «Металлэнергофинанс», (дочерняя кампания «Евразхолдинга»), Энергетический углеродный фонд, управляющая кампания «РусАл», инновационно-иехнологический центр «Внешнаучприбор», иныестиционная кампания «ЕвроЭнергоСбережение», АКБ «ЦентроКредит», «Банк проектного финансирования», ФГУП «Русэкотранс» и ЗАО «Финако-групп». Общая эмиссия кампаний, входящих в НУС составляет около 644 млн. т СО2-эквивалента. Основные задачи партнерства: координация деятельности крупнейших российских корпораций в области практического использования положений Киотского протокола; создание и сопровождение программ технического перевооружения; организация национального углеродного рынка.

 

http://stroystandart.info/


Факторы изменения климата как экологическая проблема энергетики
ЭнергетикаСовременные оценки изменения климата на планете тесно связывают последние с техногенной деятельностью человека. При этом отмечают ряд факторов, которые наиболее существенно влияют на климат Земли. К ним относят: ∙ антропогенный рост концентрации парниковых газов в атмосфере; ∙ усиление радиационного прогрева атмосферы (парникового эффекта) и рост средней температуры; ∙ рост числа отрицательных явлений; ∙ изменение углеродного баланса (в этой связи особую роль приобретают леса России).

Антропогенный рост концентрации парниковых газов в атмосфере. Парниковый эффект вызывается водяным паром, СО2, СН4, N2О и рядом других газов, содержание которых незначительно (фреоны, перфторуглероды, гидрофторуглероды, гексафторид серы). Следует отметить, что парниковый эффект был всегда с момента зарождения атмосферы, однако в настоящее время имеет место антропогенное усиление этого эффекта.Рост концентрации парниковых газов

 

Сжигание ископаемого топлива является главным источником появления антропогенного СО2 (3/4 роста концентрации), а еще 1/3 приходится на сведение лесов и деградацию земель. Повышение концентрации метана так же вызвано антропогенными факторами (животноводство, возделывание риса, свалками, утечками природного газа, эмиссией шахтного газа и т.п.), а повышение концентрации закиси азота на 1/3 вызвано антропогенными причинами (сельское хозяйство и химическая промышленность).

К настоящему времени концентрация фреонов в атмосфере сокращена в связи с действием Монреальских соглашений. Особо следует отметить, что для исторического периода в 100…200 лет резкое увеличение концентраций парниковых газов можно назвать «химическим ударом», рис.4.

Усиление радиационного прогрева атмосферы и рост средней температуры.


Под радиационным балансом атмосферы Земли понимают соотношение воспринятых и отданных атмосферой тепловых потоков. В целом приходящая солнечная радиация (342 Вт/м2) практически равна сумме радиации, сразу отраженной атмосферой (107 Вт/м2), и исходящей от Земли длинноволновой радиации (235 Вт/м2). Земля, в свою очередь возвращает тепло в атмосферу и греет ее снизу. В результате средняя глобальная температура у поверхности составляет +14 С, а на верхней границе тропосферы –58 С. Если предположить, что те же 235 Вт/м2 излучаются Землей как неким нагретым телом, то температура его поверхности должна быть на уровне –19 С.

Таким образом естественный парниковый эффект меняет радиационный баланс атмосферы Земли, рис.5. Оценка вклада различных факторов в радиационное воздействие атмосферы показывает, что изменение солнечной активности усилии прогрев на 0,1…0,5 Вт/м2, изменение количества тропосферного озона – прогрев на 0,2…0,5 Вт/м2. Но с другой стороны, изменение сульфатных аэрозолей снизили прогрев на 0,2…0,5 Вт/м2, а стратосферного озона на 0,05…0,2 Вт/м2. Таким образом имеется комбинация разноплановых факторов, каждый из которых заметно слабее, чем рост концентрации парниковых газов, оцениваемый как прогрев на 2,2…2,7 Вт/м2. Это означает, что по порядку величины нарушение, вызванное антропогенной деятельностью человека составляет менее 3 Вт/м2, или менее 1 % от общего баланса.

Вместе с тем существуют оценки того, что данное нарушение привело в ХХ веке к росту средней глобальной температуры на 0,6±0,2 С, рис.6.

