Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Впечатления от жизни

  Все выпуски  

Впечатления от жизни Как я съездила в Окунево. Часть 2


Информационный Канал Subscribe.Ru


Привет подписчикам!

Как я съездила в Окунево. Часть 2


Со Стасом Петя познакомил меня ещё в Москве. Стас - омич, настолько
увлекшийся Окуневым, что продал квартиру в Омске, на эти деньги купил
в деревне три (!) дома и переехал туда с семьёй жить. Насовсем. Стас
сразу произвёл на меня сильное впечатление. Не сказать, чтобы он был
как-то особенно высок ростом или широк в плечах, говорит сдержанно и
просто, а лицо - будто деревянная резьба на окошке, рубленая
топором - грубовато, но очень искусно. Есть в его внешности что-то
исконно-сибирское и прёт от него какая-то глубокая природная мощь,
стоишь рядом и прямо физически это чувствуешь. Говорят, есть у Стаса
задумка создать в Окуневе Храм всех религий. Думаю, такой справится.
Но я с ним об этом не говорила. Он всё время чем-то занят, что-то
строит, некогда лясы точить.

Один из домов Стаса стоит почти на краю деревни, рядом - большой
свободный участок, на котором поставлен огромный типи. Слово я такое
знала, а вот видеть не приходилось. Из толстой ткани шьётся шатёр и
натягивается на конусообразно скреплённые длинные жерди. Две полы
шатра застёгиваются палочками, как пуговицами. Внутри по периметру на
высоте около 1.5 м вешают полог. К жердям можно прикреплять вешалки и
кармашки из ткани - типа гамака, чтобы не разбрасывать вещи по полу.

В центре из камней выложен круглый очаг. В дальнем от входа конце в
кладке сделан промежуток, чтобы можно было поставить котелок или
сковородку и развести под ними маленький огонь независимо от основного
костра. Из центра ко входу прорывается жёлоб для выгребания золы. В
дождь, во-первых, закрываются "ушки" отверстия, через которое уходит
дым, а внутри под отверстием вешается треугольник из ткани таким
образом, чтобы вода стекала в жёлоб. У входа нельзя сидеть, здесь
проходит "дорога ветра" (в зависимости от погоды, вход иногда
приоткрывается для правильной вентиляции). Вообще, войдя в типи, нужно
снять обувь (пол выложен одеялами-спальниками) и проходить против
часовой стрелки, не пересекая дороги ветра. Ну, это правило редко
выполняется, но вообще по уму так. Слева от входа располагается кухня.
Главный предмет на кухне - настоящий большой самовар на углях.
Спят в типи, ложась по кругу, головой к пологу (чтобы не дышать
дымом), ногами ближе к костру (теплее). При таком раскладе (в прямом
смысле слова :-)) помещается максимальное количество спящих. В большом
типи Стаса могут свободно разместиться на ночь человек двадцать.

Бывают там даже домашние животные: мне показали ящерицу, которая
всегда спит между одной из жердей (всегда одной и той же!) и
полотнищем типи. А вот комаров из типи выкуривают, сжигая сухую траву.

Подобные жилища были и у индейцев (типи), и у северных народов
(чум, крытый шкурами), и у алтайцев (юрта, крытая войлоком), да и у
всех, наверно, у кого не было возможности строить из дерева.

Кому понравилось, сообщаю финансовые подробности - пошив большого типи
(вместе с материалом) обойдётся около 10 тыс. руб., маленького
(человек на 8 спящих) - 6 тыс. руб. Не уточнила, правда, цены
московские или омские.

Заморское слово "типи" в тусовке Стаса было превращено в свойское
"типуха", а в экспедиции ребята сократили его до "тип". "В тип идём?"
Врач Юлия Тимофеевна, помнится, даже спрашивала: "А как
расшифровывается это сокращение - ТИП?"

У Стаса в двух действующих домах жила куча молодого народу, в среднем
человек 15. Невозможно было запомнить всех по именам, и бессмысленно
выпытывать, кто тут кому кем приходится, где постоянно живёт и зачем
сюда приехал. Меня тоже никто особо не расспрашивал, узнали только,
откуда я - этого достаточно для обозначения человека. Лена из Москвы.
Короче, община. Долой личную историю! :-)

