Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.23.12.12


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[2 раза в месяц отзывы Алексея Варсопко о книгах и фильмах.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 23.12.12


1 книга
Дуглас Кеннеди
«Искушение Дэвида Армитажа»

1 фильм
«Самый пьяный округ в мире»
США, 2012
1 фильм
«Человек с железными кулаками»

США, Гонконг, 2012

+ ссылка: этическое, социальное

1 книга
Дуглас Кеннеди
«Искушение Дэвида Армитажа»

Temptation
Перевод с англ.: Тамара Матц
Рипол Классик, 2011 г.
448 стр.

От издателя: «Вы встречаетесь с голливудским сценаристом Дэвидом Армитажем в тот момент, когда он находится на вершине успеха. Забыты годы неудач и безденежья. Сегодня Армитаж богат, знаменит, востребован. Его любовница известна и прекрасна, его друзья принадлежат к элите Голливуда, его сценарии покупаются за баснословные деньги, его счет в банке стремится к бесконечности.
Но все рушится в одночасье, когда на его пути появляется миллиардер Фил Флек с предложением, от которого Дэвид Армитаж не может отказаться...»

На эту книгу, другие произведения Дугласа Кеннеди часто встречаются восторженные отзывы, в том числе такие, что книга прочитана запоем/залпом. Про другие произведения не скажу (но, забегая вперед, отмечу, что наметил прочитать), а про «Искушение…» все верно. Прочитал практически на одном дыхании. С сожалением, когда приходилось прерываться. В общем, мастер.
Не скажу, что книга глубокая, серьезно-основательная, но цепляет, овладевает всем вниманием и не отпускает. Много сюжетных поворотов, много всяких красот-раскрасот в эстетике гламурных журналов (это на любителя, конечно), много точных психологических наблюдений и жесткой правды. С удовольствием бы посмотрел хорошую(!!!) экранизацию.

При этом, первые впечатления были двойственные – с одной стороны, читать легко, интересно; с другой – уж очень долго, почти треть книги, ничего не происходит. То есть как бы событий много – главный герой долго пребывал в безвестности, отчего близок к отчаянию, но продолжает работать и быть верным своему жизненному выбору (быть писателем), и в какой-то момент ему везет – благодаря настойчивости своего литературного агента заключает контракт с телестудией. И поехало! Взлет к вершинам славы был стремительным, при этом происходит разрыв с женой, которая за это ему начинает мстить… И вот вроде бы столько всего, но понимаешь, что это только завязка. Очень затянувшаяся.
Так что тому, кто соберется почитать, надо быть к этому готовым.
Но стоит потерпеть. Стоит. Взлет был стремительным, но и падение – из князи в грязи – оказалось таким же, и вот когда начинается спуск, то появится настоящее напряжение и сюжет захватит.

Кеннеди удалось передать, как и почему так быстро можно потерять все, хотя вроде бы ничего не предвещало!.. И вот про это, признаться, читать страшно. Как отворачиваются те, кто недавно тебя превозносил; как моментально скрываются те, кто до этого набивался в друзья; как отзывают заслуженные награды; как меняется отношение женщины, если тебе не сопутствует успех; как не у кого попросить помощи, если оказался в беде… Страшно такое читать. Ох, бывает такое!.. Так что, к заслугам Кеннеди отнесу и то, насколько мастерски передал изнанку человеческих отношений. (В литературе подобных сюжетов множество, но по-особому воспринимается, когда на современном материале.)

Вот представить, что было бы с главным героем, не окажись у него такого литературного агента, жилья, настойчивости, веры в себя, здоровья и жилья, в конце концов! Ох, ой-ой!.. (Кстати, если начинаешь о таком думать, то это показатель, что сжился с произведением.)

Из недостатков (помимо длинной «пустой» завязки) – немного натянутая интрига в куске, где речь идет о плагиате. Кеннеди, что называется, не раскрывает сразу всех карт, «умалчивая» о некоторых обстоятельствах. Увлекательности чтения это, конечно, помогает, но подобная манипуляция читателем может далеко (писателя) завести, а если рассматривать ситуацию с точки зрения реализма, то появляются недоуменные вопросы (Как сам главный герой реагирует на обвинения в плагиате? Почему не анализирует свое творчество? Почему его творчество не проанализировано его продюсерами?). Прием «умолчания» используется и в развязке, когда главный герой (до этого бывший весьма откровенным) идет на авантюру, содержание которой до поры до времени скрывается от читателя.
Но если считать, все-таки, главной темой романа познание истинной ценности человеческих отношений, то этими грубоватыми литературными приемами можно пренебречь.

