Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Гражданское общество в Узбекистане


"Гражданское Общество в Узбекистане"
интернет-бюллетень Алексея Добрынина

   
(C) www.uzngo.info
Выпуск # 7 (88) от 14 июня 2009 года
   
Эту рассылку сегодня получат 418 подписчиков.
Своих коллег и знакомых Вы можете подписать отсюда!

Содержание выпуска:
Новости, комментарии, статьи
Узбекистан выделил более $2.5 миллионов на поддержку институтов гражданского общества
Сайёра Рашидова: Омбудсман повышает доверие граждан к институтам гражданского общества
Декабрь 2009: что нового ожидается на предстоящих парламентских выборах?
Государственная власть постучится в электронные ящики
Парламентский комитет проверил защищённость журналистов государственных изданий
Узбекские оппозиционеры создали "Союз 13 мая"
В Узбекистане закрывается ещё одна спортивная федерация
Вакансии
РЭЦЦА ищет эксперта по воде
За рубежом
НПО Азербайджана: власть атакует гражданское общество
Россия: скандальный закон об НКО будет пересмотрен Госдумой
Обзор ресурсов для медиа в Центральной Азии
Конкурсы, семинары
База данных зарубежных и международных фондов
Конкурс: принципы и ценности свободного общества
Летняя Школа журналистики: СМИ в условиях кризиса: проблемы и решения
Премия Лоренцо Натали
+ Бонус: дополнительные объявления высланы активным читателям Бюллетеня
 
Внимание! Бюллетень составляется из ВАШИХ материалов.

Узбекистан выделил более $2,5 миллионов на поддержку институтов гражданского общества

Государственным бюджетом Узбекистана предусмотрено 4 миллиарда сум на поддержку ННО и других институтов гражданского общества в 2009 году. Об этом заявил Адхам Шадманов на очередном заседании Парламентской комиссии по управлению средствами Общественного Фонда по поддержке ННО и других институтов гражданского общества.

Как водится, после изучения мнения «широкой общественности», ряда государственных структур, а также общественных организаций, Парламентской комиссией были определены следующие направления поддержки проектов и программ ННО и других институтов гражданского общества:

- дальнейшее развитие производственной и социальной инфраструктуры на селе, увеличения занятости населения;
- повышение активности населения и ННО в работе по охране окружающей среды и здоровья населения, оздоровлению экологической обстановки в регионах республики;
- защиту генофонда, здоровья населения, растительного и животного мира Приаралья, развития системы экологического образования и воспитания, рационального и экономного испольования водных и других природных ресурсов;
- развитие независимых средств массовой информации - модернизацию и укрепление материально-технической базы независимых СМИ, насыщение эфира региональных телестудий телепередачами, отвечающими интересам политического, духовного и нравственного развития общества.

Сайёра Рашидова: Омбудсман повышает доверие гражданского общества к власти

Исчерпав средства по защите своих интересов, граждане идут к Уполномоченному Олий Мажлиса по правам человека. Идут с надеждой добиться хоть какой-то справедливости, хотя многие знают, что решения института Обмудсмана носят всего лишь рекомендательный характер. О том, как на практике Обмудсман защищает узбекских граждан в интервью Сайёры Рашидовой:

- Сайёра Шарафовна, как ваши функции связаны с эффективностью соблюдения законодательства о правах человека в деятельности должностных лиц?

Характер обращений граждан к Уполномоченному по правам человека - индикатор социальных и других проблем в обществе. Люди надеются на разрешение своих проблем, а тем самым участвуют и в управлении государственными и общественными делами. Большинство из поступивших обращений в 2008 году касалось обеспечения социально-экономических прав, то есть прав на образование, медицинское обслуживание, а также законности и правопорядка. Разбираясь по справедливости в этих проблемах и внося свои рекомендации о путях разрешения конфликта между государством и гражданином, Уполномоченный не на словах, а на деле содействует процессу повышения уровня и качества жизни людей. В решении проблем управления обществом он воздействует на должностных лиц, поэтому ему обеспечена всесторонняя государственная поддержка.