Каждый вечер ребята Стаса делали в типи вечеринки, куда приглашались
все желающие, в том числе местная деревенская молодёжь. Единственным
условием была трезвость. Местные, однако, таки норовили распивать
прямо рядом с типи, раз уж нельзя внутри. Приходилось пьяных
разгонять. Они упирались, мол, да почему нельзя пить?! Удивительно,
что безотказно действовал на них такой ответ: "Этот участок - частная
собственность. Мы его купили и тут пить не разрешаем!" - "А, тогда
понял, уходим."
Среди приезжей тусовки были два мальчика из музучилища, неплохо певшие
и игравшие в две гитары. Исполнялся весь основной репертуар русского
рока. 
На вечеринки приходили и преданные Бабаджи, ашрам которых - одна из
достопримечательностей деревни. Те, с кем довелось познакомиться - 
очень приятные и развитые люди. Они пели баджаны - духовные гимны,
восхваляющие Шиву, Шакти и прочих достославных индийских богов. Причём
пели не только на вечеринках и в ашраме на службе ('арати), но и при
других удобных случаях. Запомнилось: просыпаешься утром в маленьком
типи на холме неподалёку от волшебного Шайтан-озера, а снаружи
раздаётся пение. И человек не прикалывается, он, "восстав от сна,
прежде всякого другого дела" восхваляет Бога. Это здорово. И ещё
красивая картинка в памяти: мы направляемся к озеру, всемером цепочкой
спускаемся по тропинке с холма, солнце, травы по пояс, благоухание, я
иду сзади и вижу всех - красивые, в этнических одеждах, а идущий
впереди играет на флейте...

Да, возвращаясь к вечеринкам. Непременной их частью было выпекание
особых лепёшек - чапАти. Овощная начинка готовилась заранее из
кабачков, картошки, морковки и т.д. Это делали девушки. А вечером
непосредственно в типи уже мужчина смешивает муку с водой (больше
ничего не добавляется), раскатывает кусочек теста скалкой и печёт на
сковороде без масла тонкий-тонкий белый блин. Потом насаживает его на
прутик и держит около минуты над огнём. Блин при этом надувается. Его
протыкают палочкой (тут, правда, были разногласия: некоторые
утверждали, что протыкать не надо, но Саша-мастер говорил, что если
без начинки - то нет, а с начинкой - надо!) и заворачивают начинку.
Чапати готова. Её отдают человеку и Саша снова спрашивает: "Кому ещё
лепёшку? С чем?" Желающий говорит - с овощами, с ягодами или безо
всего (тесто само по себе очень вкусно, пахнет огнём) - и следующая
лепёшка печётся снова не просто кому-нибудь, а для конкретного
человека. Это священнодействие над огнём продолжается весь вечер,
потому что народу обычно человек 20-30, а каждую лепёшку делают минут
десять. 

На первой же вечеринке я познакомилась с Тимуром, который работал в
Окуневе в составе московской экспедиции, вот уже четвёртое лето
изучающей местную аномальную зону. Народ в экспедиции мне понравился,
и я протусовалась с ними до самого отъезда. Тимур сразу предупредил
меня, что их руководительница Нина Владимировна - ясновидящая и
производит оценку новых людей по некоей шкале духовности. Крылатой
стала её фраза "Духовность - два!", сказанная про одну девушку, которую
в связи с этим на двор экспедиции не пускали.
Экспедиция стояла у одного из местных жителей, Владимира Ивановича
Абаянцева. Действительно, обаятельный человек. Видимо, он тоже живёт
тут не с рождения. Это я заключила по его фразе в одной из общих
вечерних застольных бесед: "Главный страх - страх смерти, а остальные
- только его производные". Или это я сказала, а он перед этим говорил
что-то близкое по смыслу?.. Ну, не важно. Короче, наш человек! :-)

Так вот, прихожу я впервые на двор к Абаянцеву.
Один из мужчин, Николай, метко названный в знаменитой книге Речкина
об Окуневе "болельщиком экспедиции", сразу спросил меня: "Чем
отличается белый от мухомора?" О-па. К чему бы это, думаю?
Провокационный вопрос, однако, можно и "духовность" подпортить... Но -
мухоморы мне дороже, так что отвечаю честно: "Цветом. И Духом." "О,
это уже что-то!" Оказалось, экспедиция изменила вчерашние планы ехать
на замеры к очередному целительному озеру, а вместо того было решено
пойти за грибами. Так что вопрос задавался без задней мысли проверить
моё отношение к галлюциногенам, а просто к тому, знаю ли я грибы! :-)
Главная же проверка ожидала меня с другой стороны. Нина Владимировна,
увидев меня, сразу спросила, когда у меня день рождения. Мне стало
немножко смешно, но я была готова и честно сообщила ей, что
я Водолей, Дракон, хотела добавить, что по ведической астрологической
системе в асценденте у меня Рак, но вовремя остановилась, чтобы ответ
не прозвучал издёвкой. Минут пятнадцать Нина Владимировна что-то
вводила и изучала в ноутбуке, и - ура! - моя духовность оказалась
удовлетворительной и меня взяли в ответственную поездку на уазике на
край деревни - за грибами! 
Забегая вперёд, хочу сразу сказать, что у каждого свои закидоны, без
этого никуда, но тем не менее Нина Владимировна - отличная тётка! Чтоб
нам всем, девушки, в 68 лет так выглядеть и ездить за тридевять земель
в аномальные экспедиции, руководить десятком мужиков!

