Для освещения этой темы рассмотрим параллели между
Евангелием и традициями Индии, Ирана, Древней Греции, древних славян.
1.
Крещение водой и огнём, о котором говорил Иоанн Креститель в Евангелии.
Традиция крещения водой и огнём являлась
очень распространённым ритуалом в мифах античной Греции и у древних
славян.
Деметра «ожигает» царевича Демофонта в
печи с целью даровать ему бессмертие, тот же обряд проводит нимфа Фетида
со своим сыном Ахиллом, погружая его в священные воды Стикса.
У славян сохранился до наших дней обряд
крещения огнём и водой в праздник Ивана Купалы, имеющий древнее
происхождение и существовавший задолго до крещения Руси.
Нежизнеспособных
младенцев, родившихся ослабленными, вплоть до XIX в. на Руси умелые
повивальные бабки «запекали» в печи, завернув их в тесто. Таким образом
был спасён Г.Р. Державин, доживший до глубокой старости.
В некоторых
губерниях, например, Вологодской такая процедура осуществлялась над
каждым новорожденным.
В Сербии женщина, у
которой умирали дети, должна была во время беременности собирать свои
волосы, чтобы как только родится ребёнок, рассыпать их вокруг
новорождённого, поджечь и тем самым сохранить жизнь своего младенца
(«Славянская мифология». Энциклопедический словарь. М., 1995, с. 106,
303). В этом можно видеть древний славянский обряд огненного
крещения.
В Древней Руси
существовал обряд, совершаемый в наиболее значимые праздники, связанные с
солнечным циклом (например, в день весеннего равноденствия). Община
молящихся на священной горе раскладывала по окружности вершины дрова и
зажигала их, оказываясь таким образом в центре огромного кругового
костра.
Интересными
представляются мифы о птицы Феникс, сгорающей и воскресающей из огня, и
западнославянские мифы о Рароге – огненном орле. Вспомним, что Феникс –
душа Осириса. Некоторые авторы сближают Феникса с мифологической
иранской птицей Рух, очевидно имеющей общее происхождение с Рарогом.
Отметим, что само
слово «воскресение» имеет корень «кресс» прямо связанный с огнём.Таким
образом, «воскреснуть», буквально может означать «возгореть» или
возродиться в огненном теле. Об испытании водой и огнём посвящаемых в
Египетских Пирамидах пишет Э.Шюре.
2. Следующий важнейший
момент христианского богослужения - Причастие хлебом и вином,
символизирующим тело и кровь Бога Сына. Каковы же корни этого обряда?
В древней Греции
виноградное вино считалось кровью Диониса, разорванного титанами и
воскресшего (согласно учению закрытых обществ орфиков и пифагорцев).
Дионис, по мифам, умножает хлеба и превращает воду в вино. Дионис
является сыном верховного Бога Зевса и рождается в огне. Как видим,
очень близкие параллели с Евангелием.
Причащение хлебом и
вином известно Мельхиседеку, царю Салима, жившему в Палестине до
появления Авраама, то есть племени ибри. Апостол Павел пишет о том, что
Христос – священник по чину Мельхиседека. По древним традициям
священство возможно было лишь по родственной линии, позднее – в рамках
конкретного народа. В таком случае Христос является потомком
Мельхиседека, а не Аарона, или как минимум, восходит к той народности, к
которой принадлежал Мельхиседек. Генеалогия Христа по отцовской линии
является, как известно, формальной.
3. Важным
элементом в христианском богослужении являются мудры, принесенные
Христом из Индии и переданные своим ученикам. (Из-за неправильного
понимания этих мудр разгорались жесточайшие споры между никонианами и
старообрядцами в России, начиная с XVII века). Вот наиболее часто
используемые христианские мудры: «Мудра жизни» - двуперстное
знамение, используемое старообрядцами и зафиксированное на большинстве
старинных икон. Мудра «Окно Мудрости» - перекрещены большой и
безымянный палец. Используются православными священниками для
благословения верующих.