Культурный минимум, вып.12.03.17: про два фильма оскароносца Асгара Фархади
К У Л Ь Т У Р Н Ы Й М И Н И М У М [отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги,
фильмы. Честно, эмоционально и пытаясь разобраться. Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 12.03.17: 2 фильма
«Коммивояжер» Forushande Режиссер, автор сценария: Асгар Фархади В главных ролях: Таране Алидости, Шахаб Хоссейни Иран, Франция, 2016
Аннотация на кинопоиске.ру: «Отношения Эмада и Раны безоблачны, и у них много планов на будущее. Днем Эмад преподает в школе, а по вечерам супруги увлеченно репетируют спектакль по пьесе Артура Миллера «Смерть
коммивояжера». Однако семейная драма разворачивается не только на сцене, но и в реальной жизни, когда их новый дом из тихой гавани превращается в место преступления».
Все далеко не безоблачно с самого начала – первое, что показано в фильме, это разрушение дома, в котором жили главные герои, и это не может не настраивать на тревожность…
На Каннском кинофестивале 2016 года Шахаб Хоссейни получил приз за лучшую мужскую роль, а Фархади — приз за лучший сценарий.
В феврале 2017 года «Коммивояжер» получил «Оскар» в номинации за лучший фильм на иностранном языке.
Фильм, вообще, понравился. Скучно не было. Отлично играют. Есть ощущение драматического напряжения. Небанальная детективная линия. Практически, никакой иранской специфики –
нормальное такое европейское кино.
Но сюжет не задел. Многовато натяжек. И какая-то вот театральность. Кажется, что что-то такое тонкое заложено, что-то должно заиграть, если, как говорится, знать код, но что – оказалось недостижимым.
Фильм, даже названием, связан со знаменитой пьесой Артура Миллера. Постановку пьесы я ни разу не видел и ни одной экранизации не смотрел: какие между произведением Фархади и пьесой Миллера смысловые мостики, не понятно. В общем,
всю нераскодированную многозначность фильма отнес к ассоциациям, перекличкам с пьесой. Предполагаю, что в фильме сюжет пьесы Миллера как бы развернут под другим углом: главный герой пьесы, точнее, его иранский клон показан глазами главных героев фильма, которым он приносит столько горя. Из-за него (но не как причины, а как повода) в их жизни так много меняется, начинают выпадать скелеты из шкафов… И по идее, надо бы познакомиться с пьесой, чтобы прочувствовать, в чем соль, но почему-то
решил, что не буду. (Все пробелы в своем образовании восполнить нереально, а если возникает необходимость, то только по особому случаю. Не в этот раз.)
Однако захотелось посмотреть что-то еще из фильмов Фархади. Тем более я вроде как любитель иранского кино;0)
«Развод Надера и Симин» Jodaeiye Nader az Simin Режиссер, автор сценария: Асгар Фархади В главных ролях: Пейман Моаади, Лейла Хатами, Сарина Фархади, Саре Байат, Шахаб
Хоссейни Иран, 2011
По информации из Википедии: «Фильм стал главным триумфатором 61-го Берлинского МКФ. Помимо премии «Золотой медведь» за лучший фильм фестиваля, он стал лауреатом премии «Серебряный медведь» за лучшую мужскую и женскую роли, а также премии «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.
Сюжет: Надер и Симин прожили в браке 14 лет, у них есть одиннадцатилетняя дочь Терме. Симин хочет уехать из страны, однако Надер
отказывается, поскольку его отец страдает от болезни Альцгеймера и требует постоянного присмотра. Разногласия в семье приводят к тому, что Симин подаёт на развод. Она надеется уехать из страны вместе с дочерью, которая очень привязана к отцу. А пока идет дело, Симин перебирается к своей матери. Надер, который остается жить вместе с Терме и отцом, вынужден нанять для присмотра за стариком постороннюю женщину по имени Разие. У той свои проблемы: её муж давно сидит без работы, её обязанности няньки при пожилом
человеке входят в противоречие с требованиями её религии; к тому же, она беременна…»
А вот это шедевр! Мощь!.. (В общем, только восторженные возгласы!) Всем, кто любит смотреть про сложные семейные драмы с напряженным сюжетом, рекомендую. Морально-психологический триллер. И в этом фильме тоже есть детективная линия.
Сценарий, игра актеров, режиссура – даже не могу вспомнить, с чем можно сравнить по уровню мастерства. Вот как сел смотреть, вот как сюжет захватил – так два часа и не оторваться было от экрана.
В связи с сюжетом вспомнил повести Юрия Трифонова или фильм Вадима Абдрашитова «Поворот» с Янковским и Купченко. И даже какие там сложные переплетения человеческих конфликтов, но в
«Разводе...» количество драматических линий еще больше и даже более того. Практически, все персонажи в «Разводе…» являются носителями идеи фильма – разрушающей, но такой по-человечески понятной роли маленькой лжи в отношениях между людьми. Тут промолчал, тут не сдержался, тут испугался навредить, тут захотел помочь, тут сделал вид, что не заметил, тут захотел в чем-то выгадать, тут запуган, тут пожалел, тут выгородил своего, тут решил «так будет лучше» – а в
результате клубок нервов и страстей и реальные трагедии.
А какая еще там тема гордыни, неспособной ни на какие компромиссы и только подливающей масла в огонь происходящего! Ох!.. Но при этом испытываешь ощущение трогательности – ведь как по-человечески все это!
После фильма, вспоминая сюжет, подумал, что маленькую ложь по отношению к зрителям сотворил и сценарист-режиссер (те, кто посмотрит, поймут, о каком важном факте умолчал режиссер), но она вполне укладывается
в смысл-цель – иначе получился бы другой фильм;0)
В любом случае я очень сильно впечатлен. Обязательно посмотрю другие фильмы Фархади.