Культурный минимум, вып.15.07.18: про фильмы режиссера Раду Жуде (Румыния)
К У Л Ь Т У Р Н Ы Й М И Н И М У М [отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги,
фильмы. Честно, эмоционально и пытаясь разобраться. Контакт с автором только через vars@list.ru]
выпуск 15.07.18: 2 фильма+
+ссылки: фото, культурологическое
Интересуюсь новой румынской волной в кино. Регулярно пишу в «КМ», иногда разочаровываясь, иногда даже ставя под сомнение феномен: типа, не слишком ли мало примеров для того, чтобы говорить как о Явлении в кинематографе?.. И вроде все, что можно уже посмотрел, а оказалось, нет – недавно открыл для себя очередного интересного румынского кинорежиссера – Раду Жуде. И не слышал ничего про него и про его
фильмы, а оказалось, что и премиями многократно награжден и, когда посмотрел, фильмы замечательные. И при этом укладываются в общую концепцию нового румынского кино-феномена: малый бюджет; погружение в быт, повседневность; маленькие радости в общей атмосфере сплошных проблем или личные трагедии превращающиеся в Поэзию и Космос; арт-хаусные приемы, стилистика на грани художественного и документального, очень профессиональная режиссура…
Много писать про сами фильмы Жуде не буду. Отмечу
только, что, обжегшись неоднократно, после первого понравившегося фильма с некоторой тревогой начинал смотреть второй. И (та еще интрига.)… нисколько не разочаровался. Кино-гурманам, любителям особой – румынской – кино-кухни рекомендую…
«Самая счастливая девушка на свете» Cea mai fericita fata din lume Режиссер: Раду Жуде Сценарий: Раду Жуде, Августина Станцу В главных ролях: Андрея Бошняг, Doru Catanescu, Александру
Георгеску, Diana Gheorghian, Виолета Харет, Богдан Марходин, Василь Мурару Румыния, Нидерланды, Франция, Япония, 2009
Аннотация на кинопоиск.ру: «Восемнадцатилетняя Делия Фратила живет вместе с семьей в заштатном румынском городишке. Приняв участие в рекламном конкурсе компании, производящей соки, Делия неожиданно выигрывает автомобиль. Вместе с родителями Делия отправляется в долгий путь до Бухареста, где — прямо в центре города, в парке — и должна пройти рекламная
съемка с вручением приза победителю. Делии вроде бы не нужно делать ничего сложного: сесть за руль новенького авто, выпить стакан сока и поблагодарить компанию за приз. Но съемочный процесс идет, конечно, совсем не так, как задумано: Делия все время забывает свои реплики, вид сока, который она должна пить, не удовлетворяет заказчиков, девушке все время поправляют грим, оператор недоволен ракурсом, что-то не так со светом и т. д. А в это время в семье победительницы назревает конфликт: родители
уговаривают ее продать машину, а девушка хочет оставить ценный приз себе».
«…девушка» – вот как кусок жизни. Погружаешься с головой. И вроде бы даже ничего не происходит, какая-то мелочность, суета, а завораживает, не оторваться. Сцена, где Делия истерит по поводу желания иметь машину (за чем стоит стремление хоть как-то поразить своих сверстников, привлечь к себе внимание = как-то поднять свою самооценку, за что-то полюбить себя), – до слез!..
«Все в нашей семье» Toata lumea din familia noastra Режиссер: Раду Жуде Сценарий: Раду Жуде, Corina Sabau В главных ролях: Сербан Павлу, София Николаеску, Габриел Спахиу, Михаела Сырбу, Тамара Бучучану, Стела Попеску, Александру Арсинел Румыния, Нидерланды, 2012
Аннотация на кинопоиск.ру: «Мариус, 30-летний разведенный зубной техник. Его дочь 5-летняя София живет с матерью. Мариус едет за своей дочерью, чтобы отправиться с
ней на море…»
Для пояснения надо добавить, что мать Софии, бывшая жена Мариуса, против его общения с дочерью. Но там клубок взаимных претензий, очень сложный. И настоящий.
Сам фильм по сюжету – такая история одного преступления. Вдаваться в детали не буду, так как получатся спойлеры, а сюжет в «…семье» должен раскрываться постепенно, и возникающие сюрпризы потому и сюрпризы, потому что должны быть неожиданными. Надо смотреть.
По поводу сценария и режиссуры – был поражен, каким человеческим (страшным в своих противоречиях) показан характер главного героя. Когда в нем узнавал себя, делалось жутко – до мурашек: а ведь и я так могу, если… Э-хе-хе…
Из близких по режиссерскому стилю – «Сьераневада» Кристи Пую, но в нем нет такого фабульного развития, чтобы получалась история.
************** Еще посмотрел ранний, короткометражный фильм этого режиссера (в
русском переводе «Лампа со шляпкой», но надо уточнить, что речь идет про радиолампу к телевизору) про то, как отец с сыном, мальчиком, отправляются в город чинить телевизор. Тоже очень понравился.