Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Отыщи всему начало, и ты многое поймешь" Козьма Прутков



Самое лучшее, что может человек сделать для других, так это воспитать в своей семье достойных детей. И не с чьей-то помощью, а самому изо дня в день, шаг за шагом вкладывать в это дело всего себя, быть, насколько можно, вместе с детьми.

Чингиз Айтматов



Отыщи Всему Начало, и Ты Многое Поймешь

Выпуск 59. Любовь, дети и воспитание...




Из мыслителей

Дети нуждаются в родительской любви гораздо больше, чем в игрушках и подарках.


Любовь

Как интересно устроена жизнь! Живут два абсолютно посторонних человека, каждый в своих делах и заботах, каждый в своем мире, с мыслями о себе и о том, что ему близко и дорого. И вдруг судьба сталкивает их: он увидел ее, она увидела его… Внезапно вспыхнувшая страсть может ограничиться просто сексом, а может перерасти во что-то более теплое, близкое и родное. В этом случае можно говорить не об обычной игре гормонов, а о Любви - особом трепетном отношении друг к другу, с самоотдачей, нежностью и ответственностью. Дальше природа уже предусмотрительно заготовила сценарий зарождения будущей жизни.

Дети

Появляется семья – мини-государство с определенными взаимоотношениями, законами и принципами. Конечно же, семья – это не просто мужчина и женщина. Чудо рождения делает их отцом и матерью. И они от взаимной заботы друг о друге переходят к совместной заботе о маленьком и беззащитном комочке, в котором заключены и соединены части каждого из них. В семье ребенок, постепенно развиваясь, получает основное, что ему нужно – безусловную любовь. Он окутан теплом и заботой, просто потому, что он есть, и он счастлив всем своим маленьким существом, и чувствует, что его счастье придает смысл и жизненную силу этому маленькому обществу – семье…

Воспитание

Конечно же, в реальной современной жизни все складывается несколько иначе. Вся проблема заключается в том, что родителей никто не обучает, как быть родителями (часто ими становятся случайно и неожиданно), как вести себя с ребенком, в каком направлении и, самое главное, как его воспитывать. И обычно, пока малыш не приобрел минимальной самостоятельности и осознанности, у родителей не возникает особых проблем с его воспитанием. Они заботятся и ухаживают за ним, как за милым и беспомощным существом с минимальным набором потребностей: в еде, сне, тепле, безопасности, ласке и доброжелательности. Но как только к "животному" уровню развития присоединяется "человеческий" (ребенок начинает понимать и осознавать, происходящее вокруг) – начинаются трудности.

Трудность 1.

В родителей природа закладывает инстинктивную Любовь к своему ребенку: "Ребенок – это часть меня, которую я Люблю (как себя), которой я наслаждаюсь (самим фактом его существования) и о которой я хочу заботиться (ну как же не хотеть, если это моя часть)". И обычно, у нормальных родителей это остается на всю жизнь.

У новорожденного ребенка по отношению к родителям инстинктивной Любви нет. Безусловно, у него есть привязка к большому, теплому и надежному объекту под названием "Мама", который его кормит, гладит и наслаждает всевозможными способами. Но если ребенок с рождения попадает в чужие руки, то "мамой" ему запросто может стать любое существо, которое будет о нем заботиться (достаточно вспомнить пример "Маугли").

Ребенок не умеет Любить – его надо этому ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО ОБУЧАТЬ!!! Любить, не в смысле испытывать страсть к чему-то с желанием насладиться объектом любви (любить сладкие конфеты или любить маму, как источник наслаждений), а Любить, в смысле доброго, хорошего и заботливого отношения к объекту Любви. И если некоторые наивные родители думают, что просто осыпая ребенка подарками и поцелуями, позволяя ему все и балуя, они получат в ответ его Любовь, то на самом деле их наградой будет безразличие и потребительское отношение.

Можно объяснить это по-другому.