За грибами ходили недолго, так как их было, в общем-то, мало. Из
знакомых мне - только опята, а все остальные какие-то полусъедобные.
Зато видела несколько ужей. Один, совсем маленький, нежился на
солнышке, свернувшись клубком. Ёпрст, какой же симпатяга! Сразу
захотелось: 1. сфотографировать 2. поймать 3. догнать и погладить и
т.д., т.е. полный спектр неправильных реакций на совершенное и
прекрасное творение. ЛЮБИТЬ, бля, надо, а не ИМЕТЬ! И так всегда...
Пардон, наболело.

Оказалось, что ужей там полно. Ползают по лесу, по дорогам (один раз
чуть не наступила прямо босиком, еле успела перескочить. Прёт как
танк!), по песчаному склону реки (видела, как ныряет головкой в песок,
часть тельца пропадает в тоннеле и снова выныривает) и даже по
деревенской улице. Тимур дразнил одного палкой, тот громко и страшно
шипел, как настоящая змея! Я, начитавшись про змей в "Выживании в
экстремальных условиях", всё ждала - ну когда же он прыгнет на два
метра! Но он почему-то не стал... :-(

Рядом с деревней протекает река Тара. Неширокая, уже,
чем Нерль в среднем течении, где мы отдыхали, но течение быстрое. Вода
коричневого цвета, непрозрачная. На дне никакой растительности. На
излучинах есть песчаные пляжи, так что можно даже зарываться в песок. 
Извилистая, делает огромные петли. Берега песчаные и очень высокие. Я
таких никогда не видела, в средней полосе таких нет, а в горах реки
вообще другие. Невозможно описать, как это красиво! От этих высоких
берегов веет каким-то древним благородством. Кажется, такими реки
были, когда человека ещё не было. 

Сегодня приснилась подобная река, протекающая по незнакомому
заброшенному городу. Я плыву, потом прямо на плаву засыпаю на
какое-то время и просыпаюсь (по-прежнему во сне). Оглядываюсь -
ёлки-палки, как же меня угораздило заснуть в воде! А течением меня
унесло уже далеко, место незнакомое.
Вообще это было бы здорово, правда? - быть в такой гармонии с миром и
настолько  ему доверять, чтобы заснуть на плаву. Можно ведь просто
лежать на спине на воде - она держит. Значит, будет держать и спящего?
Хм, надо не забыть, после просветления обязательно попробую так
поспать... 

Однако, река отделяет деревню от большинства волшебных озёр и прочих
мест силы. Встаёт проблема перемещения на тот берег с барахлом. И вот
на этой древней реке мне открыли гениальный в своей простоте способ
переправы. Стыдно признаться, что я о нём не знала. Через Нерль мы в
своё время, как недоделанные Чапаевы, переправлялись, гребя одной 
рукой и держа одежду над головой в другой. Кое-кто чуть не утонул. :-)
А люди делают вот как: барахло кладётся в пластмассовый тазик, который
замечательно плавает. Его не только не надо держать на воде, но,
наоборот, за него можно самому держаться, как за круг, если плохо
плаваешь. Век живи, век учись!