- Но решения-заключения Омбудсмана имеют исключительно рекомендательный характер…

- Именно поэтому рассмотрение обращений по вопросам обеспечения права на свободу и личную неприкосновенность, работы правоохранительных органов и судов невозможно без взаимодействия с компетентными органами. Руководство властных структур чаще всего не препятствует расследованиям, поскольку деятельность Уполномоченного по правам человека в конечном счете направлена на упрочение публичного доверия к ним со стороны гражданского общества. От успешности сотрудничества во многом зависит укрепление доверия между обществом и властью. На центральном и региональном уровнях формируются совместные рабочие группы, в результате чего успешно разрешаются жалобы граждан.

- Право на справедливое судебное разбирательство - одно из важных направлений деятельности Омбудсмана. Но согласно Конституции, Уполномоченный по правам человека не рассматривает жалобы граждан, если вопрос находится на рассмотрении в суде и окончательное решение судом не принято.

- Жалоба, связанная с отправлением правосудия, может быть принята к рассмотрению Омбудсманом лишь тогда, когда решение суда вступило в законную силу. Число обращений относительно права на справедливое судебное разбирательство не уменьшается. Так, в 2007 году поступило 1164 обращения, а в 2008 году - 1393. Это жалобы о несогласии с приговором суда по уголовным (405 и 625), решениям по гражданским делам (502 и 530), с решением хозяйственного суда (13 и 15). Их изучение показало, что из-за незнания законов и юридической безграмотности, недостаточного контроля со стороны вышестоящих судебных органов граждане особенно нуждаются в помощи. До трети обращений по вопросам справедливого судебного разбирательства взято в 2008 году в секретариате Омбудсмана на контроль. 38 из них в прошлом году признаны обоснованными.

Следует особо отметить: Омбудсман не отменяет решение суда и не приносит протест на судебное решение. Но при этом надо иметь в виду, что закон не запрещает Уполномоченному запрашивать материалы уголовных, гражданских, административных дел, по которым вынесены окончательные решения, и проверять доводы заявителей на основе достоверных документов.

Эта работа может быть эффективной только при деловом рабочем взаимодействии с Верховным судом Республики Узбекистан. У нас установлены тесные взаимосвязи. В практику вошло направление Омбудсману высшим судебным органом проектов на предмет соответствия принимаемых решений международным стандартам в области прав человека. Уполномоченный принял участие в экспертизе ряда проектов постановлений пленумов Верховного суда. В результате координации усилий с подразделениями судебной системы удалось остановить рост обращений на волокиту, созданную при рассмотрении дел в судах, и несогласие с действиями судей. А число обращений на неисполнение решений судов уменьшилось со 161 до 140.

Очень важное значение имеет заключенное 12 мая этого года трехстороннее соглашение между парламентским Омбудсманом, Национальным центром по правам человека и Исследовательским центром при Верховном суде Республики Узбекистан. Согласно ему будут готовиться совместные предложения по внесению изменений и дополнений в законодательство Республики Узбекистан в области прав человека и вноситься их в установленном порядке в Законодательную палату Олий Мажлиса через субъекты права законодательной инициативы. Каждое полугодие на совместных совещаниях будут рассматриваться результаты деятельности по защите основных прав граждан в сфере правосудия и разрабатываться планы совместных мероприятий по усилению их воздействия на правоприменительную практику. Участники соглашения будут участвовать в проведении мониторингов соблюдения прав человека, обмениваться данными и информацией с целью выработки совместных оценок и подходов для подготовки на этой основе документов аналитического характера, проводить совместные исследовательские работы, вносить вопросы совершенствования судебной деятельности на рассмотрение высших судебных органов Республики Узбекистан. В целях осуществления эффективного сотрудничества по защите прав и свобод человека в сфере правосудия будут образованы постоянно действующие рабочие группы.

- А как Вы оцениваете результаты взаимодействия с другими государственными органами и ведомствами по рассмотрению обращений граждан в прошлом году?

- Мы имели немало примеров эффективности и полезности сотрудничества Уполномоченного с различными органами государственной власти и управления по восстановлению нарушенных прав граждан.

В 2008 году в соответствии с Указом Президента страны от 1 мая впервые национальными институтами гражданского общества и демократическими институтами проведена оценка деятельности силовых ведомств - институты по изучению гражданского общества и мониторингу действующего законодательства при Президенте Республики Узбекистан, Омбудсман и Национальный центр по правам человека критически оценили деятельность подразделений по защите прав человека в Министерстве юстиции, Генеральной прокуратуре и МВД. Были отмечены недостатки в деятельности правоохранительных органов по работе с обращениями граждан и даны рекомендации по ее совершенствованию.