Отношения родителей с ребенком должны быть таковы, чтобы между ними не возникло абсолютной Любви, чтобы они всегда опасались, что один может перестать Любить другого. Ведь если один человек безгранично любит другого, он тем самым вызывает в нем отторжение, потому что другой не ощущает границ, а без них он не чувствует Любви. Ему очень трудно справиться с чем-то безграничным. Мы созданы так, что должны чувствовать все в определенных рамках, тогда у нас есть ощущение; а без рамок мы его теряем (безграничный свет ослепляет так же, как и безграничная тьма).

Поэтому, с одной стороны, я чувствую, что другой, вроде бы, Любит меня, а с другой стороны - мне не за что зацепиться в этой безграничной Любви, он лишает меня потребности (желания) в Любви, в которой я мог бы эту Любовь ощутить. А без желания я ее не ощущаю. Поэтому, если родители Любят детей абсолютной Любовью, без ограничений, рамок и давлений, то дети начинают их ненавидеть или, по крайней мере, пренебрегать ими.

Трудность 2.

Родители зачастую даже не догадываются, какие силы управляют ребенком. В результате они не понимают многих особенностей его поведения, и это, как следствие, вызывает у них злость и раздражение. Сюда же можно добавить то, что любой обычный человек оценивает поведение других людей (и своих детей в том числе) исходя из собственных представлений, желаний, стремлений и отношения к жизни.

Например, мама спешит на важную встречу, а ее драгоценное чадо в это время залезло в грязную лужу в новом дорогом комбинезончике, несмотря на неоднократные мамины предупреждения, да еще и не торопится раскаиваться… В этом случае мама вряд ли сможет трезво оценивать ситуацию и понимать, что ребенком двигал познавательный интерес, а не желание сделать маме пакость. Под влиянием эмоций мама не ставит себя на место ребенка и не пытается почувствовать, какие же у него были желания, мысли и мотивы поведения. Ей гораздо проще и естественней (и это происходит автоматически) поставить ребенка на свое место, т.е. подогнать его поступок под свои мысли, желания и мотивы.

Для чего взрослая, разумная тетя могла бы залезть в лужу в новом дорогом платье, купленном мужем, который куда-то опаздывает и ждет ее? Исключительно с целью - этого самого мужа позлить и довести до "белого каления"… Вывод прост – такие вещи делают только назло!!! Реакцию среднестатистической мамы в подобных ситуациях можно не только легко предсказать, но и частенько увидеть в действии. А ребенок перенимает у мамы (папы и других родственников) модели поведения и способы реагирования, учится поступать назло и пользоваться ситуацией для манипулирования родителями.

Давайте выясним, что же все-таки изначально движет ребенком и управляет его поведением. Пока ребенок находится в младенческом возрасте, основная его нефизиологическая потребность - "БЫТЬ НУЖНЫМ". Это обеспечивает его уверенностью, спокойствием, радостью и состоянием наполненности. По мере роста малыша и перехода его к сознательной фазе своей жизни, у него набирает силу еще одна потребность – "БЫТЬ ЗНАЧИМЫМ" (быть независимым, быть уникальным). В этот период начинает бурно развиваться "Я" ребенка (его Эго, его индивидуальность). Именно развитие "Я" толкает ребенка к самостоятельности, к росту интеллекта, к освоению (освоить – сделать своим) окружающего мира и к внутренним изменениям.

Эти две потребности противоречат друг другу. Потребность "Быть нужным" толкает ребенка прилепляться к родителям, быть хорошим и желательным, а потребность "Быть значимым" заставляет ребенка отделяться от родителей, отстаивать свою независимость и интересы, бунтовать, неслушаться и развиваться. Маленького человечка постоянно бросает из крайности в крайность: страх быть ненужным и необходимость поддержки сменяется тягой к расширению своих внутренних и внешних границ, экспериментов с собой и окружением, самоутверждением.

Родители, в меру своего терпения, вынуждены соглашаться с ростом "Я" ребенка. Хотя, конечно, им гораздо спокойней и удобней когда ребенок: не крутится и не бегает, а послушный и хороший (чтобы не мешал заниматься "важными" делами) делает то, что мама (папа и другие родственники) говорит, не пререкается (не высказывает своего мнения) и не хамит (не возмущается против несправедливости). Т.е., по сути, они более склонны гасить желание "Быть значимым" и поощрять желание "Быть нужным".