И еще. Неоднократно сталкивался с литературными героями – гениальными, как их описывают авторы, юмористами, но вот почему-то примеров их гениальности не приводится. (А так хочется почитать что-то смешное!) Дэвид Армитаж, если судить по реакции на его творчество, в своих сценариях просто фонтанирует юмором (причем, раз пишет сценарии для сериала, этого добра должно быть через край), но в самой книге таких примеров нет, а сам главный герой хоть и умный, да, но ни с кем не шутит, не иронизирует. Хоть и говорят, что юмористы на сцене отличаются от себя в жизни, но тогда хоть примеры их гениальности приведите – порадуйте читателя!

Но все равно – читать.
1 фильм
«Самый пьяный округ в мире»
Lawless
Режиссер: Джон Хиллкоут
В ролях: Том Харди, Джессика Честейн, Гэри Олдман, Гай Пирс, Шайа ЛаБаф
Жанр: драма, криминал
США, 2012

Официальная аннотация: «Действие в картине разворачивается на американском Юге во времена сухого закона и Великой Депрессии. В центре сюжета — семья Бондурант, три брата: Джек, Форрест и Говард, которые занимаются запрещенным в то время бизнесом, бутлегерством.
Оптимистично настроенный Джек, самый молодой из братьев, надеется с помощью бутлегерства заработать денег и произвести впечатление на свою девушку Берту. В это же время Форрест, напротив, настроен очень мрачно, он молчалив и подозрителен, а Говарду к тому же часто приходится иметь дело с врагами незаконного семейного бизнеса, в лице которых выступают коррумпированные местные полицейские.
По книге Мэтта Бондуранта “Самое мокрое место в мире”».

Сценарий написан известным рок-музыкантом, писателем Ником Кейвом.

У Хиллкоута я смотрел «Предложение» – неплохой фильм. Его экранизация «Дороги» МакКарти не понравилась.

Интерес к фильму возник из любви к сериалу «Подпольная империя», в котором то же время и та же тема – «сухого закона», а также из-за участия в фильме Гэри Олдмана и Гая Пирса.
Первый в фильме появляется эпизодически, воспроизводя штамп «крутой мафиози». Второй сыграл уж совсем какого-то картонного персонажа – спецагента, борца с бутлегерами, не вызывающего ни одного положительного чувства.

Фильм очень простой, все на поверхности, никаких неожиданных поворотов, с расчетом, по всей видимости, на очень непредвзятого зрителя, которому все должно быть понятно сразу, где хорошие, а где плохие. То, что хорошие являются нарушителями закона, не создает никакого драматического напряжения. Много мифологических представлений, спекулятивной романтизации.

Не попав в целевую аудиторию фильма, воспринимаешь все с недоумением, мучением.

Что чувствуют те, на кого рассчитан фильм, не могу сказать. И не скажу, что к сожалению.

1 фильм

«Человек с железными кулаками»
The Man with the Iron Fists
Режиссер: RZA
Сценарий: RZA, Элай Рот
Продюсер: Квентин Тарантино
В главных ролях: Рассел Кроу, Кунг Ле, Люси Лиу, Байрон Манн, RZA, Рик Юн, Дэйв Батиста, Джейми Чунг, Дэниэл Ву, Жу Жу.
США, Гонконг, 2012

Аннотация на кинопоиск.ru: «События развернутся в древнем феодальном Китае. Фильм расскажет историю чернокожего кузнеца, который умеет делать оружие и с легкой руки снабжает им всех, у кого есть чем заплатить. Китай того времени — жестокое место, поэтому оружие и знание навыков кунг-фу помогут жителям близлежащей деревни защитить свои дома и семьи от других кланов…»

Неудачная, скучная полупародия, полутрэш, пытающаяся довести до гротеска-абсурда стилистику фильмов про «восточные боевые искусства». Режиссер, автор сценария и исполнитель одной из главных ролей – популярный американский композитор, рэппер RZA. То, что в таком фильме, снимается афроамериканец, должно быть, по идее, смешно. По идее. На самом деле никак.
Участие популярных голливудских актеров фильм не спасает. Даже неловко за них, что в такое ввязались.

Самое страшное для таких фильмов, что не смешно. Уже в «Убить Билла» эта тема была не смешной. И когда снова почти то же самое, то возникает ощущение «детского кино».

ссылки

Этическое
http://varsopko-alexey.livejournal.com/340818.html


Бездомные и морозы в России
(подборка материалов)
http://content.mail.ru/arch/25968/11368468.html


В избранное