Ещё одна местная особенность. Окрестные пустыри, помимо
крапивы, густо заселены коноплёй! Наконец-то мне удалось познакомиться
с явлением поближе. В Москве-то, извините, денег не напасёшься! А тут
- пожалуйста, иди, собирай. Пошли мы на пустырь рядом с огородом
местной ясновидящей тёти Любы. А у неё в огороде - всем известное
место силы. Нарвали на пустыре конопли. Руки от неё липкие, но для
получения ручника, говорят, надо тереть не менее получаса. Узнала, что
под планом обычно подразумевается продукт химической обработки, а
ручник - это натуральное. Ну, ладно, это как-нибудь потом. Пошли в
ближний лесок варить из сгущёнки манагу. Вот, стало быть, что значит
это слово. А то в песне-то поётся, а смысл я и не знала... Оказалось,
именно манага "вставляет так, что всё". Я почему-то думала, что
курение действует сильнее, чем потребление внутрь. Сильно ошибалась.
Ещё одно новое слово - "кузьмич". Измельчённые подсушенные верхушки
травы, из которых удалены толстые стебли, жарятся на масле с
добавлением сахара. Сахар у нас в дальнем типи на озере кончился, и мы
толкли жёлтые конфетки-шарики. При наличии бошек, а также будучи
приготовлен мастером своего дела, кузьмич - удивительно вкусное
кондитерское изделие. Тебе говорят, как в том анекдоте, "ворона, тебе
уже хватит!"  - а ты не можешь оторваться, потому что очень вкусно! С
чем бы сравнить-то? Ну, как мягкие козинаки, что ли. С конопляным
маслом! ;-) 
Процесс приготовления мне тоже понравился. Длинным тёмным вечером в
типи при свете костра девушки, не глядя на руки - потому что работа
мелкая и света для неё всё равно недостаточно - на ощупь разбирают
мохнатые, липкие и бошкастые конопляные верхушки на отдельные
части. Жёсткое - в костёр, жертва духам, нежное - в сушку.

А вот кайф от кузьмича - мягко говоря, странный. Просто слабость,
безразличие ко всему, лишь бы тебя не трогали, хочется лежать, не
двигаясь, и скоро засыпаешь. И отходняк к тому же очень тяжёлый. На
ночь откушал - следующие полдня коту под хвост, ходишь, как пыльным
мешком по голове. Так что, получается, токмо вкуса ради...

Поначалу, когда я просекла, что передо мной открылись широкие
перспективы заготовок, я прямо воодушевилась. Как козёл в огороде. Но
под конец так напробовалась, что... мне стало больше не надо. Так
ничего в Москву и не привезла. Ни листика на память.

--------

10 августа на омкаре, священном месте в полутора километрах от
деревни, праздновалось окончание какого-то крупного индуистского
праздника. Обычно в этот день там происходит традиционный сбор
представителей разных религий - бабаджистов, православных,
старообрядцев и ещё не знаю кого. Как-то получилось, что нас
неправильно информировали, и, когда мы приехали туда, все мероприятия
уже закончились, я услышала лишь последние слова интервью высокого
человека в белой вышитой рубашке, как потом выяснилось, главы
старообрядцев. Обе женщины экспедиции - Нина Владимировна и врач Юлия
Тимофеевна - в один голос заявили, что место тут по энергетике резко
отрицательное, что тут опасно находиться, забрали мужиков и уехали. А
место - действительно, сразу чувствуется, непростое. Как-то уже
затёрлось, поистаскалось это понятие - "место силы", упоминается всуе,
даже неудобно как-то употреблять. Но как без него обойтись, если есть
места, где и впрямь чувствуешь что-то особенное? Можешь приехать туда
совсем ненастроенным, с развинченным умом, а там тебя будто резко в
воду головой кто-то опустит - и видишь, что тут всё другое.

Холм у реки, на холме жертвенник бабаджистов с обгорелыми остатками
фруктов, православный крест и часовня. В часовне читали акафист
в честь праздника Смоленской иконы Божией матери. Слушало человек
десять - дети, бабы, пара мужиков. Батюшка из соседнего татарского
села Бергамак приезжает по воскресеньям. Акафист читал сам и давал
местным прихожанам. Что-то плохо у них с этим делом, читали по
складам, и не только старые, но и среднего возраста. Ну, вызвалась
тоже почитать, пошло быстрее и веселее, разница налицо. Никогда бы не
подумала, что в наше время удастся блеснуть не каким-нибудь особым
мастерством, а - умением читать!.. Ввели, блин, в грех гордыни, и на
пустом месте, прости Господи.

Почему-то пришло в голову, что, может быть, неслучайно я не попала на
все прочие мероприятия праздника - бабаджистское жертвоприношение с
пением баджанов, препирания представителей разных религий перед
телекамерами - видела я это всё на видеокассете, ничего хорошего - а
попала только на акафист...
А может и случайно.