Но, конечно же, природа сильнее любых человеческих усилий, и, в конце концов, юное создание вырывается из родительских объятий в большой мир себе подобных (где каждый думает о СОБСТВЕННОЙ ЗНАЧИМОСТИ) неподготовленным к реальной жизни, в которой нет навязчивой, но заботливой мамы, готовой закрыть глаза на упрямство и капризы и продолжать любить тебя, несмотря ни на что (просто потому, что ты ее ребенок).

Чем сердце успокоится?

В сложившейся ситуации нет смысла искать виноватых. Но есть большой смысл найти выход из этого порочного круга: родители с высоты своего опыта и родительского статуса ведут борьбу со своим ребенком за его, "РЕБЕНКИНО СЧАСТЬЕ" (как они его себе представляют), а ребенок, исходя из внутренних порывов, отчаянно сражается с родителями за "СВОЕ СЧАСТЬЕ" (как он его чувствует).

Выход один – заняться целенаправленным ВОСПИТАНИЕМ РОДИТЕЛЕЙ, чтобы они потом могли правильно воспитать своих детей.

Родители должны не забывать, что их основная задача – это воспитать из ребенка адекватного и полноценного члена общества, а для этого необходимо:

∙ Уметь ставить себя на место ребенка, т.е. понимать и чувствовать истинные желания ребенка, которые толкают его на те, или иные поступки, и ОБСУЖДАТЬ ЭТО С РЕБЕНКОМ;

∙ Понимать и анализировать причины своих эмоциональных реакций на поведение ребенка и ОБСУЖДАТЬ ЭТО С РЕБЕНКОМ;

∙ Заменить слепую любовь к своему отпрыску на доброжелательное, но осознанное отношение, с четко определенными рамками;

∙ Приучать ребенка думать не только о себе (естественно подавая личный пример), но и об окружающих. ОБСУЖДАТЬ с ним, как те или иные поступки, слова и эмоциональные реакции влияют на других людей;

∙ Подавать пример заботы о семье в целом, а не только об одних ее членах в ущерб другим;

∙ Помогать ребенку учиться чувствовать и понимать желания других людей, и заботится о ближнем;

∙ Использовать потребности ребенка "Быть нужным" и "Быть значимым" для формирования потребности "БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ", т.е. приносить пользу окружению (семье, обществу, Природе), в котором он находится.

∙ Учитывать, что у каждого человека (и даже у ребенка!!!!) есть особенное, неповторимое сочетание свойств, и, поэтому, следует дать человеку такое воспитание, которое разовьет его положительные внутренние качества.


ЧЕЛОВЕК – МАЛЕНЬКИЙ МИР


Из мыслителей

Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни.

 Константин Ушинский

Прорыв

Поколение монстров должно уйти. Чему можно научиться у людей, которые говорят: "Ты должен идти утром в школу, быть хорошим мальчиком, а потом ты вырастешь, женишься, обзаведешься детьми, и все у тебя будет хорошо…"

Новое поколение хочет вырваться из материальных ограничений и войти в поле информации, в океан сил, к тому, что лежит за гранью повседневного существования.

Мы пытаемся втиснуть в них то, что привыкли считать нужным и полезным, но они, как будто, хотят чего-то другого, того что мы не можем им дать, ведь мы - продукт старого мира, время которого подходит к концу.

Наши ценности, уклад нашей жизни, плоды нашего труда - далеко не идеальны. Нам нечем гордиться и нечего ждать от детей любви и уважения априори. Необходимо понять их нежелание оставаться в построенном нами лживом мире и помочь им найти свой собственный путь. Это единственный шанс сохранить связь с новым поколением и не оказаться ненужным балластом на его корабле.

Вырастить человека

Так получилось, что мы не учим ребенка быть человеком. Мы учим его ходить, говорить, одеваться, учим читать и считать, даем ему немного научных знаний, учим содержать себя и прилично держаться на людях. Но мы не говорим с ребенком о том, кем он должен стать в своей жизни.

Он вырастет, приобретет профессию, обзаведется семьей. Но кем и каким он будет, как человек? Об этом мы не говорим, а ведь это и есть самый главный вопрос воспитания.

Нас и самих не научили быть "людьми", не объяснили, как формируются наши желания, что нами движет, в чем мы свободны, а в чем нет. Мы не знаем законов, управляющих человеком и обществом, не понимаем принципов своего развития.

И общество в целом, и каждый отдельный человек движутся в своем развитии, но как и куда? Необходимо внести ясность в эти вопросы. Понять это самим и объяснить нашим детям, чтобы помочь им сознательно строить свою жизнь.

Окружение ребенка

Каким является окружение ребенка сегодня, таким он сам будет завтра. Чтобы правильно воспитать маленького человека – надо создать для него подходящее общество, от которого он мог бы воспринять правильные примеры.

Пример действует без слов, ибо наблюдаемый ребенком вариант поведения, со временем, записывается в его сознании, как норма. Так формируется личность. Поэтому, так же и детские книги, фильмы и игры в которые играют дети, должны быть созданы так, чтобы оказывать на них положительное влияние.

Человека формирует окружение, поэтому главное в школе – это не стены, не учителя и не учебники, а благотворное детское общество, к которому каждый ученик чувствовал бы привязанность и хотел бы быть его частью. Тогда зависть и честолюбие – эти естественные человеческие качества – пробудят в ребенке дух здорового соперничества, и он сам захочет стать лучше. Нам не придется его подталкивать, убеждать и указывать ему, как поступать.

Важно чтобы человек с детства чувствовал себя частью общества, чтобы понимал, насколько он связан с другими людьми, как он от них зависит и как сам может повлиять на них. Этим мы избежим многих проблем, сопряженных со вспышками агрессии, насилия и террора.

Не стоит указывать ребенку: "поступай так, а не иначе!" - приказами дрессируют животных, но не воспитывают людей. Формирование человека – это накопительный процесс. Все впечатления, которые получает ребенок: от родителей, от других детей, от книг и фильмов, от телевизора и интернета – накапливаются в его сознании и постепенно формируют стереотипы его поведения.

В связи с этим мы, родители, должны требовать от всех каналов СМИ, под влиянием которых находится человек, ответственного отношения к тому воздействию, которое они оказывают от нас. Мы не можем от них отключиться и не можем позволить им формировать нас и наших детей так, как они это делают сегодня.


ПОКОЛЕНИЕ НЕВОСПИТАННЫХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ


Из мыслителей

Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника.

 Владимир Даль

Чего хочет ребенок

В Финляндии очень прогрессивная система воспитания. Квалификация педагогов постоянно повышается. Для детей и их родителей создаются парниковые условия. Материальная база и инфраструктура для развития новых людей полностью обеспечена.

Работают семейные няни, садики со свободным посещением, дневной уход за детьми иммигрантов. На воспитание и образование направляется более 16% расходов бюджета (в России менее 4%, в США менее 4%, в Британии 13%, во Франции 11%, в Скандинавии по разным оценкам от 13 до 28%).

В таком случае, почему столь безрадостна картина промежуточных результатов воспитания?

Говоря о проблемах детства, отрочества и юности в Финляндии, обычно обращают внимание на образ жизни и здоровье. Действительно, статистика красноречиво повествует о распространении проблем излишнего веса, физических заболеваний и психических отклонений у детей и подростков. К этим неприятностям добавляются зависимость от интернета, игр и наркотиков.

Особняком стоят проблемы взаимоотношений в коллективе: осложнения при адаптации и психические расстройства на почве унижения в школе. Казалось бы, они должны решаться прогрессивными воспитательными методиками. Однако пока они только усугубляются. Что с ними делать, никто сказать не может. В проблемах социализации слишком силен человеческий фактор: детский социум – система ещёе более непредсказуемая, чем взрослое общество.