Расширилась и углубилась деятельность Омбудсмана по обеспечению прав конкретных категорий социально уязвимых слоев общества - женщин, детей, пациентов медицинских учреждений, инвалидов, малообеспеченных, заключенных и других.

Когда на местах допускаются случаи волокиты, не разрешаются ситуации, которые даже не требуют прямого вмешательства центральных органов, Омбудсман использует свое право входить в соответствующие органы с ходатайством о привлечении к ответственности лиц, в действиях которых установлено нарушение прав и свобод человека, направляет в организации и должностным лицам свое заключение, содержащее рекомендации по восстановлению нарушенных прав. Так, в 2008 году на контроль было взято 1891 обращение. Органы прокуратуры приняли меры прокурорского реагирования, провели дополнительные проверки, отменили некоторые постановления, привлекли к ответственности виновных. При их содействии в 2008 году 32 жалобы были разрешены положительно. Из рассмотренных совместно с МВД 133 контрольных обращений 18 разрешены положительно.

- Конкретные обращения граждан - это обычно результат каких-то более серьезных и глубоких проблем. На них наталкивает и мониторинг исполнения законов. Каким бывает следующий шаг?

- Омбудсман действует не только в рамках правового поля и наделен полномочиями обеспечения парламентского контроля за соблюдением прав человека, но и призван также предпринимать определенные усилия для совершенствования национального законодательства. Непосредственно работая с гражданами, неправительственными организациями, Уполномоченный может представлять интересы широкой общественности в плане законодательной инициативы. Оценивая практическую эффективность законов, правоприменительную деятельность госслужащих, выявляет пробелы в законодательстве и подготавливает законопроекты, направленные на улучшение ситуации с правами человека. Поэтому изучаем все проекты законов, чтобы они соответствовали международным стандартам в сфере прав человека, предлагаем в необходимых случаях поправки и дополнения к ним. Так, в прошлом году проведена правовая экспертиза 22 законопроектов.

Опубликовано в газете «Правда Востока» / приведено в сокращении/

Декабрь 2009: что нового ожидается на предстоящих парламентских выборах?

Центризбирком Узбекистана, сайт которого не обновлялся с прошлого года, провёл однако разъяснительный семинар по вопросам подготовки и проведения предстоящих выборов в Олий Мажлис Республики Узбекистан и Кенгаши народных депутатов.

Участники семинара (члены ЦИК, представители политических партий, общественных и властных структур) рассмотрели Концепцию подготовки и проведения выборов, а также состав и структуру обязательных предвыборных мероприятий.

В ходе семинара-совещания было отмечено, что предстоящие выборы пройдут с учетом внесенных в избирательное законодательство изменений и дополнений. Так, количество депутатских мест в Законодательной палате увеличено со 120 до 150, и кандидаты будут выдвигаться только от политических партий, включая Экологическое движения Узбекистана, которому выделяется 15 депутатских мест.

В выборное законодательство введен институт уполномоченного представителя политической партии, который наделяется правом участвовать в подсчете голосов на избирательных участках, в проверке правильности составления подписных листов. С 5 до 10 увеличено возможное количество доверенных лиц кандидатов в депутаты.

Как указывается в Концепции, в ходе выборов исключается предоставление каких-либо льгот и преференций для любого из участников избирательной кампании. Нормы, требования выборного законодательства, порядок подготовки и проведения выборов, определенные законом, в том числе все те новые положения законодательства о выборах, принятые Олий Мажлисом и настоящей Концепцией, обязательны и одинаковы для всех и будут жестко соблюдаться.

В ходе подготовительного предвыборного периода, в Узбекистане будут проведены конференции, семинары, подготовлены к изданию и доведены до мест сборники законов о выборах, разработаны и приняты проекты нормативно-правовых актов ЦИК, реализованы другие мероприятия, предусмотренные законом.

На втором этапе будет организована работа с избирателями и со СМИ, реализованы мероприятия по формированию избирательных участков, избирательных комиссий, организована их работа по составлению списков, проведению других мероприятий.

На третьем этапе будет проведена работа по выдвижению кандидатов в депутаты, организованы их встречи с избирателями, реализованы мероприятия по подготовке и проведению голосования. Все этапы подготовки и проведения выборов предполагается широко освещать в средствах массовой информации. Будут реализованы и другие меры, направленные на обеспечение открытости, гласности в ходе проведения выборов, а также соблюдение законности, коллегиальности, независимости, справедливости в деятельности избирательных комиссий всех уровней.

По пресс-релизу пресс-службы ЦИК

Базы данных зарубежных и международных фондов

Международный институт развития "ЭкоПро" выпустил электронную книгу «Базы данных российских, зарубежных и международных фондов». Книга содержит ссылки на интернет-ресурсы с актуальной информацией о фондах, программах, конкурсах и иных возможностях привлечения финансирования для реализации проектов. Базы данных фондов включают в себя электронные адреса российских и зарубежных грантодающих организаций с указанием их приоритетов. Для удобства работы фонды систематизированы по направлениям деятельности. В книгу входят разделы: "Базы данных фондов", "Адреса сайтов актуальных зарубежных и международных фондов", "Актуальные российские фонды", "Благотворительность и спонсорство", "Полезная информация об актуальных грантах и конкурсах" и др. Подробная информация - на сайте www.moi-universitet.ru/funds

НПО Азербайджана: власть атакует гражданское общество

Свыше 50 неправительственных организаций Азербайджана объявили о создании «Комитета в защиту гражданского общества» с целью противодействия принятию поправок в законодательство, устанавливающих ограничения для деятельности неправительственных организаций. Изменения в законодательство о НПО уже предложены парламентским комитетом по правовой политике и вскоре будут обсуждены Национальным собранием Азербайджана. В ответ на это, общественники создали свою рабочую группу для того, чтобы выработать конкретный план действий по недопущению их утверждения.

В этом плане – правовое заключение по вносимым поправкам, мирная акция протеста перед Парламентом во время обсуждения поправок в Национальном собрании, обращения к Президенту и Парламенту Азербайджана об антидемократическом характере поправок, организация круглого стола с участием представителей гражданского общества, правительства, международных организаций и дипломатического корпуса, обращение к "Общественному телевидению" [специальный телеканал в Азербайджане – прим. редактора.] и другие телеканалы с просьбой организовать дебаты и обсудить целесообразность этих поправок.

Лидеры неправительственных организаций Азербайджана возмущены тем, что предлагаемые нововведения ужесточают государственный контроль над НПО и входят в противоречие с положениями международных договоров, подписанных Азербайджаном.

В частности, парламент Азербайджана планирует запретить НПО без государственной регистрации, что входит в разрез с международной практикой, когда такая регистрация для НПО не обязательна, когда достаточно просто направить уведомление о своей деятельности в адрес уполномоченного государственного органа. Азербайджанские общественники также протестуют против дифференциации НПО на общеазербайджанские и региональные с требованием охвата определенных территорий.

Кроме того, запрещается учреждение СМИ неправительственными организациями. Повышается также размер пошлины на регистрацию печатного органа с 7 манатов (8 долларов) до 1000 манатов (1200 долларов).

Лейла Юнус, директор Института мира и демократии Азербайджана напомнила, что «аналогичные меры в отношении НПО несколько лет назад были приняты в Беларуси и Узбекистане, в результате в этих республиках не осталось независимых НПО, и активисты гражданского общества либо эмигрировали, либо перешли к подпольной деятельности».

Правозащитники отмечают, что «содержание поправок идет вразрез не только с Европейской конвенцией по правам человека, но и Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом о политических и гражданских правах, Хельсинкским заключительном актом ОБСЕ» и призывают начать процедуры обжалования действий властей в судах, чтобы были основания для обращения в Европейский суд по правам человека.

Негативно восприняли представленные в парламент поправки в закон о неправительственных организациях и ряд молодежных организаций Азербайджана. По мнению руководителя Клуба молодежи Заура Акпера, в случае принятия поправок, многие НПО, включая молодежные организации будут закрыты. В то же время, он назвал эти поправки «продуманными и целенаправленными». «Главная цель - вывести из строя НПО в области прав человека и демократии и уничтожить этот сектор», - считает он.

Между тем, представители властей и правящей партии продолжают хранить молчание о причинах изменения законодательства, отказываясь от комментариев прессе.

Россия: скандальный закон об НКО будет пересмотрен Госдумой

Как ожидается, российское законодательство о некоммерческих неправительственных организациях может быть смягчено. На днях в Госдуму будет внесен усовершенствованный законопроект о деятельности этих структур. Документ разработан специальной рабочей группой, созданной президентом Дмитрием Медведевым по итогам встречи с правозащитниками, назвавшими закон антиобщественным.

Как отмечает издание, все либеральные предложения в тексте законопроекта сохранены. Среди нововведений - запрет Минюсту и его подразделениям затребовать у общественников документы, не указанные в законе (сейчас это открытый список).

Кроме того, вводится процедура "приостановления госрегистрации" на три месяца, если документы поданы в ненадлежащем виде: сейчас НКО сразу грозит ликвидация. Предполагается исключить из перечня причин для отказа в регистрации иностранной НКО угрозу "национальному единству и самобытности, культурному наследию".

При этом в перечне причин для отказа в регистрации появятся новые основания - в частности, если решение о внесении поправок в устав приняло не уполномоченное законом лицо.

С месяца до 14 дней сокращается срок рассмотрения заявки на регистрацию. Для НКО, не имеющих в составе учредителей и среди спонсоров иностранцев, вводится облегченный режим отчетности: они представляют лишь заявление в Минюст.

Узбекистан: государственная власть постучится в электронные ящики

Портал государственной власти Республики Узбекистан предлагает гражданам и другим заинтересованным лицам подписаться на новости и обновления сайта http://www.gov.uz. Рассылка с информацией о новых статьях и публикациях на этом сайте будет бесплатно высылаться по вашему адресу электронной почты. Для оформления подписки, перейдите по адресу: http://new.gov.uz/ru/subscribe/

Парламентский комитет проверил защищённость журналистов государственных изданий

Парламентский комитет по вопросам информации и коммуникационных технологий проверил печатные издания Ташкентской области на предмет исполнения Закона РУз о защите профессиональной деятельности журналиста. Как и следовало ожидать, официальные результаты гласят, что в 5 исследованных редакциях этого региона с защитой журналиста относительно хорошо – «журналисты в полной мере используют право собирать, анализировать и распространять информацию, обращаться в органы государственной власти, органы самоуправления граждан, общественные объединения, учреждения и организации за получением информации».

Вместе с тем, сообщает Комитет, выявлены и отдельные недостатки. Например, не везде подписаны трудовые соглашения между редакциями и общественными корреспондентами, вследствие чего в конфликтных ситуациях закон не может защитить этих корреспондентов как журналистов. Выявлен ряд статей и материалов, опубликованных без указания имени и должности авторов. Недостаточно исполняются нормы Закона по проведению журналистского расследования, на законодательное обоснование которого в развитых странах потребовалось более ста лет.

Следует отметить, что Комитет особо подчеркнул, что «общественность ждет от работников средств массовой информации более смелой и уверенной деятельности по выявлению причин тормозящих реформы, отказа от старых методов в работе, от нерешительности и отстранения от острых проблем». Помимо обычных рекомендаций по усилению государственной пропаганды, Комитет также рекомендовал «создать краткосрочные курсы повышения квалификации журналистов и условия для их творческой деятельности, соответствующие мировым стандартам, привлекать в редакции высокообразованных молодых специалистов, повысить качество изданий и усилить их материально-техническую базу».

В Узбекистане закрывается ещё одна спортивная федерация

О своей ликвидации заявила Федерация бодибилдинга Узбекистана, за несколько лет своей деятельности зарекомендовавшая себя, как пропагандист атлетизма и продвижение бодибилдинга в Узбекистане. На счету у Федерации проведение нескольких чемпионатов, подготовка и выдвижение узбекских атлетов на международной арене. О причинах ликвидации общественной организации не сообщается. Надо отметить, что Федерация пополнила ряд спортивных общественных организаций, заявивших о своём закрытии с начала этого года.

РЭЦЦА ищет эксперта по воде

Дэдлайн – 15 июня 2009

Региональный Экологический Центр Центральной Азии (РЭЦЦА) объявляет конкурс на позицию регионального эксперта по Узбекистану в Программу поддержки водных инициатив для подготовки регионального отчета «Стандарты и нормы качества воды в странах Центральной Азии». Основные требования к кандидатам:

- образование в области экологии, гидрогеологии, метеорологии, охраны окружающей среды,
- специализация в области управления водными ресурсами, управления качеством воды, мониторинга качества поверхностных вод,
- знание национального и международного водного законодательства, национальных и международных водных стандартов,
- опыт работы в международных проектах и программах,
- наличие тематических публикаций

Документы направлять по адресу Республика Казахстан, г. Алматы, 050043, Орбита-1/40 на имя Владимировой Анны, ассистента Программы поддержки водных инициатив, e-mail: AVladimirova@carec.kz

Тел: +7 (727) 278-51-10, 278-50-22, 229-26-19
Факс: +7 (727) 270-53-37
Дополнительная информация на сайте www.carecnet.org

Объявлен конкурс для журналистов на соискание премии Лоренцо Натали

Дэдлайн – 30 июня 2009

Еврокомиссия совместно с Международной неправительственной организацией "Репортеры без границ" и Всемирной газетной ассоциацией объявляют об очередном конкурсе на соискание международной журналистской награды "Премия Лоренцо Натали". Премия учреждена в 1992 году с целью поддержки журналистов, которые вносят свой вклад в дело демократии, развития и прав человека благодаря качеству своей работы. Премия открыта для журналистов, работающих на телевидении, радио, в прессе и онлайн-изданиях. Общий призовой фонд - 60 тыс. евро будет распределен между победителями из разных регионов. Награждение победителей состоится на торжественной церемонии в Стокгольме в октябре. Заявки принимаются на сайте www.nataliprize2009.eu

Обзор ресурсов о медиа в Центральной Азии

Казахстанский информационно-аналитический портал gazeta.kz провели обзор профессиональных ресурсов журналистов и медиа-работников в странах Центральной Азии. Результат получился не полный – так, например, коллеги из Казахстана, к сожалению, оказались не знакомы с ресурсами для журналистов Узбекистана – http://uzngo.info и http://uzjournal.zn.uz. Тем не менее, обзор полезен тем, что знакомит с отдельными журналистскими ресурсами Таджикистана, Кыргызстана и самого Казахстана, а также поднимает актуальную проблему образовательно-ресурсных баз для журналистов Центральной Азии.

(С) gazeta.kz

... Начиная обзор с соседних стран, хотелось бы привести примеры ресурсов УзНета, но, увы, в стране, где журналистов сажают за решетку чаще, чем читают прессу, их просто нет. В этом отношении приятнее перейти в зону ТаджНета, я бы еще назвала ее "Нейтральный Таджикистан". Пожалуй, основными ресурсами в Таджикистане можно назвать два сайта:

Национальная Ассоциация независимых СМИ Таджикистана http://www.nansmit.tj/, здесь можно прочитать всю последнюю информацию относительно развития медийной жизни республики: новости, публикации, обзоры, мониторинги.

Союз Журналистов Таджикистана - http://www.tuj.tj/. Просмотрев первые несколько страниц я поняла, что заблуждаюсь в том, что, исходя из названия, ресурс должен быть информативным и действительно полезным для журналистов. Непонятно почему от меня "убегали" переходы по разделам сайта, хотя это, конечно, не самое важное, а главное - содержание, но и здесь не было особо интересной информации. Новости обновляются нерегулярно. Непонятно почему, нажав на кнопку "Учебный центр", открылась страница с законом о защите информации… Ну да ладно, идем дальше.

Не могу назвать его уж очень содержательным, но в помощь журналистам отнести можно.

http://www.internews.tj/index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=10&Itemid=17. При желании и необходимости можно найти основные юридические документы, новости проектов, участие в которых может быть полезно медийщикам. Из отрицательных моментов хочется отметить, что непонятно когда были опубликованы новости, нет дат публикации, также непонятно когда были опубликованы статьи, являются ли заявленные темы насущной проблемой для Таджикистана или уже нет.

Следующие сайты принадлежат медийным НПО, которые, как правило, занимаются "полевой работой", защищают права журналистов, проводят тренинги и оказывают юридические консультации.

http://www.khoma.tj/ сайт принадлежит общественной организации "Хома". Основная часть информации посвящена медийному праву (клевета, оскорбление, декриминализация и т.д.) на русском языке, однако при необходимости можно найти доклады, публикации книг на таджикском языке. Пока в зоне tj это первый ресурс, где можно найти документы более чем на одном языке, посвященные медийной сфере. Вообще, за последние полгода этот сайт сменил два дизайна. Могу сказать, что два предыдущих тоже были очень неплохими. Я не напрасно отмечаю данный факт, так как преимущественно все сайты выполнены в очень простом стиле.

Не менее интересный в информационном плане http://presscenter.tj/. Он принадлежит общественной организации "Иттилоот ва Муошират". Здесь представлены основные направления работы: семинары, тренинги, в том числе достаточно много материалов для начинающих журналистов. Информация представлена на трех языках. Несмотря на хорошую контентную часть и дизайн ресурса, судя по новостям - сайт давно забыт, а очень жаль.

http://mediaschool.tj/ - сайт поддерживается "Независимой школой журналистики", здесь можно найти информацию о проектах организации, семинарах и тренингах. Основной темой является повышения профессиональных знаний.

И последний сайт, посвященный медийной жизни Таджикистана - http://reportertj.wordpress.com/, хотя его трудно назвать сайтом, скорее новостной лентой. Однако хочу заметить, что по сравнению с другими ресурсами обновляется он чаще, что уже приятно. Основная тема новостей - образование журналистов, т.е. где, что и когда предвидится для медийщиков. Итак, пожалуй, это все что касается полезных сайтов зоны tj, идем дальше.

Просматривая сайты зоны kg, пришла к весьма печальному выводу - несмотря на то, что по официальным данным количество кыргызских сайтов растет, количество ресурсов полезных для медиа-работников крайне ограничено. Одним из основополагающих является "Институт Медиа Представителя" - http://www.media.kg/. Сайт имеет стандартный набор разделов для данной тематики: законы, публикации, юридический вестник и т.д.

С точки зрения полезной информации для обычного пользователя стоит назвать раздел "Online-Консультации", хотя минусы контентной части на лицо, начиная от крайне скудных ответов юристов до периодичности обновления. У последнего есть два объяснения: либо у кыргызских медийщиков не возникает проблем с законом, либо они не знают о существовании такой возможности.

В дизайнерском исполнении http://www.internews.kg/ намного интереснее. Сайт поддерживается международной организацией Internews в Кыргызстане и, судя по информационной наполняемости, недавно приобрел свой новый облик, так как многие разделы еще не наполнены. На момент написания этого материала интересным разделом для медийщиков можно назвать "проекты", где есть информация о ТВ-обмене, образовательных проектах и не только.

http://www.monitoring.kg/ само название ресурса говорит о том, что здесь все, что касается медийной жизни Кыргызской Республики. Сайт разбит на пять основных разделов: информация, масс-медиа, право и СМИ, ссылки, прочее. При необходимости можно найти справочную литературу как об отдельных медийных организациях, так и информацию аналитического характера.

Если интересна тема мониторинга ситуации в области СМИ, то следует посетить сайт http://kg.cafspeech.kz/site.php?lan=russian&id=1. Несмотря на сложную навигационную панель сайта, найти необходимые материалы можно. Однако, просмотрев, все разделы ресурса складывается впечатление, что о сайте забыли после завершения проекта ОО "Журналисты". В продолжение темы также хочу сказать, что похожий мониторинг был сделан и по другим странам, подробнее здесь http://uz.cafspeech.kz/site.php?lan=russian&id=82, http://tj.cafspeech.kz/?lan=russian.

Пожалуй, этот сайт для меня был самым непонятным и необычным в отношении размещения контентной части - http://www.msc.kg/, так как информация предоставлена сразу на двух языках: русском и английском. В общем, большого желания остаться там не возникло, и я занялась поиском сайтов в Казнете.

По сравнению с другими странами в Казахстане достаточно много организаций поддерживают собственные ресурсы. Стоит начать с сайта http://www.adilsoz.kz/. По части аналитических материалов ему нет равных, хоть их найти и достаточно сложно, однако при необходимости можно. Новостная лента обновляется нечасто, также и новостная рассылка нерегулярная. Несмотря на большое уважение к деятельности этой организации, которая защитила не один десяток журналистов, раздел "законодательство" нельзя назвать удобным для пользователя, многие документы предоставлены в извлечении, т.е. размещены те статьи нормативно-правовых актов, которые относятся непосредственно к медийной сфере.

СМИ и Право http://www.medialaw.kz. Сайт в 2005 году получил премию АВАРД, наверно после этого и расслабился. Когда в последний раз новости обновлялись непонятно, актуальные темы уже давно забыты и неинтересны. В то же время, несмотря на существующие недостатки, можно найти медийных юристов http://www.medialaw.kz/index.php?r=6, согласитесь иногда для журналистов это очень важная контактная информация, хотя, тьфу-тьфу, чтобы к их помощи не прибегать. Базу медийных юристов Казахстана также можно увидеть и здесь http://www.presscenter.kz/templates/list_law.html. Однако, если ситуация не критичная, можно просто задать вопрос http://www.medialife.kz/html/project/2/main.htm. Помимо этого на сайте www.presscenter.kz можно найти и другую полезную информацию, например о тренингах для журналистов, которые проводятся в четырех городах республики. Что касается повышения профессионального опыта, то информацию о предстоящих мероприятиях можно найти на многих сайтах: http://bizmedia.kz/, http://www.medianet.kz/index.php?uin=1137386519&lang=rus&vis_stat=1&visuin=1131083073, http://www.internews.kz/about/trainings, http://www.efcentralasia.org/ru/index.php?option=com_content&task=view&id=277&Itemid=34.

