Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Отыщи всему начало, и ты многое поймешь" Козьма Прутков



Первой должна прийти любовь, а за ней мораль. Обратное мучительно.

Альбер Камю



Отыщи Всему Начало, и Ты Многое Поймешь

Выпуск 62. Общество морале




Из мыслителей

Я еще не такой подлец, чтобы думать о морали. Миллион лет прошло, пока моя душа выпущена была погулять на белый свет, и вдруг бы я ей сказал: ты, душенька, не забывайся и гуляй "по морали". Нет, я ей скажу: гуляй, душенька, гуляй, славненькая, гуляй, добренькая, гуляй, как сама знаешь. А к вечеру пойдешь к Богу. Ибо жизнь моя есть день мой, и он именно мой день, а не Сократа или Спинозы.

 В. В. Розанов

Сейчас многие говорят, что наш современный мир стал аморальным, наблюдается полное падение нравов.

Как это понимать, что это значит? И что такое: мораль, нравственность?

Если обратиться к толковым словарям, то у меня остается больше вопросов, чем ответов. Конечно, я обратился за информацией в такой замечательный ресурс как Википедия. Но не то чтобы я не получил ответа, все же он меня не удовлетворил.

Википедию редактируют такие же люди, как и я. Мне стало интересно, что по этому поводу думали великие, всеми признанные умы прошлого и что думают современные, прогрессивные ученые.

Оказывается, эта тема многим из них не давала и не дает покоя. Если перечислять имена этих, по-настоящему великих людей - это займет пол статьи, и упустить кого-либо из них было бы несправедливо, поэтому не буду начинать.

Из их трудов я сделал вывод, что мораль это некий свод законов, кем-то написанных, а чаще, свод неписаных законов, согласно которым живет общество. У каждого общества, племени, народа, государства, цивилизации культивировалась своя мораль, причем адептам одних культур нравы других могли показаться в лучшем случае непонятными, а то и вовсе аморальными.

Наши древние, еще полудикие предки заметили, что у высоко моральных племен повышается их стойкость и выживаемость в тогда еще тяжелых внешних условиях жизни, и напротив, племена с низкой нравственностью вымирали. Это вынудило их вводить различные запреты, табу.

Почему так происходило? Мы понимаем, что племя – это группа людей, где жизнь каждого целиком и полностью зависит от его соплеменников. Другими словами, племя – это один, нераздельный живой организм, а его законы служат ему как иммунная система племени.

Что происходит в обществе индивидуалистов, в котором мы и живем?

Поскольку цивилизация отрывает человека от природы, его мораль тоже оторвана от нее. Благодаря прогрессу и искусственно созданной, относительно безопасной среде обитания мы стали независимы друг от друга, хотя независимы тоже относительно. Давайте проанализируем чем, какими законами руководствуются индивидуалисты.

В отличие от нашего древнего предка у современных людей, в относительно демократичных странах, есть огромный выбор мировоззрений, идеологий, моральных ценностей, исповедуемых в различного вида общинах, субкультурах, в разных социальных слоях.

Это не то социальное разделение, где расслоение происходит по уровню доходов, образованию, известности, власти, а скорее - по внутренним установкам человека как личности, что касается морали. Но все же, эти установки очень сильно влияют на его стремление к высокому социальному статусу. А так же мы, в нашем исследовании, не дифференцируем людей по их умственному и культурному развитию. Нас интересуют только их внутренние установки, убеждения, согласно которым они сосуществуют в обществе.

Убеждения у современного человека, в отличие от наших не таких далеких предков, могут изменяться множество раз на протяжении его жизни под влиянием общин и субкультур, в среде которых он находится. Современному человеку, особенно если он живет в мегаполисе, зачастую на протяжении одного дня приходится переходить из одной субкультуры со своими ценностями в другую, с качественно другими и порой противоположными убеждениями.

Общественные правила, законы морали, нравственности, в идеале, направлены как на защиту членов общества, их наиболее оптимальное сосуществование, так и на защиту всего общества в целом, даже если это будет в ущерб отдельным ее членам. Причем, чем больше членов общества готовы поступиться своими личными интересами на благо всех, тем более жизнеспособным оно становится. Если они это делают осознанно и даже стремятся к этому, и у членов общества не возникает соблазна преступить эти законы в корыстных целях – общество можно назвать моральным.

Мы пока не идеальны, и оторвавшись от природы, престали чувствовать свою взаимосвязь с другими людьми. Мы не чувствуем причиненного вреда, когда пытаемся "урвать" для себя больше, чем надо.

Я выделил четыре категории социальных типажей, у которых существует иллюзия их отдельности и соблазн получить больше за счет других.

Первых назовем "хулиганами". Это неординарные личности, не признающие законов общества и не знающие страха. Они постоянно хотят доминировать над другими, не признают никаких правил, делают все, что им вздумается и берут у общества все, что им захочется, одним словом – беспредельничают. Поскольку они доставляют много хлопот обществу, а зачастую, представляют опасность – общество всячески защищает себя от них, устраняет физически, но чаще изолирует.

Есть два способа изоляции: простодушных хулиганов просто заточают в специально созданные для этого заведения с высокими заборами, где их охраняют. А хитрых и изворотливых заточить не так-то легко. Им просто платят, для того чтобы те сами себя изолировали от общества в других, более комфортабельных заведениях, главное чтоб были подальше. Кстати, их тоже охраняют.

Конечно, они доставляют обществу какие-то неудобства в виде написанных ими законов. Так сложилось, что современное общество плохо следило за тем, кому писать законы, по которым оно живет, и изворотливые хитрые хулиганы этим воспользовались. В этом есть и плюсы. В большинстве своем эти законы направлены на то, чтобы таких как они, непослушных хулиганов в обществе появлялось как можно меньше и чтобы новые, созревшие хулиганы, не могли воевать с ними за теплое местечко, например, кресло в парламенте, а сидели бы в тюрьмах. Такая вот конкуренция.

Вторую категорию можно назвать "воришки". Они втайне хотят действовать, как первые, но боятся наказания согласно тем законам, которые установлены в их обществе. Они всегда готовы преступить закон в корыстных целях, если это возможно сделать безнаказанно. Проще говоря, воруют при любой появившейся удобной возможности, и все свои мелкие пакости делают тайком.

Третья категория – "зануды". Осуждают первых и вторых. Они мало с кем воюют за материальные блага, почти никогда не воруют. И удерживает их от этого некое незримое, вездесущее око, которое за ними беспрерывно, днем и ночью, следит. По преданию, оно безжалостно карает тех, кто нарушает законы, данные обществу этим оком свыше, и вознаграждает тех, кто их соблюдает. Вот только одна незадача - каждый получает по заслугам не здесь и сейчас, а там и потом, в другом, "лучшем мире".

Где-то в глубине души адепты такого мировоззрения тоже не прочь действовать как хулиганы, но их сдерживает такой же страх перед наказанием, как и у воришек, даже еще больший. Утешение одно – их ждет вечное блаженство после смерти, а тех, первых и вторых – страшные, вечные муки.

Еще, почему-то законы, по которым живут зануды, очень похожи на те, что написаны хитрыми хулиганами.

Четвертая категория - "хорошисты". Они исполняют все законы тоже из страха, только страх у них уже несколько другого рода. Они отстраняются от всего безнравственного скорее не из страха наказания, а из страха навредить себе, своему ближнему и обществу в целом. Большой процент в обществе людей с такими внутренними установками говорит о его высокой моральной устойчивости. Но все же называть такое общество высоко нравственным еще рано.

Почему они хорошисты? Во- первых, потому что они просто хорошие, а во – вторых, если есть хорошисты, то должны быть и отличники. О них самих и кто они такие поговорим позже.

В своей статье я никого не осуждаю, просто описал свойства, что сформировались в людях и присущи каждому. Причем, сам человек над ними не властен, их можно изменить только под воздействием среды в виде общества исповедующего желаемые ценности, которое есть возможность выбрать самому.

Каждый из выше перечисленных типажей нужен обществу для его естественного развития. Например, без "хулиганов" общество вообще не развивалось бы, но порой они, переступая за пределы дозволенного, раскрывают новые горизонты.

"Воришки" – склонные к накопительству люди, как жировые клетки в организме, все втягивают в себя и отдают с очень большой неохотой, но когда приходят тяжелые дни, именно благодаря им общество выживает.

"Зануды" – это хребет общества, на них все держится.

Задание: попробуйте расставить выше перечисленные типажи в зависимости от наличия у них моральных качеств и подумайте, почему вы расставили их именно так.

Продолжение следует.


ОБЩЕСТВО МОРАЛЕ (продолжение)


Из мыслителей

Пороки не пророки

Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья.

 Эммануил Кант

Господа, вы хотели бы жить в мире, где люди живут во взаимной любви, уважении, доверии и заботе друг о друге?

– Я очень хочу!

Но вы представляете, что произойдет, если люди, хотя бы, перестанут обманывать друг друга, перестанут воровать и начнут доверять друг другу? А если перестанут делать такие ужасные поступки как грабежи, насилие, убийство?

Давайте поэтапно рассмотрим, как отразится на социуме исчезновение его пороков.

Первым изучим такой бич человечества как воровство.

Если люди во всем мире вдруг перестанут воровать, то придется остановить производство массы различных товаров и услуг. Это: замки, сейфы, бронированные двери, решетки на окна, охранные системы сигнализации и видеонаблюдения, не надо будет строить высоких заборов, толстых стен и т.д.

Это, в свою очередь, повлечет сокращение рабочих мест разного рода: рабочих и строителей, которые производили и обслуживали вышеперечисленное оборудование и сооружения, придется сократить всех охранников и сторожей.

Придется выпустить исправившихся тюремных заключенных, следовательно – закрыть множество тюрем и сократить штат их сотрудников, в том числе и огромный штат сотрудников правоохранительных органов, лишатся своей конуры и куска хлеба множество сторожевых псов – я имею в виду ни в чем не повинных животных, наших четвероногих друзей.

Станут ненужными многие должности из сферы контроля и учета: инспектор, аудитор, ревизор, контролер.

На улицах окажутся целые армии безработных, ничем незанятых людей. Чем их занять? Хочу заметить, при этом производство необходимых для жизни товаров не сократится, всем всего будет хватать. И если безработным бесплатно давать все необходимое, поскольку денег у них нет, а мы не можем позволить себе дать умереть им с голоду – не станут ли они деградировать от тунеядства?

Мы наблюдаем картину, в которой такой бич как воровство, тормозящий развитие экономики, исчезнув, разрушит ее.

Может, стоит продолжать воровать? А может что-то в экономике не так? Или все-таки в человеке, его природе?

Даже страшно подумать, а что будет, если люди перестанут обманывать и начнут доверять друг другу?

Где и как, в таком случае, смогут зарабатывать себе на кусок хлеба, не без масла, разумеется, целые армии таких посреднически-регулирующих звеньев во взаимоотношениях между людьми, как: политические партии, государственные законодательные, судебные и исполнительные органы, финансовые институты, биржи, банки, доверительные общества, фонды, страховые компании, юристы, чиновники, различные гражданские, общественные, религиозные организации…

Все они нужны только там, где люди не доверяют друг другу.

Мы больше доверяем не слову другого человека, а бумаге и всему, что пришло ей на замену: свидетельству, удостоверению, паспорту, договору, контракту, соглашению, декларации, аккредитации, приказу, указу, постановлению, акту, пакту, протоколу, векселю, справке, расписке, счету, акции, облигации, купюре.… Образовалась гигантская номенклатура, которая обслуживает эти документы, не производящая ничего полезного.

Властям постоянно приходится доказывать своему народу, что они ему нужны. Так сложилось, что спецслужбам нужны террористы, военным – войны, полиции нужны преступники, здравоохранению нужны больные, банкам нужны бедные, церквям - потерявшие веру в себя.