Акафист кончился. Зеваки, туристы и телевизионщики с камерами,
толпившиеся вокруг, уже куда-то пропали. Батюшка и прихожане тоже 
быстро ушли. И осталась я одна на этом странном холме. Начался дождь.
 ...Ну как это описать? В чём проявляется место силы?
Очень остро чувствуешь, что ты ЖИВЁШЬ. Прямо сейчас, в это мгновение.
Необъяснимое чувство значимости происходящего, хотя как бы ничего не
происходит. Ощущаешь ОТВЕТ окружающего мира на твоё
присутствие здесь. Ты чувствуешь, и тебя чувствуют. Сидела на
корточках и держалась за землю руками. Хотелось прямо руками сосать из
неё... не знаю, что. Чего не хватает.

Пошла вниз по реке, с каждым шагом осматриваясь и прислушиваясь.
Страшно отчего-то. Недалеко видны тощие берёзки, какие растут вокруг
болот. Вернулась к холму. Подумала, что если пойти вверх по реке, то в
конце концов выйду к деревне. Река - куда она денется. (А вообще
дорога к деревне идёт не по берегу, а чуть в стороне через
леса-поля.) 

Ну, пошла. Дождь кончился, трава высокая, мокрая, я босиком. Ощущения
просто зашкаливают. На лугу полувысохшие озерки с тёмной водой. (Прям
как в песне - "ой, тою поле озёрушки"...) Утки.
Необычная берёза с очень часто растущими ветками. Река постепенно
стала заворачивать и как-то сужаться. Казалось, вот-вот, и петля
кончится, и она более или менее прямо потечёт к Крутояру, откуда уже
видно деревню. Но она сужалась всё больше, превратилась в заросший
ручей и вообще пропала! Вот это фокус! Где это видано, чтобы
нормальная, немаленькая такая, река просто кончалась? Ну то есть,
точнее говоря, она тут начиналась, потому что я шла вверх по течению.
Но она не могла начинаться тут, она у деревни течёт! Я судорожно
представляла себе карту Омской области с протекающей мимо Окунева
Тарой... Блин, может это не Тара? Приток, что ли, какой? Ну, допустим.
Но всё равно, не может за какие-то сто метров вытекающий из ниоткуда
ручеёк превратиться в нормальную реку. Блин, фигня какая-то творится.
Не люблю я у себя таких неадекватных состояний. Вроде не спишь, а как
во сне. Терпеть не могу. А бывает...

Тропинка, и раньше еле видная, теперь совсем пропала. Ну, думаю,
ладно, хрен с ней, речкой-оборотнем, сгинула и сгинула. Буду держаться
этого же направления и рано или поздно выйду к Крутояру. Тем более, с
одной стороны так называемый увал, высокий холм - древний берег Тары,
которая, как пишет Речкин, была когда-то полноводна, как Ганг. А я как
бы на древнем русле, т.е. увал ограничивает моё передвижение с одной
стороны. Иду, иду, вот и дорога появилась! Ура, раз дорога, значит -
жильё, а жилья поблизости, кроме Окунева, нет. Захожу по дороге в
высокие, выше человеческого роста, крапивно-конопляные заросли,
выскакиваю из них, вижу двоих солдат. Люди, однако!
- Не подскажете, к Муромц... то есть к Окуневу... Я правильно?..

Мой вопрос повисает в воздухе недосказанным, потому что за солдатами
возвышается... холм с часовней. Я вернулась по той же дороге, по
которой ушла. И совершенно не заметила, как повернула на 180 градусов.
Я понимаю - не заметить этого на каком-то большом пространстве или в
лесу, где всё одинаково и нет ориентиров. Но тут место довольно
небольшого диаметра, открытое, с примечательными озерками и
перелесками. И до сих пор не пойму, как можно было не узнать дорогу,
по которой только что вышла. Как можно было не отследить момента,
когда увал, бывший сначала справа, оказался слева? Причём шла я,
внимательно оглядывая окрестности, специально запоминая дорогу,
чтобы, если не найду прохода к Крутояру, всегда можно было вернуться
назад.
Ну, что тут скажешь? Водит, однако!

Вернулась в деревню по проезжей дороге, как все нормальные люди. В
экспедиции рассказала в двух словах, что было, и оказалось, что точно
такая же история случилась на том же месте с одним из ребят, Пашей.

Возвращаться мне туда, ясное дело, не хотелось. А вообще, очень
интересно, что было бы, если бы мы пошли туда вместе. Одно из двух -
либо простое объяснение всех загадок, либо заход куда-нибудь совсем уж
не туда. Думаю, кстати, за Пашей второй вариант, что называется, не
заржавеет... Поймите меня правильно, это комплимент!

--------

Продолжение следует.

Лена

Здесь можно почитать мой новый дневник.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное