Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

СКУРЛАТОВ Валерий Иванович.Философско-политический дневник2


Впечатления от речи Дмитрия Медведева в Красноярске - о правосудии

 

Проштудировал пространный доклад кандидата в президенты РФ Дмитрия Анатольевича Медведева в Красноярске на V Экономическом форуме. Важно отследить конкретные механизмы реализации благих пожеланий, высказанных в последние дни Путиным и его преемником. Пошаговости не предложено, однако кое-какую конкретику Дмитрий Медведев наметил. Рассмотрю порционно. В первую очередь – о вопросе, с которого восемь лет назад Путин начал своё правление, с вопроса о законности. Ведь путинский лозунг «диктатуры закона» немедленно обернулся диктатурой произвола, который я уже весной 2000 года ощутил на себе. Вот этот произвол и безнаказанность режима, полное бессилие защитить свое достоинство и собственность больше всего вызывает ненависть и высекает энергетику протеста, готовность идти даже на смерть в борьбе с наглым злом.

Выстрадана была в 2003 году мной и моими товарищами надпартийная базисно-конкретная Программа постиндустриальной модернизации России «Путь из тупика», и базисным мерам по утверждению социальной справедливости и по профилактике правонарушений со стороны чиновников, правоохранителей и судей в ней посвящены несколько пунктов, в том числе Пункт 10 «Общественный контроль над судебно-правоохранительной системой»:

«Для борьбы с вопиющим произволом и коррупцией в судебно-правоохранительной системе и для предотвращения скатывания судейской, прокурорской, милицейской и прочих силовых корпораций фактически на уровень преступных сообществ, связанных круговой порукой, “общаками” и безнаказанностью и работающих преимущественно “на заказ”, что всегда сопровождается нарушением процессуальных кодексов и инструкций и поломанными человеческими судьбами (поборы, избиения, пытки, изымания денег и ценностей, неправедные приговоры и отсидки), - предлагается создать на муниципальном, региональном и федеральном уровнях Трехсторонние комиссии из представителей администрации, депутатов и общественности, имеющие право, как ГАИ в случае нарушений правил дорожного движения, в бесспорном порядке взыскивать в пользу пострадавших адекватные возмещения нанесенного им ущерба персонально с судей, следователей, прокуроров и других должностных лиц, допустивших по небрежности, ошибке или злому умыслу явные нарушения процессуальных норм.

Требуется провести массовую амнистию не только экономических преступников, но и других зэков, большинство которых осуждены неправедно или излишне жестоко. Виновнее те, кто от имени государства осуществляют над ними расправу, граничащую с геноцидом. И для стабилизации предпринимательства и ликвидации избирательных репрессий против бизнеса, необходима амнистия капитала, ибо виновнее не тот, кто подобрал брошенное добро, а тот, кто добро это бросил (политики, должностные лица, депутаты)».

Что же предлагается в этом плане в программном докладе Дмитрия Медведева? Читаю в субботнем выпуске «Российской газеты» соответствующий раздел этой важной речи:

«Одной из причин несоблюдения законов является, к сожалению, их не всегда еще высокое качество. Конечно же, на этом сказывается то, что мы создавали правовой каркас новой экономической системы в рекордно короткие сроки. Не всегда это делалось и на высоком профессиональном уровне.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Почти 17 лет вообще и 8 путинских лет – огромный срок, тем более, что в других странах типа Сингапура или Малайзии, не говоря уже о «кельтском чуде» Ирландии, отработаны оптимальные законы для субъектного общества. Но там в центре внимания – развитие национального капитала и национального государства, а в РФ законы принимались в интересах комрпрадорско-бюрократического доминирования и умышленно давили низовую субъектность, особенно в налоговом законодательстве. Нарочно запутывали законодательство, чтобы в мутной воде легче было мародерствоать/

И сегодня важно последовательно работать над улучшением законодательства. Работать над тем, чтобы новые законы были адекватными состоянию российского общества. А также - нашим перспективным планам. Чтобы они носили инновационный характер, то есть были рассчитаны на модернизацию.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Заявка правильная, хорошая/

Каждая новая правовая норма требует детального анализа с точки зрения ее последствий для жизни людей. Возложение каких-либо новых обязанностей и издержек должно иметь обоснование, с которым в принципе должна соглашаться значительная часть общества. Считаю, что все законодательные инициативы и проекты других нормативных правовых актов должны проходить публичное обсуждение и общественную экспертизу.

Тем не менее важным является и вопрос соблюдения законов, ведь их низкое качество не может никогда оправдать нарушение этих законов.

По сути мы стоим перед историческим выбором.

