Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Примечание/Footnote


Слушайте на http://www.radiobaku.com еженедельную передачу "Горячая десятка" - все о кинохитах этой недели

Вам еще не надоело читать про претендентов на Оскар? Надеюсь, что нет, потому что и сегодня у нас речь пойдет об оскаровском номинанте. Впрочем, номинант номинанту рознь, и обозреваемый сегодня фильм у вас практически и не было шанса посмотреть, если, конечно, вы не живете в Израиле. Будем надеяться, что после оглашения претендентов на звание лучшего иностранного фильма ситуация изменилась, и фильму больше повезет с прокатом. Ну а если еще и Оскара дадут, то вообще… Итак,

Примечание
/הערת שוליים/Footnotes

Страна: Израиль
Жанр: драма, комедия
Год: 2011
Продолжительность: 103 мин

Режиссер:  Джозеф Седар/Joseph Cedar
В ролях:  Лиор Ашкенази/Lior Ashkenazi, Шломо Бар-Аба/Shlomo Bar-Aba и др.

Элиэзер и Уриэль Школьники – отец и сын. Оба посвятили свою жизнь изучению Талмуда, но если заслуги Элиэзера (отца) отмечены лишь сноской в многотомном труде другого известного талмудиста, то сын (Уриэль) несомненно более успешен и популярен – на его счету несколько книг, членство во всевозможных академиях, он читает по несколько лекций в день. Правда, Госпремию Израиля присуждают все-таки отцу. А Уриэлю в строгой тайне сообщают о том, что произошла нелепая ошибка – секретарша просто перепутала имена лауреатов – на самом деле премия была предназначена ему. Как поступит Уриэль, что победит – честолюбие или сыновняя любовь – вы узнаете, если вам повезет увидеть кино.
Фильм, как мне кажется, абсолютно международный, и неважно, что дело происходит в Израиле и с талмудистами – подобное могло иметь место, скажем, с датскими математиками или французскими химиками – взаимоотношения отцов и сыновей не так уж сильно зависят от географических координат и от рода их занятий.
Из дополнительных плюсов – достаточно оригинальные режиссерские решения и саундтрек, прекрасно вписывающийся в сюжет.
Лучший кадр – сцена в министерстве, когда сыну сообщают об ошибке – невозможно смотреть без смеха. Но даже при кажущейся комичности сцена очень драматична, а накал страстей просто зашкаливает. И так весь фильм – за смехом кроется драма, так что смешно и грустно одновременно.
Надо заметить, что за последние пять лет это уже четвертый претендент на лучший фильм года от Израиля, но этот фильм значительно рознится от прошлых кандидатов – он не про войну и не про арабов, это просто очень хорошее кино на общечеловеческие темы. Конечно, в Израиле и раньше снимали хорошие фильмы, но только международного признания они не получали, и создавалось впечатление, что только определенная тематика имеет шанс быть замеченной. Но видимо, что-то начинает меняться к лучшему, и сначала «Примечание» получил приз за лучший сценарий в Каннах, а потом и в пятерку оскаровских номинантов попал. Так что будем радоваться новой тенденции и держать кулаки за «Примечание» – оно того стоит!

А вот еще одно мнение о фильме. От Эфраима (`юзера сайта BakuPages.ru):

Мы не знаем, по каким именно критериям выбираются фильмы на оскаровскую номинацию "лучшего иностранного фильма". Может быть, жюри выбирает нечто, что подходит под определение "другое кино"? Потому что израильский фильм "Примечание", с точки зрения американского зрителя, это именно "другое кино". Фильм этот совершенно не "голливудский", в нем нет размаха и глобальности, он почти камерный, по всей видимости малобюджетный, очень израильский и в определенном смысле – очень еврейский. Хотя проблема, лежащая в его основе, при всей своей библейской еврейскости довольно универсальна – это проблема Отца и Сына.
Представьте себе ученого, всю жизнь свою посвятившего Науке и Истине. Представьте себе книжного червя, находящегося, извиняюсь за штамп, в когнитивном диссонансе с окружающим миром – мир становится сложнее и одновременно, в его понимании, неизмеримо проще, вульгарнее, примитивнее, кропотливые поиски истины уступают место стихии эмоций. Представьте себе, что человек этот в силу специфики проблемы, которой он посвятил всю свою жизнь, обитает в довольно узком, тесном мирке, где его регулярно оттесняют локтями, где удача улыбается другим, менее достойным, где труд его жизни обращается волей слепого случая в прах.
Новое, напористое поколение занимает место на Олимпе науки, которое по праву принадлежит ему. Поколение поверхностное, вечно спешащее, болтливое, разменявшее свой талант на мелочи. И символ этого поколения, тот, кому все дается без малейшего усилия, тот, кто превращает дело его жизни в профанацию… ЕГО РОДНОЙ СЫН?
Представьте себе молодого, харизматичного, успешного исследователя на пике научной карьеры. У него есть все, чего он может пожелать – любящая жена, любимая работа, ученики. Премии и почетные должности сыпятся ему в руки как из рога изобилия. Но чего-то в его жизни не хватает. Признания со стороны того, по чьим стопам он пошел и кого он без усилий обошел – ЕГО РОДНОГО ОТЦА.
И это – сознательное и бессознательное сравнение героем самого себя с отцом – вылезает из щелей на протяжении всего фильма. То любимая жена в разговоре об измене замечает ему, что он не изменяет ей в силу трусости, поскольку боится конфликтов и боится потерять привычный ему уклад жизни – в отличие от отца, который идет со своей правдой до конца, невзирая ни на что – и тем задевает его до глубины души. То он обнаруживает, что, так же как и отец, не сумел построить отношения с собственным сыном. И так далее. Когда мы сказали, что фильм очень еврейский, мы имели в виду именно то, что проблемы семьи в нем главные. На их фоне все прочее становится малосущественным. Как в Книге Бытия.

   


В избранное