Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Узнай больше об искусстве!

  Все выпуски  

Узнай больше об искусстве!


 

 Приветствую всех своих подписчиков!

В этом выпуске вашему вниманию предлагаются 3 статьи.

Прерафаэлиты - кто они?

Это первая из серии статей о английских художниках. Прерафаэлиты - интересное направление в английской живописи и поэзии. 

 

 


 


  Прерафаэлиты – кто они? Откуда такое название? Какие идеи владели ими, каким принципам они следовали? Какое влияние оказали на творчество художников следующего поколения? Давайте рассмотрим. 

Шла к концу первая половина XIX века. Почти 80 лет назад в Лондоне была основана Королевская Академия художеств. Король Георг III решил повысить профессионализм английских художников; он считал, что необходимое образование  поможет продвижению искусства. Кроме того, в залах Академии предполагалось регулярно проводить выставки с последующей продажей картин и скульптур. Затея, безусловно, замечательная. Первым президентом Королевской Академии стал Джошуа Рейндолс.

275px-Burlington_House-Courtyard Лондон Королевская академия  художеств

 

Общественный прогресс в Англии неуклонно шел вперед. Промышленность бурно развивалась; это сказывалось на жизни всей страны, которая постепенно осваивала капиталистический уклад, буржуазные взгляды и соответственно им – эстетические идеалы.

«Лицо» английской живописи представляли: Джошуа Рейнолдс.220px-Joshua_Reynolds_Self_Portrait Автопортрет 1723      Блестящий портретист, учившийся в Италии, он много времени провел в путешествиях по Европе, был разносторонне образованным человеком.

 

180px-(Д.Констебл)_Кукурузное_поле

Джон Констебл - мастер пейзажа.  Кукурузное поле

180px-(У.Блейк)_Иссак_Ньютон.png  Дж. Тернер  180px-(Дж.Тёрнер)_Последний_рейс_корабля_Отважный

У. Блейк

Иссак Ньютон                                                          Последний рейс крейсера "Отважный"

 

В начале второй половины 19 века академическая живопись по-прежнему сохраняла главенствующее положение. Художники опирались на традиционную манеру старых мастеров; сюжеты зачастую были надуманными, далекими от действительности, персонажи не выходили за рамки условных мифологических или религиозных произведений. Пейзажная живопись тоже была романтически стилизована.

Викторианская эпоха в самом расцвете. Официальная Королевская Академия художеств свято берегла старые традиции и весьма неодобрительно смотрела на любые отклонения от них, не терпела никаких новшеств. Поэтому руководство Академии, а вслед за ней вся английская общественность пришла в смятение, когда узнала о появлении группы художников, на картинах которых видны таинственные буквы P. R. B. Что бы это значило?

Тремя загадочными буквами обозначили себя художники, объединившиеся в «Братство прерафаэлитов» - (Pre-Raphaelites Brotherhood). Сначала «братьев» было семь: художники Дж. Э. Миллес, Холман Хант, братья Россетти, Томас Вулнер (скульптор и поэт), Фредерик Стивенс (критик) и Джеймс Коллинсон (студент Академии и жених Кристины Россетти).

Они поняли, что имеют одинаковые взгляды на современную им английскую живопись; они считали, что живопись не развивается и путь ее – тупиковый. Молодым художникам  надоела академическая рутина, написание картин с персонажами Библии и античными богами, причем по одинаковому шаблону. Как тут не вспомнить рассказ Чарльза Диккенса на эту тему, когда натурщик в едином лице выступает, например, сначала в качестве библейского старца, а затем – в образе грозного Юпитера.

«Братья» решили своим искусством вернуть живописи ту искренность и простоту, которая была у мастеров эпохи кватроченто (Раннего Возрождения): Фра Анжелико, Дж. Беллини, Перуджино, т. е. художников, творивших до гениального Рафаэля, которого «братья» считали «академиком».

Живописцы «Братства», создавая свои полотна, использовали новую технику письма: композицию будущей картины намечали на загрунтованном холсте; затем наносили слой белил, промокали бумагой масло из них и уже тогда писали полупрозрачными красками. Результат оказался наилучшим. Свежие красочные тона выразительно подчеркивали все детали картины; кроме того, применение новой техники послужило долговечности полотен. Работы прерафаэлитов прекрасно сохранились до настоящего времени.

Художники стали выставляться в залах Академии. К ним присматривались и оценивали. Поначалу резкой критики не было. Молодые живописцы пока не нашли собственных тем и по-прежнему использовали религиозные сюжеты. Однако трактовка их была совсем не традиционной.  Отступления от христианского канона сразу же вызвали осуждение.300px-Sir_John_Everett_Millais_002 Дж. Миллес Христос в родительском доме Дж.

Э. Миллес «Христос в родительском доме»

Данте Россетти «Благовещение»    220px-Rossetti_Annunciation Данте Россетти Благовещение

На выставке 1850 года не было куплено ни одной картины Миллеса, Россетти и Ханта. Критика резко нападала, считая, что «они рабски имитируют художественную неумелость». Тогдашний президент Академии, уважаемый многими живописцами Чарльх Истлейк, а также лидер художнической группы «Клика» Ричард Дадд присоединились к голосам прессы.

Не выдержав такого натиска, из «Братства» ушел Д.Коллинсон и расторгнул помолвку с К. Россетти.

Прерафаэлиты были на грани распада. Группу спас известный художественный критик Англии Джон Рескин.  160px-Millais_Ruskin_Detail Джон Рескин 1854 Ему было всего 32 года, а он уже был автором значительных трудов об искусстве, его статьи публиковались в «Таймс». Своим авторитетом он изменил положение прерафаэлитов в общественном мнении. Д. Рескин сразу заявил, что не знаком лично ни с одним из членов «Братства», но что их работы заслуживают интереса и впоследствии «могут лечь в основу художественной школы, более величественной, чем все, что знал мир предыдущие 300 лет».

Какие слова?! Именно они окрылили художников, вдохновили их, дали стимул для дальнейшей работы. Джон Рескин сразу распознал оригинальный талант Миллеса, помог материально Данте Россетти, купив несколько его работ.

Что было дальше? Читайте в следующей статье.

 

Сегодня вы получили 5-ый по счету выпуск рассылки. А в самом 1-ом, помните? была начальная статья о цыганском джазе. Продолжим тему дальше и познакомимся с основателем оригинального стиля "джаз-мануш" - Джанго Рейнхардте.

 

  Рейнхардт Джанго и цыганский джаз

i (10)Выдающийся гитарист, «великий Джанго», как его называли, прожил короткую жизнь, но успел прославиться созданием собственного уникального стиля исполнения на гитаре. Это «джаз-мануш» или попросту – «цыганский джаз». Удивительное сочетание, не правда ли? Рейнхардт Джанго и цыганский джаз неотделимы друг от друга. Со смертью замечательного музыканта созданный им стиль исполнения не канул в прошлое, а продолжал развиваться. Интерес к цыганскому джазу породил многочисленные фестивали и конкурсы, которые ежегодно проводятся на Западе и привлекают большок число джазменов со всего мира.

 

Кто же он, Джанго Рейнхардт?Обыкновенный цыган из кочевой семьи, он родился в бельгийской провинции Брабант. Любители кочевой жизни, цыгане путешествовали по Италии, побывали в Алжире и на Корсике. Отовсюду маленький Ренарт (так имя произносится во французском варианте) приобретал жизненный опыт и неизгладимые впечатления от природы и музыки тех мест, куда судьба приводила его вместе с семьей.

Насладившись свободной жизнью, Рейнхардты осели недалеко от Парижа, во Франции и занялись ремеслом. Они делали искусную плетеную мебель для гостиных, а в свободное время -  музицировали. Не отставал от них и Джанго. Его стали называть так на цыганский манер («я проснулся»). Мальчик вырезал из дерева фигурки лошадей и цыганских кибиток, которые тоже пользовались спросом. А как он играл! Скрипка, банджо, позднее – аккордеон, стали его родными инструментами. К 17 годам виртуоз Джанго Рейнхардт становился все более известным. Музыка стала его профессией и любимым делом.

Вместе с друзьями он часто посещал клуб в Париже, у Старой гавани, где собирались цыгане. Вскоре составилось трио музыкантов; их выступления пользовались успехом.

Неожиданно рок судьбы вмешался в устоявшуюся жизнь юноши. Джанго был уже женат (у цыган ранние браки). Белла мастерила бумажные цветы на продажу. В тот роковой день молодой человек вернулся из клуба, обнял жену... и неосторожным движением столкнул горящий подсвечник. Пламя мгновенно охватило платье Беллы и цветы, а затем перекинулось на весь табор.

Из-за случившегося несчастья Джанго сильно пострадал. Полтора года он оказался прикован к постели. Но самое страшное было то, что на его левой руке рабочими остались лишь два пальца. Для музыканта это настоящая катастрофа. Младший брат не давал Джанго унывать, не позволил ему зациклиться на своем увечье и неподвижности. Жозе принес ему гитару.

 

С этого события и началась, если можно так сказать, новая жизнь Джанго. Трудно себе представить, какими болезненными были упражнения игры на гитаре, каким неутомимым упорством обладал юноша, чтобы преодолеть боль в изувеченных пальцах и не только овладеть гитарной техникой, но и создать новый стиль – цыганский джаз!

