Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Модная культура от Алексея Фанталова. 'Хавры возвращаются'.


Информационный Канал Subscribe.Ru

"Хавры возвращаются".

 

 

Вначале немного из биографии Макса Фрая.

"Под таким псевдонимом долго работали Светлана и ее близкий друг Игорь Степин…

…Работали они в разных жанрах современного искусства, но наиболее удачными получались у них выставки из жизни разного рода несуществующих народов: Аббае, Айишана, Хо. Фигурки граждан этих народов, их домики, скамейки и деревья на улицах были вылеплены из обычного пластилина. Мартынчики писали еще некие тексты, связанные с бытованием этих народов, похожие на пародии этнографических описаний. Первая выставка состоялась еще в 1990 году в Одессе, откуда художники родом. Но в провинциальной Одессе серьезных перспектив не было. Они были в Москве... С помощью своих московских друзей-художников Мартынчики перебрались в Москву и сблизились с Маратом Гельманом, который занимался тогда радикальным искусством всех направлений, от дрессировки человека-собаки Олега Кулика до изготовления новых национальных денежных купюр с портретом Пушкина на сторублевке и вратаря Льва Яшина на рубле.

В 1992 году в галерее Гельмана и состоялась их первая выставка пластилинового народца в Москве - "Народ Хо". Случайно заглянувший на выставку московский представитель рижской эротической газеты "Еще" Артем Баденков, который по всей Москве искал разного рода эротические тексты (а писать их тогда мало кто умел), предложил Мартынчикам опубликовать в газете описание сексуальных особенностей народа Хо. Он сам и главный редактор "Еще" восприняли их как пародию на этнографические сказки. В следующем году с помощью Марата Гельмана Мартынчики провели шесть выставок в Москве и одну в Гамбурге. Такое внимание Гельмана во многом объясняется дружбой Светланы Мартынчик с женой Гельмана Юлией Радошовецкой. В феврале 1994 года эта дружба даже оформилась в соавторство. Радошовецкая записана одним из авторов выставки "Айишана" в галерее наивного искусства "Дар". После этого эротические картинки Светланы Мартынчик стали появляться в "Московской газете" владельца "Дара" Сергея Тарабарова….

…Сотрудники предвыборного штаба Сергея Кириенко, когда он баллотировался на пост мэра Москвы, за глаза называли Светлану Юрьевну Мартынчик за крутой нрав тетенькой со стеком. Все хорошо знали, что конфликт с ней всегда заканчивался увольнением. В штабе у нее была не то чтобы очень важная должность, но очень серьезное положение - доверенное лица руководителя той предвыборной кампании, Марата Гельмана. К тому же она распоряжалась и наличными деньгами для разного рода пропагандистских проектов.

В предвыборной работе Светлана не забыла и Макса Фрая - в части кампании за Кириенко, связанной с молодежью и культурой "Неофициальная Москва" состоялся слет поклонников Макса Фрая на улице Зеленая в районе Коровино. И тут даже не сообразишь, использовала ли она служебное положение или же использовали популярность Макса Фрая, чтобы качественно отработать заказ лидера СПС. Дело в том, что в популярности Марата Гельмана, поначалу владельца модной художественной галереи современного искусства, а затем и специалиста по предвыборным кампаниям, есть доля труда и художников Мартынчиков" (Культовый Макс, или Агония легенды, "Карьера" N 5, Май 2002).

Недавно Марат Гельман вернулся с Украины, где он, наряду с другими политтехнологами агитировал население за Януковича. Интересно - был ли при этом задействован сэр Макс?

"…Два года назад Марат Гельман создал телевизионную передачу "Ночная смена", куда пригласил работать и Светлану Мартынчик" (Культовый Макс, или Агония легенды, "Карьера" N 5, Май 2002).

 

В чем же причины успеха ее книг? В верно избранной таргет-группе. Если, согласиться с тем, что говорил Садальский в интервью одной очень массовой газете: «книги Донцовой рассчитаны на тех, кто торгует на рынке», то эпопея о Фрае создана, прежде всего, для граждан, сидящих в офисах.

Чем привлекают творения Людмилы Мартынчик ее читателей? Полагаю, элементом «приключенческой вседозволенности» (если не считать эксплуатации современного интереса к миру магии и волшебства.). Людям, по восемь часов парящимся за офисным столом, и занимающимся скучной (хотя и неплохо оплачиваемой работой) хочется отождествить себя с бесбашенным героем, которому море по колено и все удается без особенных усилий.

Ну конечно, разорвать все опутывавшие в земном существовании связи, «почувствовать абсолютную свободу», «начать жизнь с чистого листа» - к этому же нас призывают буквально с каждого столба. А то, что «абсолютной свободы» не бывает и за безответственность по отношению к окружающим придется платить - остается за кадром.

Для тех кто не читал и не станет - главным героем, «Альтер эго» писательницы является Максим Фрай («Макс»), человек из конца 20 века, попавший в Иной мир и неплохо там прижившийся. Об этом рассказывает цикл книг под названием «Лабиринты Ехо». Ехо - некий фантастический город, где правят маги. А надзирает за порядком некий «орган», в котором незаменимым работником оказывается наш Макс. В каждом из романов он выполняет определенную миссию. Например, препровождает престарелого великого Мага в Страну мертвых.

Отдельно от «Лабиринтов» существуют другие популярные романы, например, "Гнезда химер". Между прочим, химер там никаких нет, зато много всяких неаппетитных вещей.

Или «Мой Рагнарек». В нем Фраю поручено устроить эсхатологическую битву, сыграв роль предводителя Сил тьмы - скандинавского великана Сурта. Макс оживляет мертвецов (среди которых Герман Геринг налаживает ему люфтваффе), но при этом вновь все переигрывает и срывает провиденциальный замысел.

Оппонентами Фрая в «Рагнарек» выступают Один со своими валькириями и олимпийские боги (!). Врагами - жестокие боги Месоамерики и Мировой змей Ермунганд. Олимпийские боги живут в романе в горах Эфиопии и летают на аэропланах начала 20 века, поднимая их своей божественной силой (которая иссякает). Поэтому им трудно было бы тягаться с техникой Фрая, если бы последний не испытывал к ним тайное сочувствие.

Вообще, мягко говоря, вольное обращение с богами и Богом особенно характерно для романа «Мой Рагнарек» (приводить примеры - то есть тоже кощунствовать я не буду).

Забавно видеть, как свою эрудицию Мартынчик черпает из энциклопедии «Мифы народов мира». Вплоть до того, что главный герой презентует эту книгу Афине Палладе (!).

Особняком в творчестве Мартынчик стоит «Идеальный роман» - множество коротеньких текстиков, неплохо пародирующих популярные литературные жанры: детективы, исторические романы, фэнтази и пр.

For example:

ОРХАНАК ИЗ МАНГАДИИ, ГЕРОЙ ТРЕХ МИРОВ

МЕЧ ХАЛЬГАРАНИ (ЧАСТЬ 2). Тихий гул поднимался к сводам старой крепости. Орханак не знал, что это такое, но это было хорошо, как быстрый бег  крови  по замерзшему  телу после стакана горячего вина.

Глоса привстала на цыпочки и тихо ахнула от восторга:

Это Хавры, Орх! Они возвращаются!"

 

         На Хаврах мы и закончим.

 

«Золото Рейна».

 

Алексей Фанталов.

fantalov@mail.ru

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.news.film
Отписаться

В избранное