Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Основы Живой Этики. Изучаем вместе.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru


Основы Живой Этики. Изучаем вместе.
-----------------------------------

17 июля День преподобного Андрея Рублёва
18 июля День преподобного Сергия Радонежского

Из статьи П.А. Флоренского "Троице-Сергиева Лавра и Россия" (альманах "Прометей",
№16, М., "Молодая гвардия", 1990, стр.397-410):

При туристическом обходе Лавры беглому взору впервые развёртывается не подавляющее
количественно, но действительно изысканное богатство художественных впечатлений
от нея. Есть, однако, и гораздо более тонкое очарование Лавры, которое охватывает
изо дня в день, при вживании в этот замкнутый мир. И это очарование, тёплое,
как смутная память детства, уродняет душу в Лавре, так что другие места делаются
отныне чужбиной, а это - истинною родиной, которая зовёт к себе своих сынов,
лишь только они оказываются где-нибудь на стороне. Да, самые богатые впечатления
на стороне скоро делаются тоскливыми и пустыми, когда потянет в Дом Преподобного
Сергия. Неотразимость этого очарования - в его глубокой органичности. Тут -
не только эстетика, и чувство истории, и ощущение народной души, и восприятие
в целом русской государственности, и какая-то, трудно объяснимая, но непреклонная
мысль: здесь, в Лавре именно, хотя и непонятно как, слагается то, что в высшем
смысле должны называть общественным мнением, здесь рождаются приговоры истории,
здесь осуществляется всенародный и, вместе, абсолютный суд над всеми сторонами
русской жизни. Это-то всестороннее жизненное единство Лавры, как микрокосма
и микромира истории, как своего рода конспекта бытия нашей Родины, даёт Лавре
характер ноуменальности. Здесь ощутительнее, чем где-либо, бьётся пульс русской
истории, здесь собрано наиболее нервных чувствующих и двигательных окончаний,
здесь Россия ощущается как целое. [...]

Если дом Преподобного Сергия есть лицо России, явленное мастерством высокого
искусства, то основатель её есть первообраз её, этого образа России, первоявление
России, скажем с Гёте, или, обращаясь к родной нашей терминологии,  лик её -
лик лица её, ибо под "ликом" мы разумеем чистейшее явление духовной формы, освобождённое
от всех наслоений и временных оболочек, ото всякой шелухи, ото всего полуживого
и застящего чистые, проработанные линии её. В церковном сознании, не том скудном
сознании, которое запечатлено в богословских учебниках, а в соборном, через
непрерывное соборование и непрерывное собирание живущем духовном самосознании
народа, Дом Живоначальныя Троицы всегда сознавался и сознаётся сердцем России,
а строитель этого Дома, Преподобный Сергий Радонежский, - "особым нашего Российского
царствия хранителем и помощником", как сказали о нём цари Иоанн и Пётр Алексеевичи
в 1689 году, - особым покровителем, хранителем и вождём русского народа, - может
быть, точнее было бы сказать - Ангелом-Хранителем России. Не в сравнительных
с другими святыми размерах исторического величия тут дело, а - в особой творческой
связанности Преподобного Сергия с душою русского народа. [...]

Но если храм был посвящён Пресвятой Троице, то должна была стоять в нём и храмовая
икона Пресвятой Троицы, выражающая духовную суть самого храма, - так сказать,
осуществлённое в красках имя храма. [...] Нас умиляет, поражает, почти ожигает
в произведении Рублёва вовсе не сюжет, не число "три", не чаша за столом и не
крила, а внезапно сдёрнутая перед нами завеса ноуменального мира, и нам, в порядке
эстетическом, важно не то, какими средствами достиг иконописец этой обнажённости
ноуменального, и были ли в чьих-либо руках те же краски и те же приёмы, - а
то, что он воистину передал нам узренное им откровение. Среди мятущихся обстоятельств
времени, среди раздоров, междуусобных распрей, всеобщего одичания и татарских
набегов, среди этого глубокого безмирия, растлившего Русь, открылся духовному
взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, "свышний мир" горнего мира.
Вражде и ненависти, царящим в дольнем, противопоставилась взаимная любовь, струящаяся
в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних.
Вот этот-то неизъяснимый мир, струящийся широким потоком прямо в душу созерцающего
от Троицы Рублёва, эту ничему в мире не равную лазурь - более небесную, чем
само земное небо, да, эту воистину пренебесную лазурь, несказанную мечту протосковавшего
о ней Лермонтова, эту невыразимую грацию взаимных склонений, эту премирную тишину
безглагольности, эту бесконечную друг перед другом покорность - мы считаем творческим
содержанием Троицы. Человеческая культура, представленная палатами, мир жизни
- деревом и земля - скалою, - всё мало и ничтожно пред этим обещанием неиссякаемой
бесконечной любви: всё - лишь около нея и для нея, ибо она - своею голубизною,
музыкою своей красоты, своим пребыванием выше пола, выше возраста, выше всех
земных определений и разделений, есть само небо, есть сама безусловная реальность,
есть то истинно лучшее, что выше всего сущего. [...]

------------------------------------------------------------------------------

Страница рассылки в каталоге http://subscribe.ru/catalog/culture.people.aleth/
Предыдущие выпуски доступны в архиве http://subscribe.ru/archive/culture.people.aleth/

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное