Мир, в котором живем не только мы
Оборотни
Гадания и нечистая сила
Кто селится в домах
Покровители двора
Обитатели леса
Русалки
Водяной
Покровители человека
Ясновидящие
Магия в народной культуре
Магия черная и белая
О святости
Магия в быту
Колдун и его деятельность
Насылане порчи
Любовная ворожба
От куда приходят видения?
Я успел только узнать, чти в их мире есть реки, и озера,
и деревья, и нивы; что живут в нем частью дьяволы, со-
творенные прежде богом благими, после же отпавшие с
Люцифером, а частью - души умерших людей, не достой-
ные ада, но не получившие надежды чистилища, и осуж-
денные томиться на земле до второго пришествия; что они
всегда рады говорить с людьми, которых видят, как ого-
нек во тьме, но не ко всем могут приступить, а лишь к тем,
кто на это способен и кто не закрыт щитом служения богу
В. Брюсов.
"Огненный ангел"
Чтобы понять некоторые странности современного мира или, по крайней мере, поближе познакомиться с ними, нужно обратиться к фольклорноэтнографическим сведениям. В них закреплены те необычные явления, которые и до сих пор поражают сознание человека. Их неимоверно много в не сказочной народной прозе. И даже непосвященному слушателю становится понятно, например, что наш мир не единственный на планете. Есть еще одна обитаемая среда, куда уходим мы после смерти. Самое же интересное, что там пребывают некие существа, способные влиять на нашу жизнь, и между двумя мирами особые лица могут установить контакты.
Кроме того, существа иного мира довольно часто посещают мир ныне живущих.
"Когда настало среднее время между полуднем и закатом, в пятницу повели они девушку к чемуто, сделанному ими наподобие карниза у дверей, она поставила ноги на руки мужчин; поднялась на этот карниз, сказала чтото на своем языке и была спущена. Затем подняли ее вторично, она сделала то же самое, что в первый раз, и ее спустили; подняли ее в третий раз, и она делала как в первые два раза. (...) Я же спросил толмача об ея действии, и он мне ответил: в первый раз она сказала "вот вижу отца моего и мать мою!", во второй раз "вот вижу всех родственников сидящими!", в третий же раз сказала она: "вот вижу моего господина сидящим в саду [в раю В. Х.], а рай прекрасен, зелен: с ним находятся взрослые мужчины и мальчики, он зовет меня, посему ведите меня к нему". Так описывает восточный путешественник ИбнФадлан один из ритуалов при похоронах знатного русса, свидетелем которых он был. В ответах девушки, приготовленной к роли жертвы спутницы умершего, заключены представления о мире мертвых, которые были свойственны человеку Х века. Повествование доносит до нас, естественно, отголоски верований, гораздо более древних. Но и в произведениях фольклора, записанных в XX веке, обнаруживаются схожие воззрения на структуру, характер потустороннего мира. Оно только осложнено влиянием христианского учения.
Каковы же были в самом общем виде взгляды наших предков, восточных славян, на устройство этого мира и его обитателей?
Человеческое сознание, которому свойственно одушевлять все неживое и наделять его формой бытования, сходной с человеческой, создало мир инобытия.
Сама смерть осознавалась, как пространственновременной переход из одной жизни в другую, поскольку человеку трудно было представить не присутствие в некоем пространстве того, кто совсем недавно был в его среде обитания.
К ушедшим в потусторонний мир издревле относились очень почтительно, поскольку они воспринимались как существа, наделенные неземным сверхзнанием и могуществом. Постепенно сформировался культ предков, включавший своеобразные формы поклонения.
Упорядочилось все, что было связано с переходом человека в инобытие. Это породило даже ритуалы проводов стариков на тот свет. Смерть жертв не воспринималась трагически. Она и для них обставлялась торжественно и означала для избранного в качестве жертвы человека достижение могущества, более значимого магического потенциала.
Был разработан строгий регламент для общения с умершими, осмыслен характер самих возможных контактов, как во временном, так и в пространственном плане. Разумеется, в первую очередь эти правила предусматривали вторжение предков в мир живых.
Со стороны предков, заведомо наделенных сверхзнанием и силой, можно было ожидать как плохого, так и хорошего. Поэтому в различные календарные периоды необходимо было, соблюдая определенные правила поведения, задабривать представителей ирреального мира, особенно если они появлялись в мире живых. Один из таких периодов зимние святки, когда происходил непосредственный контакт двух миров. Считалось, что под видом святочных колядников, ряженых по деревням, по домам ходят предки, напоминая о себе. Ряженые исполняли магические песнопения благопожелания (колядки, овсени, виноградия, щедровки), за которые пришельцев надо было одарить ритуальной едой, часто той же самой, какой угощали во время поминок.
Считалось, что контакты с миром мертвых обязательно происходят также на Масленицу, в Юрьев день, на Троицкорусальную неделю, послепасхальную Радуницу, родительские субботы, Михайловские и другие поминальные, дни.
Контакт с потусторонним миром осмысливался как двусторонний: не только предки могли являться живым, но и человек имел право обращаться к ним в какихлибо важных случаях. Это проявлялось, например, в устойчивой доныне традиции гаданий именно в то время, когда предполагается разомкнутость границы между мирами. Любая попытка узнать судьбу связывалась с непосредственным обращением к духам ирреального пространства.
Появление загадочных пришельцев для посвященных не являлось неожиданностью и не очень страшно: система оберегов и вынужденного сопротивления потусторонней силе разработана в народной практике весьма детально.
Некоторые люди могли постоянно обращаться к потустороннему миру. Это было уделом тех, кто имел отношение к магии.
Но и для всех прочих людей появление жителей ирреального мира в мире живых не ограничивалось и календарными сроками. Некоторые духи всегда незримо как бы присутствовали рядом, а порой могли являться в своем реальноирреальном образе. Это духи, чье существование связывалось с идеей покровительства или владения определенными пространствами и стихиями. Так, например, у человеческого жилища имелся свой предокпокровитель в образе Домового, в лесу хозяйничал Леший, в воде Водяной, в овине Овинник, в бане Банник. Человек осмысливал их существование сообразно собственной жизни: у них были жены и дети, им требовались работники, для чего духи могли использовать и людей.
Духи так называемой низшей мифологии прочно прижились в реальном мире. Но помимо них, ирреальное пространство населяли существа, которых надлежало воспринимать с гораздо большей предосторожностью. Это были языческие боги. С их появлением ирреальный мир стал трехпространственным, соотносимым по членению своему с идеей мирового древа. Добро и зло в нем поляризовались, и возникло как бы три ирреальных пространства: мир богов, горний мир и мир, противостоящих им отрицательных божественных существ, мир преисподней. Распространение христианства среди славян практически вытеснило из народного сознания языческие божества.
Пожалуй, наиболее четко сохранился в народной традиции культ Перуна со всеми атрибутами (почитание его дерева дуба, дня недели четверга, ассоциирование грозы с битвой божества и мифического Змея, часто заменяемого в наши дни на черта).
В некоторых случаях языческие боги совместились с христианскими преемниками. Например, крайне сложно объяснить, кто же такой Иван Купала, день которого поразному чтят церковная и народная традиции. Духи же низшей мифологии и сейчас окружают человека, о чем свидетельствуют многочисленные устные народные былички.
Однако они стали почитаться за нечистых и относиться к инфернальному миру дьявола. Но даже это не вызывало у человека абсолютно отрицательного отношения к существам ирреального мира. Поэтому сохранилось всетаки почитание духов дома, хотя не исключалось, что в дом может проникнуть и черт.
У восточных славян сформировалось так называемое двоеверие. Оно не только определяло отношение человека к потустороннему миру, но и к магическому началу в мире этом.
Магия как представление о сверхъестественных возможностях человека имеет место практически во всех религиозных системах. Реализация этих способностей разграничивается в зависимости от того, какие силы их питают. Магия делится на черную и белую.
Белая магия как бы полуразрушенная сфера деятелыюсти человека. Абсолютно дозволенной и необходимой она была в системе языческих религий. Монотеистическая религия отрицает любое магическое проявление, полагая, что человек полностью зависит от Бога, а все иное от лукавого. Но такой запрет далеко не всегда выдерживался по отношению к белой магии: порой даже сами священнослужители отчитывали бесноватых больных лихорадкой с помощью христианских молитв и даже более древних заклинаний.
Черная магия на стадии язычества была допустима в определенных случаях. Христианство же ее решительно отвергает как средство отрицательного воздействия на мир и человека с помощью дьявольских сил.
По системе христианских воззрений, людям, допущенным к магии, могут быть приданы силы, исходящие непосредственно от дьявола. При этом сам человек оказывается в значительной степени от него зависимым. Однако это относится только к черным колдунам. Большая же часть магических способностей обращена к силам добра. Любой представитель магического клана в нашем мире является личностью необычной, сверхсильной, способной знать, видеть и делать, чего не могут другие. Сила его зависит от собственной внутренней энергетической основы и от того, с кем он контактирует в ирреальном мире.
Человек может быть наделен сверхзнанием и могуществом и по особому велению свыше за праведность или какоето иное особое поведение. Пророки и ясновидящие как бы совмещают в себе знания божественного и человеческого уровней.
Вера в возможность контактов с потусторонним миром и в сам этот мир сохраняется людьми, видимо, под воздействием тысячелетней магической практики предков, передаваемой генетически. Во всяком случае, мы часто сталкиваемся с пока непознанными воплощениями материи и духа.
Это термин колдовской. Несут катушку ниток на могилу со своим именем, оставляют в ногах на три дня, а затем пришивают пуговицы на одежде милого. Пришивая, начитывают:
На поле, на зеленом, растет трава сухая, полынь луговая, горькая как тоска, сухая как доска. Пришиваю я горькой тоской, гробовой доской раба (имя) к себе. Божьей рабе (имя).
Аминь. Аминь. Аминь.
До скорой встречи.
В ГОСТЕВОЙ КНИГЕ вы можете оставить свои отзывы и рекомендации.