Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Узнай больше об искусстве!

  Все выпуски  

Узнай больше об искусстве!


Дина Рубина – звезда на писательском небосклоне

 

Это имя незачем представлять: Дина Рубина известна и популярна. Ее книги читаются и обсуждаются. Если писательница дает многочисленные интервью, встречается со своими читателями, значит, ее творчество нужно людям, она интересна как человек.

        Родившись в Ташкенте, в семье художника и учительницы, Дина поначалу и не думала о писательстве. С детства ее главным призванием стала музыка. Девочка ходила в «музыкалку». Позже, став писательницей, Д. Рубина с присущим ей юмором описала свои впечатления в сборнике рассказов «Уроки музыки».

        Музыка и стала ее профессией. Закончив в !977 году консерваторию в Ташкенте, Дина Рубина преподавала в Институте культуры.

        Но вернемся в ее юность. Как начала писать? По словам самой Дины, никакого особенного толчка не было. В 16 лет просто создался рассказ – «Беспокойная натура». Послала его в журнал «Юность». И надо же – опубликовали! В разделе «Зеленый портфель»; вскоре туда попали еще два рассказа «зеленого» пока автора…

       Личная жизнь поначалу не сложилась. Раннее замужество, рождение сына. Несчастливый брак длился совсем недолго, пришлось возвратиться с ребенком в тесноту родительской квартиры, где много места занимали отцовские холсты…  Надо было жить дальше. Д. Рубина – сильный человек с молодости. Она решила заработать на кооперативную квартиру.

       Уже обладая некоторым писательским мастерством, она для заработка переводила узбекских писателей, обрабатывала узбекские сказки. Позже признавалась, что это была откровенная халтура, но за ее труд даже премию дали от Министерства культуры Узбекистана!

       К деньгам за премию приплюсовала гонорар за пьесу для театра музыкальной комедии, купила, наконец, квартиру, переселилась туда с сыном; жила и работала вплоть до переезда в Москву.

       А потом пришло счастье. Настоящее женское счастье. На «Узбекфильме» решили снять картину по повести Д. Рубиной. Шел 1984 год. Фильм «Наш внук работает в милиции» был откровенно неудачен, да и сама повесть, по мнению Дины, тоже. Но зато! Во время съемок познакомилась с будущим мужем, который увез ее в Москву. Все страдания – киношные и жизненные - искупились. Немного позже издала уже удачную повесть на материале киносъмок – «Камера наезжает».

       По словам писательницы, в Москве жила «свободным художником». Продолжала писать прозу, пьесы для радиоспектаклей; вошла в круг московской богемы. Трудно перечислить все ее знакомства, Дина – человек открытый. Издательства журналов, где она печаталась, театральная компания (муж-художник оформлял несколько спектаклей в театре на Таганке), встречи в ЦДЛ… Казалось, жизнь налажена и благополучна. Однако в 1990 году супруги приняли решение выехать в Израиль.

         Для Дины Рубиной это был рубеж – жизненный и творческий. Новая страна и новая жизнь, которая продолжалась. Росла дочь, писались и издавались книги – в Иерусалиме, Москве.

         «Мои муж и дочь религиозны в самом прямом иудейском смысле этого слова. Со всеми вытекающими деталями жизни. Я же выскальзываю из любых пут, как и надлежит быть художнику, - хотя к Богу обращаюсь постоянно».

          Чем же привлекают книги Дины Рубиной? Прежде всего – непосредственной авторской интонацией, правдивыми сюжетами, яркими, выпуклыми характеристиками героев. Мы как бы видим их живыми. Писательница любит описывать бытовые подробности жизни персонажей, причем делает это иногда с таким юмором!

       На исторической родине талант ее окреп. Еврейская тема в творчестве Рубиной присутствует всегда. Писательнице интересно историческое прошлое еврейского народа, она со знанием дела повествует о современной жизни евреев в государстве Израиль и в диаспоре.

        Дина Рубина стала заметной звездой на писательском небосклоне. Читатели с нетерпением ждут выхода ее новых книг. В последние несколько лет писательница создала своеобразную трилогию. Романы не связаны ни сюжетом, ни общими персонажами; они объединены лишь темой: Искусство и Человек, Человек и Искусство. Эта связывающая все три романа тема доведена автором до совершенства. Трилогия Д. Рубиной: « Почерк Леонардо», «Белая голубка Кордовы» и «Синдром Петрушки» ждет вашего прочтения.

 

 

                         Ремо Джадзотто – популяризатор шедевра

 

В музыкальном мире это имя, конечно, знают. Оно стало широко известным после того, как в 1958 году Р. Джадзотто заявил, что нашел шедевр. Естественно, что подобное заявление взбудоражило весь музыкальный мир. Как известно, шедевры не валяются, где попало, чтобы их легко можно было найти! Однако в этом случае дело происходило именно так.

          Вторая мировая война. Союзная авиация бомбит Дрезден. За несколько дней прекрасный город земли Саксония превратился в руины. Особенно пострадала Дрезденская библиотека; архивы просто не успели вывезти.

           Итальянский композитор и музыковед Ремо Джадзотто в 1945 году разбирал развалины здания библиотеки. По его словам, он нашел несколько обрывков нотных листов. Записи заинтересовали его; он реконструировал их, посчитав, что нотные фрагменты принадлежат перу выдающегося композитора эпохи барокко – Томмазо Альбинони.

       Опубликованное Ремо Джадзотто «Адажио» для органа и струнных настолько поразило музыкальную общественность, что поначалу никто не сомневался в авторстве Альбинони. Необыкновенно выразительная музыка с пронзительными, щемящими интонациями проникала в душу. Адажио за короткий срок сделалось чрезвычайно популярным. Ведущие оркестры мира включили его в свой репертуар.

       Однако дотошные музыковеды-исследователи докопались до правды. Открытие Р. Джадзотто они объявили музыкальной мистификацией. Это нисколько не умаляет значения работы, проделанной итальянцем. Даже если Адажио является сочинением самого Джадзотто, стилизованным под эпоху барокко, когда жил и творил Т. Альбинони, музыка эта – превосходна!

       Вопрос в другом: почему Джадзотто так поступил? Почему, найдя куски нотного письма и превратив их в шедевр, не присвоил авторство себе, отказавшись от будущей славы? Ответа на вопрос нет до сих пор. Р. Джадзотто прожил долгую жизнь (1910-1998) и не давал комментариев по этому поводу. Ему хватало других дел. Долгие годы он работал в журнале «Итальянское музыкальное обозрение», был его редактором; занимал высокие посты в системе радиовещания Италии.

   Все же думается, что как исследователь музыки эпохи барокко, Р. Джадзотто, найдя фрагменты записи, просто не мог поступить иначе. Испытывая безмерное уважение к забытому мастеру, композитору Т. Альбинони, он без всякого сомнения, с радостью в душе, отдал авторство ему.

   Неизменный интерес Ремо Джадзотто к музыке барокко и итальянцам, сочинявших ее, побудил его написать ряд биографий, познакомить людей с жизнью и творчеством порядком забытых композиторов, вернуть их имена современности: Томмазо Альбинони (1945), Антонио Вивальди (1965), Алессандро Страделлы (1962), Джованни Баттиста Виотти (1956).

     В 1957-1969 годы Р. Джадзотто был профессором истории музыки в университете Флоренции.

      У опубликованного в 1958 году Адажио началась новая жизнь. Не сосчитать, сколько аранжировок и переложений существует у этого сочинения! Оно звучит не только в исполнении симфонических оркестров; его поют хоры и множество вокалистов, а пение Лары Фабиан восхищает особенно.

      Говоря современным языком, Адажио превратилось в хит. И немалая заслуга в этом принадлежит Ремо Джадзотто, популяризатора шедевра. 

 

Что мы знаем о цыганском джазе?

 

Что такое джаз, знают многие люди. Но джаз – цыганский? Давайте разберемся, что же это такое. Прежде всего надо понять, откуда вообще возникло такое музыкальное направление, как джаз.

 Известно, что европейцы, осваивая земли Нового Света, завозили черных рабов с Африки. Племена были с разных мест; зачастую они даже не понимали языка друг друга. Их сплотила музыка. Африканцы предпочитали сложный ритм своих песнопений, которые сопровождались различными притопываниями и прихлопываниями. Так постепенно зарождался рэгтайм. У европейцев же в почете был блюз. Сосуществуя рядом, культуры – африканская и европейская сливались, дополняли одна другую, превратившись со временем в единую культуру афроамериканцев. К началу 20 столетия европейская гармония в сочетании с африканским ритмом создала новое музыкальное направление – джаз.

         Он быстро распространялся по всему североамериканскому континенту. Музыкальный язык джаза продолжал разрабатываться, включая импровизацию и все новые сложные ритмы, одним из которых был свинг – характерная пульсация в музыке, которая наполнялась «внутренней энергией в состоянии неустойчивого равновесия».

     Свинг  - это еще и стиль оркестрового джаза; сложился он опять же в результате слияния европейского и негритянского стилей.

      Джазовые композиции различных музыкантов, будь то певец Фрэнк Синатра, пианист и саксофонист Дюк Эллингтон или оркестр Глена Миллера вызывали у слушателей неизменный интерес. «Эпоха джаза» раздвинула границы и распространилась из США в Европу.

       Во Франции джаз «нашел себя» в гитарном виде. Выдающимся исполнителем и композитором в этой области стал цыган по национальности – Джанго Рейнхардт, основатель стиля джаз-мануш, в котором свинг соединяется с народными цыганскими напевами.

           Д. Рейнхардт прожил на свете очень мало (1910-1953), жизнь его была трудна (особенно в юности), но чрезвычайно насыщенна. Он успел создать много замечательных музыкальных композиций, которые и по сей день радуют наш слух. Р. Джанго и цыганский джаз неотделимы друг от друга. Созданный музыкантом стиль «джаз-мануш» по-прежнему развивается. Ежегодно проводятся в Нью-Йорке и других городах фестивали, посвященные цыганскому джазу, куда съезжаются видные гитарные исполнители этого стиля. Имя Джанго Рейнхардта не забыто, оно живет.

 


В избранное