Культурный минимум, вып.12.03.16: возвращаясь к прочитанному
К У Л Ь Т У Р Н Ы Й М И Н И М У М [отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги,
фильмы. Честно, эмоционально и пытаясь разобраться. Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 12.03.16: 1 пример из книги
Возвращаюсь к прошлому выпуску «Культурного минимума», в котором речь шла о книге Криса Пэйли «Не бери в голову. 100 фактов о том, как подсознание влияет на наши решения».
Хочу отметить один замечательный пример неосознаваемого поведения, когда сознание еще и обманывает человека, называя
неправильно причину чувств человека или объект своего удовольствия.
Речь в книге у Пэйли шла об эксперименте, когда влечение к красивой женщине смешивали с экстремальным действием (в конце висячего над глубоким каньоном моста стоит девушка и раздает листы анкеты). Результат эксперимента: сильное волнение от предыдущего экстрима мужчины переносили на женщину – считая ее более привлекательной (по сравнению с теми, кто брал у нее
анкеты, не проходя через мост), именно ее принимая за причину своего возбуждения.
Что-то подобное может происходить и в молодости, когда гормональный взрыв провоцирует более восторженное восприятие реальности. Чтобы подтвердить это, стоит обратить внимание на то, что, взрослея, человек про многое начинает говорить: «Всё уже не такое, как было раньше». Да, так и есть. Но для него. Человек не может понять, что у него
происходило внутри в молодости и что происходит сейчас.
Так может происходить с восприятием произведений искусства, которые при просмотре/прочтении/прослушивании могут производить сильное впечатление из-за какого-то особого состояния – это могут быть депрессия, стресс, усталость, алкоголь, злободневность, особое
отношение к автору или, как это бывает, утоление культурного голода на что-то: например, на нетривиальный литературный пример или на адекватное чувство юмора (вполне вероятно, что если мне сейчас попадется книга с большим количеством достойного юмора, то я, изголодавшийся почитать что-то смешное, назову автора гением). При повторном восприятии неосознаваемые квази-факторы могут исчезнуть – и произведение искусства уже воспринимается по-другому. Например, может быть восторг при первом просмотре фильма,
но когда смотришь его второй раз, то не только «всё как-то совсем не так», но и даже возникает недоумение в свой адрес: а что со мной было-то? что мне в этом нравилось-то?..
Вроде бы все хихикают над анекдотом «(после вечеринки) ложился спать с красавицей, а проснулся с монстром», но часто забывают переносить этот феномен на другие области.