В проблемах образа жизни и здоровья человеческий фактор по идее должен быть более управляем. Это не так, поскольку образ жизни ребенка формируется под воздействием примера сверстников. Но значимость этого обстоятельства трудно оценить, и в безуспешную борьбу за здоровый образ жизни продолжают вкладываться силы и средства.

Говоря о причинах пороков и методах борьбы с ними, специалисты забывают выяснить их сущностную природу и ограничиваются своей компетенцией. Врачи дают рекомендации по гигиене, психологи проводят беседы и т.п. При этом ключевая проблема, лежащая на поверхности, ускользает у всех из виду. Потому что она не входит в чью-либо компетенцию.

Проблема эта – в понимании, чего ребенок хочет от этой жизни. Говоря чуть шире, проблема в формирующейся системе жизненных ориентиров и ценностей ребенка. На ее развитие будто бы направлены воспитательные методики, но они исходят из предпосылок, являющихся нонсенсами.

В частности, предполагается, что любой нормальный человек хочет развиваться. Но глядя на взрослых, которые просыпаются и засыпают в плохом настроении, а днем занимаются решением бесконечных конфликтов и критикой, ребенок оказывается дезориентирован.

В том направлении, в котором развилось старшее поколение, он развиваться не желает. В свою очередь, старшие не могут предложить ему ничего другого. Остаются только варианты, навязываемые продавцами счастья: рекламой, наркодилерами, эзотериками и различными субкультурами.

Почему взрослые оказываются неспособны предложить ребенку стоящий путь развития? По словам президента международной методологической ассоциации Сергея Попова, современное общество "не знает, куда движется мир. В сегодняшних попытках построить систему образования не угадываются очертания будущего". Взрослые не менее дезориентированы, чем дети (http://www.ng.ru/education/2011-03-22/8_future.html).

Мы застали поколение невоспитанных воспитателей. Если не взрастить новое поколение со здоровой системой ценностей, мир рискует погрузиться в хаос. Но носителей пригодной системы ценностей не найти, потому что никто не понимает тенденций перемен, происходящих на планете.

Другой нонсенс – защита прав человека. Европейское общество довело до маразма правозащитную идею, в том числе применительно к детям. Можно назвать это победой прав и свобод над здравым смыслом: защищать права проще, т.к. думать при этом много не надо.

Швеция – пионер победного движения прав и свобод. Сегодня в Швеции действует первый детский сад, исключающий разницу между мальчиками и девочками. А телесные наказания в Швеции запрещены уже с 1979 года. Соблюдение прав ребенка гарантируют специальные омбудсмены. Учителя лишены непререкаемого авторитета и должны завоевывать уважение класса.

Это шло бы на пользу всему обществу, если бы дети были способны отличить преподавателя от воспитателя и правильно понимать, для чего вообще тот и другой присутствуют в их жизни.

Поскольку ребенок неспособен сопоставить свои текущие интересы с теоретической возможностью быть достойным человеком через 10 лет, все эти прекраснодушные общественные нормы идут во вред: никто не мешает ребенку развивать худшие стороны своей природы.

Воспитания нет

Свято блюдя право человека быть животным, методисты закрывают глаза на очевидный недостаток мотивации у детей – не по злому умыслу, но от беспомощности.

Еще в 2009 году парламентарии от партии Центра и Коалиции Финляндии (Timo Kalli и Pekka Ravi) забили тревогу. 7% подростков не продолжают образование после 9 класса. Примерно 200 школьников ежегодно оставляют даже среднюю школу (http://stat.fi/til/kkesk/2009/kkesk_2009_2011-03-15_tau_002_fi.html). С какой бы целью эту тему ни поднимали Калли и Рави, проблема решена не была.

Люди, не имеющие среднего образования, формируют наиболее уязвимую социальную группу, потому что к ним неприменимы многие меры социальной защиты. Но дело не в этом. Этот пример лишь иллюстрирует общую дезориентацию современных детей и подростков. Они не хотят того, чем их кормят, но не знают, чего хотеть.