Они, чтобы оправдать свою необходимость, сами поддерживают и даже создают те проблемы, с которыми должны бороться, вернее не бороться, они и так "героически борются", а ликвидировать полностью. Но в таком случае они сами перестанут быть нужными. Складывается абсурдная ситуация, когда та организация, которая создавалась для решения проблемы, сама становится ее источником.

Это возможно только в условиях всеобщего взаимного недоверия, разобщенности и раздора в народе, и это недоверие постоянно сеется, взращивается и подпитывается нашими родными правительствами через СМИ. Они постоянно разделяют людей, навешивая на них разные ярлыки.

Сценарий событий будет подобен Армагеддону, если люди вдруг не смогут ненавидеть друг друга, не смогут поднять руку друг на друга, не смогут убивать.

В своем обществе мы потихоньку воюем, убиваем, грабим, насилуем; понемножку боремся с этим, и так живем, слава богу, уже не одно тысячелетие. В других обществах пытаемся увидеть образ врага. Ненависть к общему врагу всегда сплачивала отдельные нации. Кстати, войны – один из основных двигателей научно-технического прогресса.

Если такое случится – не станет ненависти, то прекратятся многомиллиардные финансирования армий, производства вооружений. Начнется сокращение миллионов военных. Закроются огромные сектора экономики, связанные с производством и торговлей оружием. Замки, сейфы и бронированные двери по сравнению с этим просто семечки.

И проблема не в том, что есть небольшая кучка "плохих" могущественных людей, которые не хотят, чтобы люди перестали ненавидеть и убивать друг друга. Они сами заложники обстоятельств, они понимают, что прекращение маленьких войн, которые сейчас ведутся, приведет к полному развалу всей цивилизации.

А поскольку люди еще не могут жить без ненависти, то прекращение маленьких войн приведет к одной большой страшной войне.

Современная экономика, построенная на непрерывном росте, пришла к такому этапу, что ей уже некуда расти, она охватила весь мир и стала глобальной. Единственный выход, который есть – это разжигание маленьких войн, дающих место для финансовых вливаний и продолжения экономического роста. И масштабы этих войн будут увеличиваться.

Неужели это то, к чему многие тысячи лет путем тяжелейших проб и ошибок шло человечество? Неужели так порочны экономика и политика?

А может проблема в нас самих, может мы выстроили не совсем правильные взаимоотношения между нами, обычными людьми? Может надо налаживать связь между нами напрямую, без границ и различий, без раздела на твое и мое, без навешивания ярлыков, без посредников, которые нас разделяют и манипулируют нами, убеждая, что действуют исключительно в наших интересах?

Нам внушают, что если не будет границ и различий, к нам придут враги и все у нас отнимут. Я не думаю, к примеру, что китаец стал бы мечтать о том, чтобы жить в Америке, Европе или, в крайнем случае, России, если у него было бы все необходимое для его семьи на родине. Чукче даже в голову не приходит переселиться в Калифорнию, он ни на что не променяет свою Чукотку, какой бы суровой она нам не казалась. Я хочу жить у себя дома, но при этом иметь возможность свободно передвигаться по всему миру.

Мне не нужен паспорт, идентификационный номер, вшитый под кожу микрочип или другое удостоверение личности с множеством ярлыков, имя, фамилия, гражданство, национальность, специальность, финансовое положение, статус и куча других документов чтобы быть человеком и свободно ездить в гости к своим друзьям в другие страны, где мне будут рады.

Нет больше моей культуры, моей религии, моего государства, моей расы, моей нации, моих политических убеждений, моей футбольной команды. Нет стен, нет замков, нет бронированных дверей и решеток на окнах. А если нет, то и не за что воевать, нечего воровать и не надо обманывать.

Каждый раз, когда я говорю – "это мое", я ограничиваю себя во всем остальном. Есть только одно мое, мой единый нераздельный мир, где люди живут во взаимной любви, уважении, доверии и заботе друг о друге.


ОТ ВОРОВСКИХ "ОБЩАКОВ" И КАСС ВЗАИМОПОМОЩИ К ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ


Из мыслителей

Природа создала человечество как организм, основанный на взаимопомощи. Эгоистичный человек в этом организме — как раковая клетка, которая живет лишь своими интересами и в конечном счете убивает организм, а затем погибает сама.

