Культурный минимум, вып.30.05.16: Роман Сенчин, сборник рассказов Напрямик
К У Л Ь Т У Р Н Ы Й М И Н И М У М [отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги,
фильмы. Честно, эмоционально и пытаясь разобраться. Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 30.05.16: 1 книга
+ссылка: еще один взгляд на Сенчина
Роман Сенчин «Напрямик» 384 стр. Эксмо, 2016
Аннотация от издателя: «Ностальгия по юности, по самому себе, тоска по погибшим идеалам, невозможность противостоять обстоятельствам — лейтмотивы этого сборника, объединяющего истории разных людей с общим советским прошлым. Главный вопрос каждого рассказа — "Почему так получилось?": почему так дороги
дешевые безделки из прошлого, почему честный путь привел в западню, почему обманула любовь, почему, для того чтобы держаться на плаву, нужно ежедневно предавать себя? Эти правдивые истории, рассказанные Сенчиным без прикрас и напрямик, складываются в панораму российской жизни».
Я читаю все книги Сенчина. Неоднозначно отношусь к определению «любимый современный писатель», но из современных Сенчин для меня, конечно, ближе всех к этому. (Есть еще Сорокин. Но у него свой особый
статус.)
Писатель меняется. По чуть-чуть от книги к книге, но вот про «Напрямик» я точно не скажу, что это все так же – про депрессию и тоску, про крушение надежд. То, чем Сенчин был так близок и почему и понравился и нравился. Нет. То есть все это есть, но уже не в той концентрации, как раньше, и не с таким надрывом. В этой книге – сборнике рассказов – отношение героев к жизни более разнообразное. И, как показалось, автор хочет показать более объективную картину
современной российской жизни – на основе «нового реализма». Современной до такой степени, что совсем недавно в СМИ читал про то, чем живут герои Сенчина. Реализма до такой степени, что уже кажется расплывчатой граница между художественной прозой и документальными очерками. Минимум художественных средств. Некоторая даже высушенность языка (это, к сожалению, недостаток).
Меняется ли писательская манера, художественное мастерство Сенчина? Неоднозначно. В некоторых местах
чувствовалась некоторая поспешность автора, что ли, художественная недоделанность, грубоватость фразы. К концу книги от этого устал. А если бы не «спешил»? А вернулся бы и подшлифовал?.. И к концу книги устал еще от «умножения сущности» – общие контуры того, что автор хотел сказать книгой, понятны, а он все равно продолжает добавлять «факты», кажущиеся уже избыточными.
Рассказов много и все разные по размеру. Это, в хорошем смысле, усложняет
формат сборника.
Кратко о сюжете некоторых…
Давший название сборнику рассказ находится в середине. Рассказ небольшой. Студентка возвращается на каникулы в свой небольшой городок, и мама просит отвезти передачку пожилой больной родственнице, живущей в деревне. Девушка садится в маршрутку и сталкивается с безразличием, ожесточенностью и даже агрессией спутников, спешащих домой и не желающих, чтобы автобус, сворачивая с трассы, заезжал в деревню, куда, кроме девушки, никому не
надо…
Самый большой рассказ – «Регион деятельности». Про трудовые будни руководителя отдела информационной политики крупной, богатой газовой компании, организующей культурный форум в небольшом моно-городе. Главная героиня – женщина средних лет, очень ответственная, деятельная, хваткая, четкая в плане, как с кем разговаривать… PR-профессионал… Но при этом доведшая свою работу до безжизненного автоматизма, до какой-то беспросветной рутины… Очень
устающая на работе и возвращающаяся домой, где ее ждет ее разбитое корыто… (Мне очень понравился.)
«Ждем до восьми» – тоже большой – внутренний монолог разорившегося коммерсанта, которому бандиты прислали «черную метку». Главный герой вспоминает свою жизнь, заканчивающуюся крахом... Не понравился. Многословный, неубедительный, не трогающий. Какой-то даже психологически неумелый, что ли…
Еще один большой –
«Помощь». Про то, чем живет успешный писатель, как проводит время в своем загородном доме, о чем общается и как относится к местным жителям. А еще он считает своим гражданским, патриотическим долгом заниматься организацией сбора и доставкой гуманитарной помощи в ДНР. Мне показалось, что прототип главного героя – Захар Прилепин. Рассказ любопытный, но мне не хватило страсти для такой горячей темы, хотя есть и жаркие споры и острые повороты сюжета. Есть линия, что чего куда-то ехать, где-то
там помогать, когда вот под боком людей спасать надо, но она прописана не слишком четко.
В общем, книга скорее дежурная – чтобы узнать, чем живет писатель. Но обязательная – без Сенчина скучно. И тревожная – судя по последним книгам, писатель грубеет в мастерстве, теряет надрыв.
Не имеет отношения к рассказам, но что меня поразило – тираж издания. Сенчин, конечно, не массовый писатель, но что такое 1500 экз. на всю Россию?!.. В 2009-ом то же
«Эксмо» его роман «Елтышевы» издало тиражом 3 тысячи. И это один из ведущих современных российских писателей!.. Не представляю, как писатель может жить на гонорары при таких тиражах… Какое значение имеет современная литература при таких тиражах?..
ссылки
«Сенчин – писатель честный. Проза у него честная. Как, знаете, говорят "честный продукт". Без химии и стимуляторов выращенный. И стиль у него честный. Без щегольства, без метафор почти. Сколько слов нужно, столько и пишет. Люблю я этого писателя». Павел Басинский («Российская газета») Полностью: http://rg.ru/2016/05/22/paved-basinskij-sovremennogo-pisatelia-senchina-ne-dolzhno-bylo-byt.html