Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

СКУРЛАТОВ Валерий Иванович.Философско-политический дневник2


Актив Университета Молодого Марксиста в Доме Лосева

В Доме Лосева отмечали 70-летие Альберта Васильевича Соболева. А я думал, что ему 35-40 лет. Опешил даже, когда узнал, что он старше меня. Он сказал, что на сайте Библиотеки-Фонда "Русское Зарубежье" размещен его доклад "Московская школа философии права (П.И.Новгородцев и его ученики)" (http://bfrz.ru/cgi-bin/load.cgi?p=dejat/fil/index2.html&t=Материалы%20докладов%20на%20семинаре) и предложил откомментировать его в моем Панлоге. Я обрадовался - давно ждал этот текст, ибо сам доклад записал слишком бегло.

Перед чествованием полтора часа слушали очень содержательный доклад "Владимир Соловьев между православием и католичеством". Докладчик - Николай Всеволодович Котрелев из Института мировой литературы Российской академии наук. Новой для меня информации - в изобилии. И Алик Соболев, и Стива Полищук - в восторге. Я наконец-то уяснил для себя, в чем смысл метаний Владимира Сергеевича. Он пытался добиться синтеза и выдвинуть свое понимание христианства (отчасти изложенной в третьей части книги "Россия и вселенская церковь"), превосходящее различия между православием и католицизмом, но остался непонятым ни теми, ни другими. Кроме того, уверен, он тактически неправильно построил свою попытку, слишком переоценив любовь к истине у иезуитов. А иезуиты оказались в первую очередь политиканами, постаравшимися воспользоваться благородным замыслом Владимира Соловьева в своих эгоистичных интересах.

Подобные ошибки наших часто прекраснодушных интеллектуалов дорого обходятся в политическом плане. И Николай Всеволодович эффектно и правильно закончил свой доклад, сославшись на письмо униатского священника из Одессы в 1918 году. В письме говорилось, что православная церковь в городе расшатана во многом благодаря смуте, которую внесли в головы пастырей и паствы "благие намерения" Владимира Соловьева и других русских мечтателей примирить православных и католиков. "Побольше бы таких!" - передает униат в Ватикан.

На вопрос, не считал ли Владимир Соловьев свое философствование более высоким занятием, чем слепое следование догмам, Котрелев ответил резко, я с ним не согласен - "Это беда, когда философы стремятся стать выше догм. Выше догмы ничего не бывает". На фуршете с Николаем Всеволодовичем спорили по этому поводу, но он ссылался на более высокий онтологический статус откровения.

Собираются на семинары "Русская философия: традиция и современность" в основном участники Университета Молодого Марксиста 1963-1965 годов. Все идут кучно. Важно сохранять честь смолоду. Более сорока лет - а новых лиц мало. Все друг друга знают как облупленных. Нет Алика Гинзбурга, он умер в Париже, я с ним там виделся в редакции газеты "Русская мысль", где он работал. Лев Регельсон обосновался на Новом Афоне, но шлет мне приветы. Умерли также Эвальд Ильенков, Вадим Кожинов и Генрих Батищев. Несколько отлкололись (поскольку не философы) такие яркие люди, как лидер тогдашнего коммунарского движения Ричард Соколов (он ныне работает в Музее Макаренко на Поклонной горе) и Володя Чижевский. Со всеми я дружу и ни перед кем не чувствую вины, за исключением Сергея Сергеевича Хоружего, которого однажды подвел из-за своего эгоизма, отказал ему в одной деликатной просьбе, хотя он мне никогда не отказывал. До сих пор стыдно вспоминать, хотя в мое оправдание можно привести ряд извиняющих обстоятелььств. Но я сужу себя по совести - поступил не по-товарищески, прости меня, Сергей, хотя прошло уже лет тридцать после того случая.

Мы все трое, основатели Университета Молодого Марксиста - Юрий Гаврилович Луньков, Игорь Алексеевич Кольченко и я - последний раз вместе собирались неделю назад на Х Всемирном Русском Народном Соборе, который, кстати, мы тоже втроем основывали в мае 1991 года и из которого нас умело вытеснил приглашенный нами же Валерий Ганичев. Мы собрались, но был некоторый напряг из-за недоурегулированности финансовых отношений. Звонил днем Юрий Луньков и сообщил, что наконец-то проблема благополучно разрешилась. Я очень обрадовался. Хуже нет финансовых напрягов между родными и близкими.

Алик Соболев расспрашивал меня о ходе разработки Панлога. Я сообщил, что в четверг 13 апреля 2006 года за день, когда уходил в Дом Лосева, было уже более 6000 посещений, так что к полночи должно достичь рекордной отметки в 7000. И в самом деле, к полночи за весь день набежало 7021 посещений. Поговорил о сотрудничестве также с литературным обозревателем "Русского журнала" и заведующий редакцией Словаря "Русские писатели" (вышло 4 тома до Погодина) Михаилом Эдельштейном. Он надеется вскоре выпустить 5-й том. В любом случае, сказал я, материалы словаря целиком войдут в Панлог, но по нашим рубрикаторам и с нашими добавлениями.

Дом Лосева - с 1961 для меня родной. Профессор Аза Алибековна Тахо-Годи, вдова Алексея Федоровича Лосева, вспоминала на днях, как лихо я врывался в их двор "на красном мотоцикле" (Ява) поздно вечером. Тогда по просьбе Алексея Федоровича я сидел с спецхране Ленинки до упора, конспектируя различные немецко-фашистские книги, в том числе, помню, - Альфред Розенберг "Миф ХХ века". После спецхрана торопился в квартиру к своему учителю, Аза Алибековна плотно кормила меня мясом и поила чаем, а я зачитывал Алексею Федоровичу наработанное за день и обсуждал различные философские нюансы. А далеко заполночь отправлялся домой на Фруктовую улицу к жене и дочери.

Известный ученый и частый гость телеэкрана Ростислав Феофанович Полищук, тоже звезда Университета Молодого Марксиста, а ныне доктор физико-математических наук из Физического института Российской Академии наук (ФИАН), где я в 1960 году, кстати, делал свой диплом, - передал для Панлога статью "Человек и космохаос". Я сказал, что помещу её со своими комментариями. Но сейчас прочел - она во многом передает и мои мысли, и я её размещу только с небольшим предисловием, ибо она говорит сама за себя.


В избранное