 Джордж Лукас

На заре человечества пещерные люди жили трудной, полной опасностей и лишений жизнью, где каждый был, в первую очередь, сам за себя.

Пещерный человек часто и подолгу голодал. Зато, когда ему доставалась богатая добыча, он поедал ее с дикой жадностью, забывая сделать запас на "черный день".

Прошло еще много тысяч лет, прежде чем древний человек понял, что нельзя полагаться на милости природы или охотничью удачу и начал собирать излишки еды про запас, не только для себя, но и для своих соплеменников.

Если же охотник возвращался с охоты раненый диким зверем или получал увечье в стычке с другими племенами, он не погибал от голода: племя брало на себя заботу о нем. Вместе выжить в суровых условиях каменного века было намного проще.

Но нам не надо искать в глубине веков примеры сотрудничества и взаимопомощи между людьми.

Если мы обратимся к новой и новейшей истории, то мы узнаем, что в середине XIX века в Германии возникли первые кооперативы и кассы взаимопомощи, поддерживающие крестьян во время голода и экономических трудностей.

В дореволюционной России также в течение многих веков одной из форм социального обеспечения крестьянства была общинная взаимопомощь.

В принципе, в любом сообществе людей рано или поздно возникают потребности и предпосылки для экономического объединения.

Процесс взаимопомощи не обошел даже криминальные структуры, причем не только на Западе, но и на территории бывшего Союза. В 70-х-80-х годах прошлого века, в период бурного становления организованной преступности, повсеместно начали возникать воровские "общаки" со своими "смотрящими" и неписаными законами воровской чести.

Воровские "общаки" - это экономический базис любой организованной преступной группировки, деньги из которого идут на взятки адвокатам, подкуп полицейских и судебных чинов, помощь зэкам на "зоне" и др.

Современный мир с его технологическими новинками открывает новые возможности для взаимопомощи. В последние годы социальные сети "ВКонтакте" и Facebook с помощью системы электронных платежей WebMoney Transfer оказывают услуги виртуальной кассы взаимопощи. Сервис позволяет брать в долг и давать взаймы виртуальные деньги.

В наше время, когда жесточайший экономический кризис, больно бьет по все новым и новым странам в Европе и мире, люди, отчаявшись получить реальную помощь от государства, вынуждены самоорганизовываться и выручать друг друга.

Приведу небольшой пример.

Испания стоит следующей в очереди на дефолт после Греции: безработица в 24% среди работоспособного населения и 50% среди молодежи до 27 лет, кризис банковской системы, лопнувшей вместе с пузырем рынка недвижимости.

Студенты даже не надеятся трудоустроиться и мечтают уехать в США или Германию. Учителям и воспитателям уменьшают зарплату - и нечем выплачивать кредит на квартиру. Пожилые протестуют против снижения расходов на медицину: на скромную пенсию им приходится покупать лекарства, которые раньше были бесплатными.

Многие создают кооператив, где каждый помогает другим, чем может: кто-то приглашает к себе жить, если есть свободная комната, кто-то выручает едой, если есть родственники в провинции. В трудные времена испанцы держатся вместе.

Принцип "держаться вместе" выручает в эти дни многих испанцев. На каждое действие власти тут же рождается противодействие гражданского общества: многочисленные ассоциации помогают иммигрантам, жертвам ипотечных кредитов, безработным, студентам, бюджетникам, безработные создают кассы взаимопомощи, армия добровольцев-адвокатов от лица пострадавших вкладчиков заваливает исками банки, страховые компании и государственные институты. Испанцы долго надеялись на помощь властей, а сейчас, на пороге дефолта, учатся жить без государства.

В нашем бурно меняющемся мире глобальных экономических, техногенных и природных катаклизмов только вместе, построив гражданское общество, где все и каждый будут в ответе друг за друга, мы сможем выстоять в лихую годину. Мы сами построим безопасный и добрый мир, в котором будем жить мы и наши дети.


НЕВСЕРЬЕЗ

До следующего выпуска, наши дорогие читатели!


В избранное