Что бы могло исправить эту проблему? Откуда у детей могут взяться ценности и ориентиры, которые отсутствуют у взрослых? Если на этот вопрос есть ответ, он в формировании окружения. В последние годы ученые приходят к выводу, что человека так не воспитывают никакие факторы, кроме окружения.

Мы способны наступать на одни и те же грабли и игнорировать наглядные примеры, если наше окружение не хочет, чтобы мы научились на граблях и примерах. Окружение может менять человека под себя, как в положительную сторону, так и в отрицательную. Даже снобов формирует общество, только "от противного".

На сегодняшний день в Финляндии, как и почти во всех странах, дети напрочь лишены хорошего окружения, которое выстроло бы в них жизнеспособную систему ценностей. Основы современной школы заложены в период Промышленной революции, когда было необходимо готовить миллионы рабочих.

Прошло 200 лет, но в системе школьного воспитания и образования мало что изменилось: детей сбивают в классы, накачивают шаблонной информацией и выпускают в жизнь. Воспитание как формирование личности, готовой к насыщенной жизни в гармоничной взаимосвязи с обществом, отсутствует, сколько бы бюджетных денег на него ни тратилось.

Строительство системы воспитания с нуля – гигантский проект, поскольку требуется почти полностью демонтировать сегодняшнюю систему. Однако реалии жизни постепенно делают очевидной необходимость таких радикальных перемен. В первую очередь, речь идет о реалиях глобализации. Становясь замкнутой интегральной системой, глобальный мир ставит своих жителей перед горькой правдой: мы зависим друг от друга, и просто использовать ближнего оказывается невыгодно.

Люди прошлых поколений учили детей честности, а сами пренебрегали ей. В результате дети ничему не научались и повторяли путь родителей. Сегодня нам необходимо стать хитрее предков: и детей не обманывать, и самим не перевернуть лодку, в которой обнаруживает себя все человечество. А ее сохранение на плаву зависит от взаимности между всеми элементами, как в любой интегральной системе (к примеру, в организме). Как мы добьемся этой взаимности? Вероятно, только благодаря реформе воспитания.

Кто будет окружением

Окружением ребенка называется вся совокупность источников влияния на него, от родной матери до мартышки в зоопрке. Но наибольшее влияние на него оказывают сверстники и, особенно, чуть более старшие товарищи. Их авторитет настолько велик, что ребенок не в силах перечить им, даже если его призывают пренебречь мнением матери.

Кстати, именно поэтому эффект от используемых в Финляндии анкет для родителей с вопросами об отношениях ребёнка с товарищами и прочих переживаниях оказывается почти нулевым. Замечая, что мнение сверстников для ребенка важнее, близкие родственники зачастую злятся и сетуют на судьбу, наградившую их таким неблагодарным отпрыском. Более разумным им представляется восприятие и использование ребенком их мнения.

Тогда задача сводится к построению части окружения ребенка, представленной сверстниками, таким образом, чтобы он смог черпать от них мотивацию и развиваться в добром взаимодействии с обществом. Иными словами, ребенок может приобрести драгоценные жизненные ориентиры, которые не могут предоставить ему взрослые, только если войдет в группу, в которой все дети учатся помогать друг другу реализовывать себя в коллективе.

Для этого все взаимосвязи в группе должны строиться на бережном отношении к каждому. Личные качества каждого ребенка – незаменимое достояние группы, и их следует беречь, как человечество бережет экзотические культуры.

Если в такой группе будет развито "чувство локтя", это обеспечит природным склонностям каждого оптимальные условия для развития в лучшем направлении и в балансе между интеллектуальным и эмоциональным развитием. Кроме того, соединение с окружающими позволяет получить от них дополнительные навыки, а также грани мышления и мирощущения.

Как создать прогрессивное окружение

До сегодняшнего дня воспитание было основано на обмане. Это касается не только родителя, говорящего ребенку, что надо быть честным. На каждом шагу мы скрывали от своих детей подробности взрослой жизни. Но задача воспитания – подготовить человека к взрослой жизни. Это репетиция перед выходом на сцену. До сих пор эта репетиция происходила стихийно.