Рост концентрации парниковых газов

 

Рост концентрации парниковых газов

 

Рост числа отрицательных явлений характеризуется повышением частоты и интенсивности:

Тепловых волн и сильных морозов;

Наводнений и засух;

Лавин и сильных ураганов.

При этом в условиях небольшого потепления, но сильном росте изменчивости – вторичные явления гораздо сильнее первичного эффекта (например, снижение урожайности от наводнений или засух может нанести больший ущерб, чем собственно стихия).

Умозрительно связь между антропогенной деятельностью человека и изменением климата понятна, но сегодня не установлено прямой причинно-следственной взаимосвязи между ростом температуры и увеличением стихийных бедствий.

Изменение климата выражается в небольшом росте температуры, но, при этом сопровождается:

резким увеличением особо жарких дней;

увеличением сильных осадков (ливней, снегопадов);

увеличением сильных тропических циклонов;

сокращением площади ледников (есть признаки деградации вечной мерзлоты);

сокращением площади снежного покрова (снежный покров снизился на 10% за время спутниковых наблюдений, толщина льда снизилась на 40%, а их площадь сократилась на 10…15% за последние 50 лет).

Так же можно отметить, что рост числа наводнений и тайфунов привел к резкому увеличению ущербов (с 1950-х по 1990-е увеличился в 10 раз в сопоставимых ценах), рис.7.

Изменение углеродного баланса. Наземные экосистемы, где органический углерод удерживается в живой биомассе, в почве и в постепенно разлагающемся органическом веществе, играют ключевую роль в глобальном цикле углерода. Естественный обмен углеродом в форме СО2 и других углесодержащих соединений идет посредством фотосинтеза, дыхания, разложения и горения.

Все эти процессы подвержены антропогенному влиянию человека.

Некоторые показатели баланса углерода:

Содержание в углерода в атмосфере – 760 млрд. т;

Содержание в углерода в океане – 39 000 млрд. т;

Содержание в углерода в почве и органических остатках – 2 000 млрд. т;

Содержание в углерода в живой растительности – 500 млрд. т;

Обмен СО2 между атмосферой и сушей – 60 млрд. т;

Обмен СО2 между атмосферой и океаном – 90 млрд. т;

Поглощение экосистемой суши – 0,7 млрд. т;

 

Рост концентрации парниковых газов

 

Вынос углерода реками в океан – 0,8 млрд. т.

По некоторым оценкам глобального баланса углерода за период с 1990 по 1998 гг. происходит накопление содержания углерода в атмосфере на уровне 3 млрд. т, рис.8. Следует отметить, что изменение баланса углерода (в виде накопления в атмосфере) не влияет на баланс кислорода. Изменение концентрации кислорода в атмосфере оценивается менее, чем в 0,1%.

В условиях меняющегося баланса углерода планеты особую роль приобретают леса России. Из 500 млрд. т углерода, приходящихся на живую растительность – 34 млрд. т являются вкладом лесов России (из них 25 млрд. т – хвойные леса). Почвы земель лесного фонда – 250 млрд. т, почвы собственно покрытых лесом земель – 125 млрд. т, отмершие органические вещества лесов – 18 млрд. т. В совокупности это составляет 427 млрд. т, или около 8,5 % мирового запаса углерода находящегося на суше.

Вместе с тем леса России обеспечивают поглощение около 8 % мирового антропогенного выброса СО2, который составляет 6,5 млрд. т, а выброс России – 0,6 млрд. т. Таким образом леса России поглощают практически все, что выбрасывается в атмосферу в результате антропогенной деятельности в нашей стране (около 0,52 млрд. т).

В определенном смысле можно говорить, что леса России и таких стран как Бразилия являются «донором кислорода» на планете, понимая под донорством экологическую роль лесов. Сохраняя леса для планеты, такие страны оказывают человечеству экологическую услугу.

