Культурный минимум, вып.21.07.18: про роман Шефера 'Шейн'
К У Л Ь Т У Р Н Ы Й М И Н И М У М [отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги,
фильмы. Честно, эмоционально и пытаясь разобраться. Контакт с автором только через vars@list.ru]
выпуск 21.07.18: 1 книга и экранизация
Джек Шефер «Шейн» роман
Если на бумаге, то есть только старые, букинистическое издания.
Про писателя из Википедии: «Джек Уорнер Шефер (1907 —1991) — американский писатель, автор вестернов. Джек Шефер родился в Кливленде (штат Огайо), в семье адвоката. В 1919 году закончил колледж. В 1929—1930 годах учился в Колумбийском университете, но
бросил учёбу. Работал журналистом.
Первый писательский успех пришёл к Шеферу после публикации в 1949 году романа «Шейн». Роман принадлежал к жанру вестерна, хотя сам Шефер до этого никогда не был на Диком Западе. Он жил в своём доме в Коннектикуте и только в 1955 году он переехал в Санта-Фе.
В 1975 году был удостоен награды от Ассоциации вестерн-литературы».
Сюжет романа по Википедии: «Действие происходит в 1889 году в штате Вайоминг. В долину
приезжает таинственный человек с Дикого Запада, который представляется Шейном. Он поселяется на ферме гомстедера Джо Старрета. Хотя он не рассказывает ничего о своём прошлом, жители долины догадываются, что он был стрелком (ганфайтером). Богатый скотовод Льюк Флетчер считает, что вся долина принадлежит ему, так как он появился здесь раньше всех. Когда Старрет и другие фермеры оказываются под угрозой выселения, Шейн встаёт на их сторону».
Очень эпичная литература. С тревожной, а то и
трагической интонацией. Герои как будто знают что-то такое (в том числе про прошлое Шейна), что доступно только людям с особенным знанием (таким Опытом Жизни), но молчат об этом. Вещи, о которых не надо говорить, а когда все понятно по глазам. О эти пронзительные сцены с печальным взглядом на далекий горизонт! Мне напомнило Кормака Маккарти.
В чем-то атмосфера в романе, строящаяся вокруг отношения к Шейну, похожа на восторг детей в отношении взрослых, перед
которыми они преклоняются. Приходит незнакомец – и все в него сразу влюбляются. И это как бы объясняется возрастом «рассказчика», сына Джо Старрета, который на самом деле один из главных героев: именно мальчик делает Шейна Супер-Шейном, создает ему ореол. В этом ему, конечно, «подыгрывают» родители, тоже испытывающие какое-то благоговение к нему. /Все бы ничего, но этот писательский прием – описывать происходящее глазами ребенка, который каким-то образом обладает
наблюдательностью и логическим умом взрослого мужчины, хорошим даром рассказчика – как бы так помягче сказать, не всегда работает. Можно, конечно, на этом приеме особо не фиксироваться, можно к такому приему относиться снисходительно, оправдывая временем написания романа, художественными условностями, но иногда не сдержаться – вызывает раздражение, а то и смех./
Сам сюжет лучше поймут знакомые с американской историей и с вестерн-спецификой (знающие, кто такие ганфайтеры, например).
И, по моим ощущениям, Шефер не совсем политически объективен. Методы «богатого скотовода» еще те, и симпатии, конечно, не на его стороне, но и гомстедеры (фермеры с особым статусом от правительства, создавшего почву для конфликта) неоднозначны. Но вестерн – не историческая драма, все-таки, объективности ради.
Главное, ради чего стоит читать, это, повторюсь, Большой Стиль. Иногда хочется простоты, ясности, окунуться в жизнь, где всё правильно: сильные,
бесстрашные, умелые мужчины, сдерживающие Зло, женщины – терпеливые и заботливые хранительницы очага, все в их жизни хорошо, но они все понимают, что за это надо постоянно бороться, а иногда придется заплатить большую цену.
Попробую что-нибудь еще Шефера почитать.
«Шейн» Shane режиссер: Джордж Стивенс В ролях: Алан Лэдд, Джин Артур, Ван Хефлин, Брендон Де Уайлд, Джек Пэланс, Бен Джонсон, Эдгар Бьюкенен США, 1953
Сюжет
по кинопоиск.ру: «Джо и Мэрион Старретт вместе со своим сыном, обожающим приключения, борются за выживание на своем ранчо в суровом приграничном городке. В один прекрасный день подъезжает одинокий всадник Шейн и просит воды для себя и своей лошади. Джо выполняет просьбу. Через некоторое время Шейн уже помогает семье защищать ранчо от злодея Райкера, захватывающего земли под пастбища для своего скота. Шейн остается работать на ранчо и постепенно становится другом и героем для маленького Джои. С
присутствием Шейна никак не может смириться алчный Райкер. Решительное столкновение неизбежно…»
Увидел, что и кино есть.
Посмотрел.
Хм…
Фильм снят, видимо, на волне популярности романа. Невероятно, вошел чуть ли не в «100 лучших фильмов США». При этом, не сдержусь, просто ужас-ужас.
Совершенно лишен величия и очарования, которые есть в романе Шефера. Оставлен голый сюжет и схемы драматических конфликтов. Пустышка.
Подбор актеров странный. Никто, ничья игра не понравились. Что окончательно убило – прически главных героев. Удивительная, конечно, была парикмахерская мода в 50-х (во времена съемок, но не действия фильма). Лоск, делающий героев посмешищем, когда мода проходит…