Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Человек с Бульвара (обзоры дилетанта) Гарри Поттер и кубок огня


Информационный Канал Subscribe.Ru

Гарри Поттер и кубок огня
/Harry Potter and the Goblet of Fire/

Жанр: фэнтези,
Производство: США, Великобритания
Год выпуска: 2005
Продолжительность: 157 мин

Режиссер: Майк Ньюэлл/Mike Newell
В ролях: Дэниэл Рэдклифф/Daniel Radcliffe, Эмма Уотсон
Emma Watson, Руперт Гринт/Rupert Grint и др.

оценка 3.5 из 5

Прежде чем говорить о фильме, хотелось бы сказать несколько слов о книге. Точнее, о книгах. Собственно говоря, это необходимо, поскольку книги – культовые (по четвертую включительно; с пятой Джей Кей явно «не потянула», да и шестая слабовата). А когда та или иная книга становится культовой, рассуждения о ее литературном качестве делаются нерелевантными. Точнее, второстепенными. Ибо победителей не судят. Поэтому вопрос не в том, стОит ли читать «Гарри Поттера» или не стОит. Вопрос в другом – в чем тайна этих книг, тайна, сделавшая их объектом культа.
Наверное, ответов на этот вопрос больше, чем один. Для меня ответ заключается в теме двойственности, взаимодополняемости добра и зла. Добро и зло в книге – близнецы и связаны неразрывными нитями, как Гарри и Волдеморт. Одно как бы не может существовать без другого. Сама школа Хогвардс основана на шатком равновесии двух полюсов – домов Гриффиндор и Слизерин, олицетворяющих вроде бы противоположные начала, и вместе с тем постоянно дополняющих друг друга. Как следствие почти зеркального соответствия добра и зла возникает проблема выбора между первым и вторым. Вспомним, что Гарри попал в дом Гриффиндор по собственному свободному выбору – шляпа-сортировщица не знала, в какой из домов его определить в соответствии с его личностными качествами и предоставила выбор ему самому.
В теме о выборе между добром и злом четвертая книга – ключевая. Именно в ней звучит знаменитая фраза Дамблдора о необходимости выбора между тем, что легко, и тем, что правильно, которая могла бы послужить эпиграфом к книге.
Другая ключевая тема «Гарри Поттера» - тема парадоксальных соответствий. Между Гарри и Волдемортом, Гарри и Снейпом (эта последняя тема, несомненно, будет раскрыта в седьмой книге, и, возможно, станет ее основным мотивом). В четвертой книге эта тема находит свое воплощение в парадоксальном соответствии Берти Крауча Джуниор и Тома Риддла, он же Лорд Вольдеморт. Параллели в историях их жизни и составляют зерно тайны четвертой книги. Оба они носят то же имя, что и их отцы, оба убивают своего отца (кстати, мотив чисто фрейдистский, но не будем отвлекаться), оба необычайно талантливы и оба сделали выбор между добром и злом в пользу последнего. Парадоксальность дуализма добра и зла проявляется и в том, что на протяжении всего сюжета Берти Крауч-Джуниор всячески помогает Гарри, оберегает его от всех опасностей – как выясняется, с целью использовать его кровь для возрождения зла, а потом уничтожить.
Перед создателями фильма стояла трудная, а, возможно, и невыполнимая задача. Задача втиснуть восемьсот страниц в полтора часа экранного времени и сделать это в кратчайшие сроки, поскольку исполнители главных ролей растут, у Гермионы развивается грудь нечетырнадцатилетнего подростка и так далее. Задачу эту можно было выполнить только посредством хирургической операции... нет, не над грудью Эммы Уотсон, Боже упаси, а над книгой. Приходится с грустью констатировать, что операцию-то сделали, но больной чуть не умер.
Дело даже не в том, что понять фильм из-за калейдоскопа, происходящего на экране невозможно, не прочитав книгу. Таким образом, фильм стал просто некоей иллюстрацией к книге, подобно пуримским костюмам или фигуркам героев, раздаваемых в «Макдональдсе». Дело в том, что вырезали не то, что надо. Вместе с ногтями и аппендиксом удалили печень. Ладно бы зритель был избавлен от надоевших ему издевательств волшебников над туповатым Дадли и его родителями – ну, вырезали, туда им и дорога. Тайна книги, история спасения младшего Крауча из Азкабана его отцом (опять выбор, кстати, выбор между долгом перед обществом и долгом перед сыном!), история бегства сына, установления им контроля над собственным отцом, и - главное! – параллели в биографиях Берти и Тома Риддла оказались за бортом. А этого авторам фильма уже простить нельзя.
И, тем не менее, рекомендую посмотреть фильм всем, кто прочитал книгу. Свою долю удовольствия получите. От гигантского стадиона на чемпионате мира по квиддичу. От великолепного дракона – как живой! и как они это сделали? От явления воспитанников Дурмштранга в шапках-ушанках и полушубках, во главе со злобным Игорем Каркаровым (ну прямо ансамбль песни и пляски Советской Армии, приехавший на гастроли в Европу!). От девиц Боботона и их карикатурной Мадам (этакая гигантская Рина Зеленая... хотя Флер могла бы быть и покрасивше!)... Короче, от атмосферы карнавала, цирка, сказки – от всего того, чего катастрофически не хватает нам в реальной жизни. Приятного просмотра, дамы и господа!
Ефраим
от Женьки: с удовольствием представляю "кино от Ефраима" - надеюсь, что эта рубрика станет постоянной. Этот обзор уже обсуждается по http://www.baku.ru/frmpst-text.php?frm_id=22&frmpst_id=3430497&cmm_id=39 А про кина сказать нечего - сам еще не смотрел :)
Обсудить фильм можно по адресу: http://www.baku.ru/pubs/reviews/11647_ru.php или послав мне письмо eugene_vig@bigfoot.com и я с удовольствием опубликую ваши письма в следующем выпуске.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.news.reviews
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное