Культурный минимум, вып.18.05.16: о книге Ю Юнассона 'Сто лет...' и фильме
К У Л Ь Т У Р Н Ы Й М И Н И М У М [отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги,
фильмы. Честно, эмоционально и пытаясь разобраться. Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 18.05.16: 1 книга/1 фильм
Юнас Юнассон «Сто лет и чемодан денег» Перевод с шведского: Екатерина Чевкина Астрель, Corpus, 2011 464 стр.
Аннотация от издателя: «В дом престарелых прибывает на торжественный обед по случаю столетия господина Карлсона местный начальник, но не любящий шумихи юбиляр в тапочках вылезает в окно и исчезает. За первый час свободы он успевает ограбить
бандита-рэкетира, и теперь за стариком гонятся и полиция, и бандиты. Но Аллан Карлсон не впервые попадает в переделку и не теряет оптимизма и чувства юмора – авантюрист и специалист по бомбам и взрывам, он живет по принципу "все есть как есть, а будет как будет". Аллан не загадывает вдаль, не интересуется политикой, не ищет славы, но оказывается чуть не ключевой фигурой всех важнейших событий двадцатого века: он на короткой ноге с Трумэном, он ужинает со Сталиным, его снабжает деньгами Мао
Цзэдун, к нему прислушивается Оппенгеймер. В этой очень веселой сказке для взрослых Юнас Юнассон успевает посмеяться над детективом, романом воспитания, семейной сагой, сентиментальной любовной историей и предложить свою версию истории двадцатого века, ни на секунду не прерывая захватывающего повествования с погонями, побегами и подкупами. Знаменитый режиссер комедийных сериалов Феликс Хернгрен сейчас снимает по этому роману, второй год остающемуся самой продаваемой книгой в Швеции, фильм».
«Столетний старик, который вылез в окно и исчез» Hundraåringen som klev ut genom fönstret och försvann режиссер: Феликс Хернгрен сценарий: Феликс Хернгрен, Ханс Ингеманссон, Йонас Йонассон В главных ролях: Роберт Густафссон, Миа Шерингер, Ивар Викландер, Давид Виберг, Йенс Хультен, Дэвид Шеклтон, Ральф Карлссон, Георг Николофф, Алан Форд Швеция, Великобритания, Франция, Испания, Россия, 2013
Информация по
«кинопоиск.ру»: «В день празднования своего столетия юбиляр вылезает через окно дома престарелых на газон и уходит. Уходит не куда-то, а от чего-то. От бессмысленного доживания в богадельне. В первый же час он ухитряется поссориться с бандитами и уехать в неизвестном направлении. Вскоре становится понятно, что все сто лет его жизни — сплошные приключения. Он, вроде бы, всегда плывет по течению, но почему-то всегда приплывает к любимым занятиям — застольям и разного рода
взрывам. Перезнакомившись, при разных юмористических обстоятельствах, с большинством сильных своего времени — Франко, Труменом, Сталиным — и изрядно повлияв на историю двадцатого века, он остается самим собой».
Главный герой – это такой вариант столетнего Форреста Гампа. Простодушный, прямой, ни о чем не задумывающийся, живущий, как живется. Как бы такой жизнерадостный («как бы», так как странно, ибо он любитель все повзрывать, впрочем, ни в книге, ни в фильме по
поводу жертв переживаний нет) и любящий всякую движуху. Никогда не теряет оптимизма, никого не боится. Персонаж-маска.
Вся книга (и, соответственно, фильм) состоит из авантюрных приключений главного героя в прошлом и в настоящем. В настоящем к нему примкнули другие жизнелюбивые авантюристы, как бы лузеры, и… слон, освобожденный из зоопарка. В книге полно случайных совпадений (всегда на пользу главному герою), постоянных перемещений с континента на континент, случайных знакомств с
главами государств, которые сразу проникаются к нему доверием. И везде главный герой выходит сухим из воды. Доживает до ста, любит пропустить рюмочку, бодр душой.
Все остальные персонажи – стандартные плоские типажи: маски и гротеск.
Все это, возможно, прикольно: наверняка есть читатели, которые воспримут приключения главного героя как что-то оригинальное. Какого-либо смысла, какой-то простой, но глубокой философии в этой «альтернативной истории ХХ века» я не
увидел. Поначалу что-то в писательском стиле было нестандартное, а потом все быстро превратилось в сюжетный цирк с клоунами. В общем, мне не понравилось.
Фильм, на мой взгляд, еще хуже, чем книга. Главного героя сначала играет мальчик, а потом, когда становится подростком и вплоть до «100-летнего» возраста, его исполняет один и тот же актер – выглядит ужасно. (Почитал – фильм был номинирован на Оскар в номинации «за лучший грим»! Ничего уже не
понимаю.) Не.