Медики одновременно испытывали и удивление, и уважение к своему пациенту.  Болезнь отступила! После выхода из больницы карьера молодого музыканта пошла резко вверх. Этому способствовало знакомство и дальнейшая дружба со Стефаном Грапелли. Этот известный пианист и скрипач был популярен во многих парижских кабаре.569a9986d347ede29f71cbf7b4e450b3-1 В 1934 году друзья создали джазовый квинтет. В своем составе ансамбль не имел ударных инструментов, был полностью струнным, но мастерски извлекая из своих гитар ударные звуки, музыканты покоряли слушателей своим слаженным исполнением.

Джанго Рейнхардт был не только талантлив, но умен, красив и обаятелен. Творческая среда Парижа приняла его; с Джанго дружили писатели, артисты и художники Франции, а вскоре он стал популярен в странах Европы и США.    

imgpreview (1)

 

Вторая мировая война. Оккупация Франции. Режим нацистов уничтожил несколько сотен тысяч европейских цыган. Д. Рейнхардту удалось уцелеть. Он продолжал играть джаз, давал концерты. Немцы ненавидели джазовую музыку, ведь истоки ее шли от негров, этих «черных недочеловеков», как считали они. Но были исключения. Собственно, своим выживанием музыкант был обязан офицеру люфтваффе, большому любителю джаза – Дитриху Шульц-Кену, которого называли «Доктор Джаз». Именно он держал под защитой (тайно, конечно) Джанго.

Все-таки жизненные обстоятельства заставили Рейнхардта покинуть Францию. Ансамбль распался; музыканты разделились и выживали каждый по себе. Нейтральная Швейцария отказала Д. Рейнхарду в предоставлении вида на жительство; пришлось вновь, как в детстве с семьей, кочевать. В странствиях музыка по-прежнему продолжала кормить.

В конце 1945 года Рейнхардт возвратился в Париж, открыл клуб «Фургончик», вскоре ставший неимоверно популярным. Казалось, наступили лучшие времена. Это было действительно так: 1945 год стал пиком известности музыканта-джазмена, когда созданный им стиль цыганского джаза стал как бы символом вызова оккупантам, музыкой свободы. imgpreviewОднако это продолжалось недолго. Люди хотели забыть все, что было связано с войной, с фашистской оккупацией. Новые веяния, новые модные жанры музыки потеснили цыганский джаз. Приспособиться к новшествам Джанго так и не смог. Наступала эра Дюка Эллингтона, который, вместе со своим оркестром, пригласил Рейнхардта в гастрольную (единственную в его жизни) поездку по США. Конечно, на тамошнюю публику произвело впечатление гитарное исполнение «двухпальцевым стилем», но громкой славы в Америке Джанго не добился.

Возвратившись в Париж, он выступает все реже. Его стала интересовать живопись и свой досуг он посвящает ей. Постепенно здоровье музыканта стало ослабевать: сказалась военная пора полуголодных кочевых скитаний. Со своей небольшой семьей (женой и сыном) Д. Рейнхардт поселился недалеко от Парижа – в городке Самуа-на-Сене. Произошло это в самом начале 1950-х годов.   foto

 

 

 

 

 

 

16 мая 1953 г. мир облетела весть о кончине выдающегося гитарного исполнителя и джазмена, создателя собственного стиля. С тех пор Джанго Рейнхардт и цыганский джаз оказались неотделимы друг от друга. Наиболее известным и часто исполняемым произведением Д. Рейнхардта в стиле «цыганского джаза» является его знаменитый «Минорный свинг».

 

 Густав Климт! Это имя знают все любители живописи. Лидер австрийского модерна, он писал картины, используя свой, оригинальный стиль, благодаря которому его полотна стали узнаваемыми и любимыми. Иногда к его картинам применяют эпитет "странные". Я написала 4 статьи о "странных" картинах этого художника. Сегодня читайте первую статью. Не пропустите остальные! Приглашайте своих друзей и знакомых подписаться на мою рассылку "Узнай больше об искусстве!"

 

"Загадочный Климт и его "странные" картины (часть 1) 

 

 

 

Как известно, в искусстве живописи существует много стилей и направлений. Есть художники-реалисты, чьи картины понятны всем и это нисколько не умаляет их художественную ценность. Есть и такие живописцы, чье мастерство заметно отклоняется от традиционных канонов. Их творения относят к «странным», поскольку не сразу удается понять, расшифровать смысл, сюжет картины, насыщенной многочисленными аллегориями, метафорами и символикой. Художники этого направления постоянно в поиске новых форм и средств выражения. Когда смотришь на эти полотна, непременно хочется пофилософствовать, понять смысл произведения, задуматься о внутреннем настрое художника, его создавшего.

Таким был Густав Климт, ставший символом «прекрасной эпохи». 81835666_2129370_3346398154_95dcf80294_zОн жил и создавал свои шедевры в Вене, столице могущественной Австро-Венгерской империи. Художник родился в многодетной семье. Его отцом был ювелир, отличный резчик по золоту. Все дети в семье были художественно одарены. Вместе с братом Эрнстом Густав учился в венском художественно-промышленном училище.

Это была хорошая школа и образование было серьезным. Ученики овладевали не только техническими навыками; им читался курс по художественным стилям различных эпох, что особенно привлекало Густава. Практическая сметка у него присутствовала всегда. Вместе с братом Эрнстом они начали зарабатывать деньги еще во время учебы, успешно рисуя по заказу портреты с фотографий. Это приносило хороший доход.

Ближе к выпуску к братьям присоединился Франц Мач и троица организовала «команду», которая с 1883 года была известна в художественном мире. Их мастерская в Вене вначале выполняла заказы на роспись вилл, дач и купален в провинции огромной империи, но скоро наступил черед для более внушительных заказов. Молодыми энергичными мастерами заинтересовался императорский двор.

Императрица любила бывать на отдыхе на вилле «Гермес» в пригороде столицы. Придворный художник Макарт подотовил эскизы росписи, но смерть помешала закончить работу. «Команде» Г. Климта было предложено продолжить начатое. Довольный результатом, глава империи дал заказ на оформление помпезного нового здания театра. «Бургтеатр» находился под его покровительством.vena-50060Хофбург резиденция императоров     Вена. Резиденция императоров    i (12)Бургтеатр                                             Вена. Бургтеатр

Шел 1886 год. Империя была в самом расцвете, ее столица украшалась новыми, роскошными зданиями. Появился красивый бульвар Рингштрассе, в садах прокладывались новые аллеи. Вена становилась величественной. Во главе с Климтом молодые художники успешно справились с государственным заказом. Они создали удивительные фрески, на которых изобразили выразительные сцены из истории театра, украсили лестницы и фронтоны.

Талант Г. Климта и его заслуги в искусстве император оценил. Он вручил 26-летнему художнику «Золотой крест». Густаву было чем гордиться!

Заветное желание, о котором он  мечтал в годы учебы, исполнилось: молодой человек отправился в путешествие по Европе. Венеция, Мюнхен, Рим дали много впечатлений его творческой натуре; он смотрел, впитывал, сравнивал…

Дома его ждала работа. За картину «Зрительный зал старого Бюргера» художник вновь удостоился похвалы императора и премии.7ead2d758f50859ff42792ed5badfd19bc5f6c134459564 Полотно запечатлело видных представителей высшего общества Вены, всех знаменитостей того времени – ученых, политиков, светских дам.

 

 

 

1891-1892 годы – начало перелома в творчестве Климта. В его живописной манере происходят изменения. Он выполняет очередной заказ государства: расписывает аллегорическими фигурами стены и своды Музея истории искусств в Вене. Именно здесь проявились черты стиля мастера, ставшие впоследствии основными в его творчестве. В фигурах виден четкий силуэт, стремление к орнаменту; понемногу появляется позолота.

Густаву 30 лет. В эти годы происходят события и в личной жизни художника. Начинается близкая дружба с Эмилией Флеге, свояченицей, ставшей его подругой, спутницей жизни на долгие 27 лет. 

Две статьи об этих интересных взаимоотношениях я поместила в 4 выпуск рассылки. 

81835667_2129370_20120104_150039

 

220px-Gustav_Klimt_049

 

 

 

 

 

 

1891/92 были годами потерь. Ушел из жизни отец, в молодом возрасте скончался любимый брат Эрнст, член «команды» и близкий по духу человек. Густав реагирует на свалившиеся несчастья приступами тоски и жестокой депрессии, которые будут впоследствии часто преследовать его. В этот тяжелый период Эмилия впервые проявила  способность спасать художника от депрессии, умело отвлекать его от «черного» настроения и побуждать к работе.

 

Климт и сам хорошо понимал, что спасти его могут только занятия живописью; искусство стало главным для него. Почти все время он проводит в мастерской, редко выбираясь в театр или светское общество. После личных потерь его мировоззрение сильно изменилось. Жажда к труду, да и деньгам, заставляет его выполнять множество частных заказов.

Климт пишет вполне реалистичные портреты жен влиятельных буржуа; ведь за них хорошо платили. Достигнув материальной независимости, художник смог выбирать себе заказы по вкусу.

 

13портрет Гермины Галлья011_4 п-т Сони Книпс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Портрет Сони Книпс                                                                                      Портрет Гермины Галлья

 

 

 

13п-т серены ЛедерерПортрет Серены Ледерер13223портрет Маргарет Стонборо-ВитгенштейнПортретМаргарет

Витгенштейн

 

Постепенно у художника вырабатывалась собственная живописная манера, тот неповторимый, узнаваемый стиль, который и сделал Климта знаменитым. Загадочный Климт начинал создавать "странные" картины. (продолжение следует)


 

 

 

 

  

 

 


В избранное