"Отыщи всему начало, и ты многое поймешь" Козьма Прутков
Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы.
К. Гельвеций
Отыщи Всему Начало, и Ты Многое Поймешь
Выпуск 77. О воспитании детей
Из мыслителей
Нет ничего бесполезнее и даже вреднее, как наставления, хотя бы и самые лучшие,
если они не подкрепляются примерами, не оправдываются в глазах ученика всею
совокупностью окружающей его действительности.
В. Г. Белинский
Маленькое чудовище или
гиперактивный ребенок
Кто он, этот ребенок, доставляющий всем столько хлопот? Он пребывает в постоянном движении,
отвлекает других учеников и не участвует, как все, ни в одном школьном мероприятии. Когда он
появляется в классе, то ломает весь процесс учебы. Достаточно одного такого ребенка, и работа
учителя превращается в сплошную борьбу.
Таких детей называют гиперактивными и относятся к этому определению, как к медицинскому
диагнозу. Кардинальный выход из этой ситуации сегодня только один — подавлять активность
ребенка успокаивающим средством.
Тот, кто принимает решение прописать ребенку риталин или другое подобное лекарство,
признается тем самым не только в непонимании ситуации, но и в своем полном безразличии,
нежелании разобраться и помочь маленькому человеку. Лекарство помогает только учителям
и школьной администрации, успокаивая беспокойного ученика, оно делает его тихим и
безразличным, но никак не решает проблемы самого ребенка.
Заставляя ребенка принимать транквилизаторы, загоняя проблему внутрь, мы просто выключаем
его из жизни, не давая возможность процессам, происходящим в нем, развиться и завершиться
своим естественным путем. Мы затрудняем его развитие, и это обязательно проявится позже в
предрасположенности к наркотикам, в душевных болезнях, проблемах в сексуальной сфере.
В каждом классе всегда были дети тихие и дети беспокойные, но гиперактивность — это нечто
другое. Это некоторое неосознанное внутреннее беспокойство, которое организм старается
заглушить постоянным физическим движением. Поэтому ребенку трудно удерживать внимание, он
не может сосредоточиться на обращенной к нему речи, и кажется, что он игнорирует наши слова
и замечания. Он нетерпелив, и ему трудно доводить что-либо до конца. Он часто отказывается
выполнять задания и участвовать в общих действиях не потому, что они ему не нравятся, но
потому, что требуют терпения и внимания, на которые он не способен.
Любой человек может вспомнить себя в состоянии беспокойства и понять, что вел бы себя
также. Он метался бы из угла в угол, не мог бы ни на чем сосредоточиться, был бы рассеянным,
невнимательным к обращенным к нему словам и все время возвращался бы мыслью к предмету
своего беспокойства. Только беспокойство и дискомфорт гиперактивного ребенка не имеют ясной
причины, понятной ему и окружающим его людям.
Взрослый человек тоже может быть гиперактивным, но ему проще найти подходящее своим
свойствам занятие. Это может быть профессия, требующая физической активности, быстрого
переключения внимания и способности принимать неожиданные решения. Это могут быть
экстремальные виды спорта или даже частая смена сексуальных партнеров.
Если вдуматься, вся наша сегодняшняя цивилизация гиперактивнва. Тысячи лет люди жили очень
неторопливой жизнью, перенимали профессию и образ жизни родителей, женились на дочери
соседа и умирали в той же деревне, что и рождались. Сегодня люди с легкостью меняют место
жительства, профессию и семью. Сегодня я должен пару раз в году куда-нибудь уехать и, чем
дальше, тем лучше, — тот, кто не ездил куда-нибудь в Африку, в Индию или на Дальний Восток, с
ним просто не о чем говорить.
Сегодня наша жизнь меняется очень быстро, и разница между поколениями растет. Наши
дети другие. Они быстро взрослеют, обладают иным взглядом на жизнь, другими желаниями и
способностями, чем мы. У них другие проблемы. Они теряют интерес ко всему и не находят, чем
себя наполнить, несмотря на все то огромное количество развлечений, которое есть у них по
сравнению с прежними поколениями. Они кажутся более эгоцентричными, с трудом понимают
других и испытывают сложности в общении.