Несмотря на существующие ресурсы, относящиеся к тем или иным республикам Центральной Азии, удалось найти один, который объединяет в себе все страны - http://www.medialawca.org/, правда здесь основной акцент сделан на юридических вопросах маcс-медиа. Сайт разделен на три основные части: законодательство, анализы и международные документы. По большому счету? все что есть на данном ресурсе, можно найти и в других источниках, оригинальность заключается в том, что ко всем документам есть открытый доступ, причем многие из них опубликованы как на русском, так и на других языках стран Центральной Азии.

Ну, вот, пожалуй и все, что можно сказать относительно источников информации для повышения профессиональных знаний медийщиков.

Летняя школа журналистики «СМИ в условиях кризиса: проблемы и решения»

Дэдлайн – 15 июня 2009

Факультет журналистики Санкт-Петербургского государственного университета объявляет о приёме заявок на участие в Двенадцатой Международной Летней школе журналистики, которая пройдёт с 25 июня по 1 июля 2009 года. Для участия в Летней школе приглашаются руководители и сотрудники СМИ, коммуникационных, PR и рекламных агентств, исследователи, преподаватели, аспиранты и студенты старших курсов, изучающие журналистику и массовую коммуникацию.

Стоимость участия для россиян и граждан Содружества Независимых Государств — 47 000 рублей. В стоимость включены обучение, проживание в общежитии гостиничного типа СПбГУ, информационный пакет, культурная программа, приветственный обед, ежедневные ланчи, заключительный фуршет, кофе-брейки, общая фотография, видеофильм о Летней школе.

Директор Международной Летней школы журналистики и Зимней школы PR
Рущин Дмитрий Александрович, ruschin@mail.ru и ruschin@yandex.ru

Конкурс: принципы и ценности свободного общества

Дэдлайн – 30 июня 2009

Журналисты и авторы со всего мира приглашаются к участию в конкурсе на соискание приза, присуждаемого за статьи, убедительно и остроумно рассказывающие о принципах и институтах свободного общества. В этом году будет вручаться приз онлайновым журналистам: для них предусмотрена отдельная номинация за статьи, написанные на английском языке.

Общий призовой фонд составляет 18 тыс. долларов США, в том числе 10 тыс. долларов за 1 место, 4 тысячи за второе, 1 тысяча за третье и 3 тысячи за онлайновую журналистику. Финалисты будут приглашены на церемонию награждения в Нью-Йорк в октябре 2009 г., где будут названы имена призеров.

Конкурс проводит Международная политическая сеть - всемирный аналитический центр со штаб-квартирой в Лондоне. Подробности здесь - http://campaign-archive.com/?u=498b3ce0ec9a7d7c1b18f77d5&id=bd519734b2

Узбекские оппозиционеры создали «Союз 13 мая»

4-5 июня, лидеры Демократической партии Узбекистана «ЭРК» и организации «Андижан- справедливость и возрождение» провели встречу, на которой были обсуждены вопросы объединения узбекской оппозиции «на единой и прочной платформе в борьбе за свободу и справедливость». На встрече, оппозицоннеры приняли решение объединиться в «Союз 13 мая» в память об Андижане 2005 года, когда «стало понятно о невозможности каких-либо демократических реформ в Узбекистане при существующем режиме». Сообщается, что программа движения будет объявлена позже.

От партии «Эрк» во встрече участвовали Мухаммад Солих, Йулдош Очил и Дустназар Худайназар, от организации "Андижан - справедливость и возрождение" - председатель организации Нуриллох Максудов, его заместители Жахонгир Усмонов и Шамсиддин Отаматов. В собрании также приняли участие представители независимых мусульман в качестве наблюдателей.


Адрес для отзывов и писем - alex.dobrynin@gmail.com

В избранное