Все были в школе и помнят, что класс делился на группировки. Кого-то унижали, кто-то был вождем, кто-то был изгоем. Сегодня молодые люди после такой репетиции выходят на сцену, которая стремительно меняется: мир никогда не был глобальным, с жесткой взаимозависимостью всех от всех.

Поэтому в детском саду и в школе необходимо проводить совершенно другую репетицию. Пусть класс будет устроен подобно мини-обществу, как у Януша Корчака в Варшаве. В таком мини-обществе есть место и правам, и обязанностям, и различным ролям, на которых дети могут отрабатывать эффективные модели поведения, которые им понадобятся во взрослой жизни.

Пусть они по мере взросления получают из первых рук адекватную информацию о том, как живет мир взрослых. Обязательно посещение заводов, ферм, учреждений, банков и прочих объектов, с которыми им предстоит столкнуться во взрослой жизни.

Не стоит давать детям слишком много готовых решений. Необходимо научить детей задавать вопросы и проводить исследования, чтобы они сами выясняли, что им может пригодиться.

И главное, в рамках учебного процесса дети должны отрабатывать все ситуации, возникающие в их повседневной жизни: зависть, борьба за власть, обман и прочее. Они должны проживать подобные ситуации и анализировать их. Пусть это делается в формате игрового суда с адвокатами, прокурорами и присяжными, но судят не товарища, а качество, которое в нем проявилось, а завтра может проявиться в других детях.

На этом опыте ребенок научится понимать и чувствовать окружающих. Только так можно усвоить, что каждому человеку и каждому суждению есть место в мире, и понять природу и предназначение каждого явления.

Родители должны понимать суть методики и избегать насаждать ребенку суждения, которые собъют его с толку.

Любой ребенок, попавший в такую среду взаимопомощи, прежде всего окажется свободен от барьеров социализации и защищен от непредсказуемого влияния среды. А дальше, выясняя свою роль в обществе, ребенок приобретет и желания, и мотивацию, и силы к развитию.

До сих пор, спасая детей от дурных компаний, нам приходилось таскать их по музыкальным школам, спортивным секциям, хотя как таковые эти заведения могли им не подходить и быть неинтересны. Но теперь родителям не нужно будет гадать, чем занять свое чадо: ребенок естественным путем выяснит, что ему нужно от этой жизни. И это открытие будет подготовлено добрым окружением, которое его ценит.

Это ноу-хау, призванное решить дилемму воспитания. Не вырастить поколения честных людей – значит допустить гибель человечества. Но воспитывать детей предстоит людям, которые сами не получили такого воспитания.

Описанный метод решает эту проблему: на воспитателей возложено лишь выстроить группы, а воспитанием займется природный закон влияния правильного окружения на человека. Занимаясь этим, сами воспитатели и вообще взрослые больше узнают о себе и о законах общества.

С чего начать

Это всемирная реформа гигантских масштабов. Ее необходимость еще не стала очевидной, но чем раньше мы начнем действовать, тем большее число людей будут избавлены от неожиданностей.

Всегда есть возможность начать с пилотного проекта и показать пример, подтягивая за собой остальных. Организовать хорошее окружение можно в одном детском саду или даже в неформальном кружке.

В Финляндии появления первого пилотного проекта можно ожидать в иммигрантской среде, поскольку иммигранты лучше чувствуют глобальность мира и понимают, что такое адаптация к меняющимся условиям. Вполне вероятно, что первыми станут представители русскоязычного меньшинства.

Для нас тема воспитания – это реальная возможность доказать обществу Финляндии свою полезность, снискать уважение и почет со стороны финнов и прочих наций.

У нас есть потенциал: старшее поколение людей, выросших в Советском Союзе, еще не разучилось применять и слово, и пример, и наказание. Осталось пробудить спящие таланты и делать это с умом, чтобы финны не лишали нас родительских прав, а брали пример. Это будет, если мы покажем хорошие результаты.


НЕВСЕРЬЕЗ

До следующего выпуска, наши дорогие читатели!


В избранное