Риски человечества в рамках прогнозов на будущее при потеплении на 1,5…2 (лучший вариант развития событий) и 4…5 С к концу 21 века. В лучшем случае вымирание некоторых уникальных экосистем (например – Аральское море);

Многократное увеличение экстремальных природных явлений; В лучшем случае экономические последствия для ряда регионов планеты как позитивные, так и негативные, в худшем – только негативные;

В лучшем случае снижение урожайности в большинстве тропических регионов, в худшем – также и в средних широтах;

Изменение количества осадков – в засушливых регионах их будет еще меньше, а в северных и средних широтах – больше;

Необратимые изменения в экосистемах ледников, тропических лесов, манговых зарослях, коралловых рифов, полярные и альпийские районы;

Потеря биоразнообразия из-за вымирания редких видов животных и растений (например, для таежных и горных экосистем потери могут составить от 10 до 60%);

Повышение уровня океана;

Таяние ледников и дальнейшее снижение снежного и ледового покрова;

Повышение смертности среди людей (жара в Европе 2005 года унесла 20 000 жизней), кроме того увеличение распространителей болезней, например, энцефалит, снижение качества воды, ухудшение качества продовольствия;

Возможно появление климатических беженцев и значительное переселение.

 

Рост концентрации парниковых газов

 


Киотский протокол был принят на Третьей конференции сторон РКИК в г. Киото (Япония) в 1997 году. Протокол устанавливает обяза- тельства развитых стран по ограничению выбросов парниковых газов, табл.5. Для России не превысить в 2008…12 гг. уровень выбросов 1990 года. Парниковые газы, регулируемые Киотским протоколом, это: диоксид углерода (СО2), метан (СН4), закись азота (N2O), гидрофторуглероды (ГФУ), перфторуглероды (ПФУ), гексафторид серы (SF6).

В основе разработки Киотского протокола лежит несколько основополагающих принципов.

Есть уверенность в антропогенном характере и причинах изменения климата. Есть понимание будущей угрозы, но нет прямых причинноследственных взаимосвязей между снижением выброса и получением эффекта, например, предотвращением наводнения и т.п.

Контроль за выбросами парниковых газов затрагивает всю мировую экономику, но организация и обеспечение такого контроля требует много времени. В любом случае начинать необходимо с малого (пилотного) проекта.

Киотский протокол определяет пятилетний период с 2008 по 2012 гг. включительно.

Парниковые газы не являются загрязняющими веществами в общепринятом смысле (например, как SO2 и NOx). Поэтому их регулирование на уровне ПДК нерационально. Действительно, выброс СО2 напрямую связан с коли- чеством сжигаемого органического топлива в энергетических установках.

Снижение выброса возможно лишь с полной заменой оборудования на более эффективное при одинаковых энергетических нагрузках. Такую замену возможно сделать лишь постепенно, во взаимоувязке со всем экономическим хозяйством в целом, а на это потребуется время.

Киотский протокол не задает никаких обязательных политик и мер. Каждая страна вправе самостоятельно определить – насколько возможно снизить выбросы. Общее решение принимается коллегиально. Такой подход для каждой страны означает решение двух вопросов: первое – как повлиять на национальный бизнес; второе – политические амбиции лидеров ведущих стран. Первое привело к ориентации протокола на развитие энергетики без учета фактора лесного хозяйства.

После жестких обсуждений с участием России, при формирования обязательств отмечена особая роль лесов с выделением дополнительной квоты. Например, данная квота из расчета на пять лет для России составляет 33 Мт С/год (самая большая);

Япония – 13;

Канада – 12;

Германия 1,24;

Украина 1,11,

Румыния –1,1

у остальных развитых стран менее 1.

 Второе – политические амбиции – привели к неблагоприятному исходу для США и Австралии, когда одни политики (Альберт Гор) заявляют в Киото высокие обязательства, а другие (Джордж Буш) столь же демонстративно от них отказываются.


С пониманием отладочной роли Киотского протокола, его ценность не снизилась бы и при менее жестких обязательствах США. В результате страна, где население больше всего обеспокоено проблемами изменения климата, и являющаяся автором идеи торговли квотами до 2012 года не может участвовать в этих торгах.

http://stroystandart.info/

Таким образом Киотский протокол – это первая попытка мирового сообщества разработать механизм отношений, способный повлиять на глобальные изменения климата на планете.

 

Киотский протокол является пилотным этапом, на котором должен быть отлажен механизм международной торговли квотами на выбросы парниковых газов. Он дает общие формулировки и не содержит деталей выполнения обязательств, не предусматривает никаких штрафных санкций.


В избранное