Первый вариант - продолжить жить по принципу известного афоризма, что в России "жесткость законов компенсируется необязательностью их исполнения". Но такой подход, в моем представлении, ни в коей мере не соответствует задаче построения современного общества. Неуважение к закону всегда приводит к неуважению прав других людей и несоблюдению собственных обязанностей. Какие уж тут равные возможности, если все знают, что прав всегда окажется тот, у кого "зубы острее", а не тот, кто соблюдает закон?

Второй и, очевидно, единственный позитивный вариант состоит в том, чтобы радикально изменить ситуацию в правоприменении.

И начинать надо с себя. Чиновникам и милиционерам, судьям и прокурорам, предпринимателям - нам всем, каждому на своем рабочем месте.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Это пустое благое пожелание, даже смешное. Демагогия. Нет механизма принуждения чиновников и правоохранителей к соблюдению закона. У нас в Программе «Путь из тупика» эту непременную функцию принуждения выполняют Трехсторонние комиссии. У Медведева – нет принуждения, а на одном лишь убеждении далеко не уедешь/

Тогда граждане почувствуют себя хозяевами своей страны. Всегда смогут защитить свою честь и достоинство, свободу и безопасность. И будут знать, что государство оберегает их от произвола, от беспредела, который творится в обществе.

Для этого нужна и политическая воля, и гражданское мужество. И такая политическая воля и у меня, и у руководства страны есть. И так должно быть. Другого пути у нас с вами нет. Без этого не будет никакого нормального общества, никакой нормальной жизни. Это - тот минимум, тот фундамент, на котором мы будем продолжать строительство России, России настоящего и будущего.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: К сожалению, без механизма исполнения – это пиар, пшик/

В основе этого пути должно лежать видимое для всех улучшение работы судебной системы. Надо сделать все, чтобы люди поверили, что суды - это то место, где принимаются справедливые решения, где они могут найти защиту от нарушителей закона, будь то уличный хулиган или чиновник. Ведь чиновник, не исполняющий закон, подрывает доверие к власти закона, а значит - и к демократическим устоям в целом.
На ближайшие четыре года ключевым приоритетом нашей работы будет обеспечение подлинной независимости судебной системы от исполнительной и законодательной власти. Обеспечение ее профессиональной работы, а также справедливой и равной для всех доступности правосудия.

В этих целях необходимо осуществить меры сразу по нескольким направлениям.

Во-первых, мы должны искоренить практику неправосудных решений "по звонку" или "за деньги". Для этого требуются решимость и ответственность всего общества, но прежде всего самого судейского сообщества, "судейской корпорации".

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Это смешное благое пожелание. При нынешней изгаженности и гнилости и цинизме и почти тотальной коррупционности судебной системы, когда «судейская корпорация» сопоставима с ОПГ, её надо отстраивать с нуля. Трехсторонние комиссии, предлагаемые нами, могли бы навести некоторый порядок, но лучше с нуля, через восстановление выборности судей и введения других демократических процедур/

Во-вторых, следует разработать систему мер, направленных на возмещение гражданам и организациям потерь от неправосудных решений и волокиты в судах. Причем применять эти меры надо при рассмотрении любых дел. С компенсацией - из специально созданного для этих целей фонда.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: К сожалению, опять даже не полумера, а почти пшик. Какой фонд? Снова из бюджета, нашего кармана? За «ошибки» судей и правоохранителей они должны возмещать ущерб гражданам и организациям из своего кармана по предписанию Трехсторонних комиссий, как прописано в Пункте 10 Программы «Путь из тупика»/

В-третьих, необходима дальнейшая гуманизация правосудия. Прежде всего за счет смягчения мер пресечения до вынесения приговора. А также улучшения условий содержания осужденных в местах лишения свободы. Нужно создать механизм проверки необоснованно возбужденных уголовных дел, которые впоследствии прекращаются без вынесения приговора преступнику.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Ни слова об амнистии, которую по умолчанию принято проводить новоизбранным главам государств. А широкомасштабная амнистия назрела, ибо численность заключенных зашкалила за миллион, и почти половина, уверен, осуждена неправедно – нынешним россиянским судам я не верю, поскольку я сам и мои близкие и знакомые постоянно сталкиваются с их вопиющим произволом и неправосудностью принимаемых ими решений/

Наконец требуется развивать процедуры досудебного и внесудебного порядка разрешения споров. Прежде всего между гражданами и государственными органами».

МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Это опять останется благим пустым пожеланием, если не выдвигается конкретных предложений, желательно пошаговых, реалистичных. Общий же вывод таков – революционного ничего нет в разделе программного доклада Дмитрия Медведева по улучшению судебно-правоохранительной системы, да и эволюционного не очень густо, а речь идет всего-навсего о наведении элементарного порядка в правоприменении и в соблюдении при этом хотя бы минимума справедливости. А так ведь граждан и в том числе предпринимателей совсем затюкали, тошно жить здесь стало.


В избранное