Так проявляется эволюция человечества, так действует природа, и не признавать этого, пытаясь
бороться с ее законами, — напрасные потуги. Если заставлять ребенка быть, как все, то это
вызовет протест и конфликт, но если направить его энергию в нужное русло, это даст ему
дополнительные возможности в жизни. У таких детей много энергии, они могут делать много
вещей одновременно и успевать больше в течение дня. Есть профессии, в которых именно
гиперактивность становится залогом успеха.
Мы должны помочь детям понять себя и ни в коем случае не обвинять их в том, что от них не
зависит. Им следует объяснять, что с ними происходит, почему они такие "взрывные" и как их
гиперактивность выглядит со стороны, — чтобы и они, в свою очередь не обвиняли окружающих в
непонимании и не замыкались от них.
Гиперактивный ребенок, как правило, более развит — он активнее постигает окружающий мир, чем
обычные дети. Он может достичь в жизни большего, чем другие, но ему необходимо научиться
управлять своими качествами. Он как гадкий утенок, который может стать прекрасным лебедем,
если мы не подрежем ему крылья.
ПЕРВОПРИЧИНЫ ПРОБЛЕМ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ОШИБКИ ВИСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
Из мыслителей
Тот, кто желает хорошо воспитать ребенка,
обречен всегда придерживаться справедливых
взглядов.
О. Балъшк
1. Недостаток внимания
К сожалению, мы не всегда можем уделить своим детям достаточно внимания, подолгу играть,
вместе гулять, беседовать обо всем, что увлекательно. А детям кажется, что мы их не любим, они
считают, что внимание к ним равносильно любви. И делают все, чтобы привлечь к себе интерес:
надоедливо пристают с нелепыми вопросами; не выполняют просьб взрослых, вынуждая
обращаться к ним вновь и вновь. На все эти хитрости дети пускаются, чтобы привлечь к себе
внимание. Они считают, что любимы, только если окружающие обращают на них свое внимание.
2. Борьба за власть
Это характерно для детей, которых очень контролируют дома, или в школе. Давление можно
оказывать различными методами. Не обязательно кричать или требовать, иногда взрослый
выразительно вздыхает, демонстративно грустно смотрит на ребенка, тем самым показывая,
до чего он невыносим, неуклюж, бестолков. Хотя часто взрослые используют крик, наказание,
давление. У растущего в такой семье ребенка складывается убеждение, что человек важен и
нужен только тогда, когда побеждает. Ребенок, уверенный в этом, может быть упрямым, часто
спорит, обязательно должен победить или выиграть, должен быть хозяином положения, часто
врет и себе, и другим, потому что ему нужно быть более влиятельным; прибегает к вранью,
чтобы упрочить свое положение.
3. Возвращенная боль
Это месть. Что такое месть? Это, по определению психологов, возвращенная боль. Очень
часто, не замечая, мы унижаем своего ребенка. Например, когда машем на него рукой
и говорим: "Подожди!" или "Ты еще маленький, ничего не понимаешь" – и другими
невербальными способами демонстрируем, что пока он не может участвовать в нашей жизни или
в переговорах в данный момент. Это приводит к тому, что ребенок чувствует себя униженным,
не ощущает своей ценности и нужности. Чаще всего дети мстят, когда их насильно заставляют
делать что-нибудь, наказывают или кричат, шлепают – одним словом, унижают. И еще дети с
физическими недугами и недостатками, которые думают, что они не такие, как все, что весь мир
против них. Месть могут возвращать не тому, кто причинил боль, а совсем другому, потому что
боль носить в себе очень тяжело, особенно ребенку.
4. Уклонение
Всем своим видом такой ребенок сообщает: оставьте меня в покое. Чаще всего ошибочную цель
– уклонение – преследуют дети с какими-нибудь физическими недостатками, болезненные, то
есть те, которых много опекали родители. Из-за такой заботы родителей они не очень верят в
свои силы и ощущают полную беспомощность, они не притворяются. Ребенок с такой проблемой
в поведении, постоянно отказываясь от любой деятельности, может чувствовать себя глупым по
сравнению с окружающими, сдается и не желает участвовать ни в каких мероприятиях, не хочет,
чтобы от него что-либо требовали, не может себе ставить высокие цели. Он не делает ничего, не
веря, что вообще на что-то способен, и все для него слишком сложно.
5. Решение
Необходимо стараться уделять как можно больше внимания ребенку не тогда, когда он ведет
себя плохо, а напротив, когда все хорошо. Тогда у него не будет необходимости вести себя
плохо, чтобы получить дополнительное внимание или выражение вашей любви.
Советуйтесь с детьми. По каждому вопросу, но только чистосердечно. Пускай они научат вас
чему-нибудь. Демонстрируйте детям, что они немало значат для своих братьев или сестер, и
членов вашей семьи. Спрашивайте себя почаще: что я сейчас делаю для моего ребенка, что он
уже мог бы делать сам? И передоверяйте такие действия ему самому. Относитесь к ребенку с
уважением. Мы чрезмерно часто концентрируемся на недостатках ребенка. Думаем, что главное
в воспитании – недостатки, чтобы одержать победу. Но гораздо предпочтительнее подмечать в
ребенке как можно чаще то, что он делает хорошо. А недостатки сами собой пропадут, потому
что ребенок не будет концентрироваться на них.
КОМУ ВОСПИТЫВАТЬ ЭТИХ "ДРУГИХ" ДЕТЕЙ?
Из мыслителей
В воспитании кроется великая, тайна усовер
шенствования человеческой природы.
И. Кант
На нашей планете родилось и продолжает рождаться новое, другое поколение. Казалось бы они
еще такие маленькие дети, что они могут понимать? Но мы должны смотреть глубже, в их душу.
Они совсем другие, обновление душ в новом поколении приводит к тому, что молодым нечего
взять у старшего поколения. Какие ценности мы им можем передать, говоря: "учись хорошо,
будь умным и здоровым. Потом вырастешь, женишься, у вас появятся дети и все будет хорошо".
У подрастающего поколения есть все, о чем когда-то мы и не могли даже мечтать. Почему они в
депрессии, почему уходят в наркотики? Потому что находят, что наша жизнь не доставляет им
удовольствие, не приносит радость.
Они тянутся к другому качеству жизни, к другому воспитанию. Молодое поколение растет с
глобальными желаниями в глобальном мире. Моя маленькая племянница, посмотрев гламурную
передачу спросила: "А зачем дяде-миллионеру дом на 40 комнат, лучше бы там разместился наш
детский сад. Ведь в нашем, деткам младшей группы негде поставить кроватки." Слушая такие
речи сложно спросить кто же из нас взрослее?
Как к ним подступиться с прежними методами, если они не верят, что все будет хорошо, и прямо
нам об этом говорят?
Новое воспитание должно соответствовать новым душам, которые раскрываются сегодня. Это
значит, что мы должны отказаться от принуждения и объяснять детям суть человеческой
природы. Только такой подход принесет успех.
Обучение в системе интегрального воспитания заключается в том, чтобы ребенок по мере
появления в нем желания оторваться от матери, строил бы дополнительно такую окружающую
среду, которая заменяла бы ему мать. И постепенно переносил ее функцию в виде заботы,
любви, внимания, одобрения, правил взаимодействия на окружающее его общество.
Ребенок отрывается от матери – так заложено природой. Это неизбежно. Психологи это
называют "разрыв пуповины". Мы должны сделать так, чтобы окружающий мир каждому ребенку
заменял мать, но именно в той мере, в которой ребенок правильно относится к окружающему
миру.
Мать принимает его таким, какой он есть – плохой или хороший. Он – ее. Для мира он свой или
не свой в той мере, в которой он правильно к миру относится. Система интегрального воспитания
должна создать такую окружающую обстановку, которая бы обучала его правильному отношению
к миру, и тогда мир заменит ему мать.
Мать приходится матерью для тела, а мир будет приходиться матерью для человека в человеке,
когда он создает из себя правильный образ. В той мере, в которой он "не совсем человек" – не
находится, в любви к другим и заботе, в той мере и мир проявляет себя к нему иначе – не как
мать.
Создавая такую структуру, мы растим абсолютно здоровых детей: душевно и физически.
Да, чувствуя себя уверенно, защищенно, дети готовы и нам показать совершенно незнакомый
нам мир. Они хотят сами воочию увидеть более высокий, другой мир.
Это может заметить каждый, стоит лишь позаниматься с ними, и вы сразу почувствуете, как они
тянут вперед и вглубь и не дают нам времени ни одуматься, ни опомниться.
Именно они, эти "другие" дети глубоко чувствуют современный мир. Они требуют от нас стать
другими и присоединиться к их новому поколению.