Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.21.10.12


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[2 раза в месяц отзывы Алексея Варсопко о книгах и фильмах.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 21.10.12


1 книга
Роман Сенчин
«Тува»
1 книга
Венди Герра
«Все уезжают»
1 фильм
«Семь психопатов»
Великобритания-США, 2012
1 фильм
«
Тайное сияние»
Южная Корея, 2007

+ ссылки: арт, культурологическое, новые технологии

1 книга
Роман Сенчин
«Тува»

Ад Маргинем Пресс, 2012 г.
128 стр.

От издателя: «Моя жизнь все сильнее завязывается на Москву. И все сильнее тянет к себе Тува. Иногда, выпив вечером, повспоминав, послушав записи "Ят-Хи" или "Хуун-Хуур-Ту", я прихожу к мысли, что ведь запросто могу уехать. Заявить, что мне нужен творческий отпуск, собрать сумку, поцеловать жену и дочек, пообещать стабильно высылать деньги и сесть в поезд Москва - Абакан. Забраться на верхнюю полку плацкартного вагона. Трое суток в пути копить силы, потом – дня два провести у родителей и – в Туву».
Далее краткий дежурный отклик на очередное произведение любимого писателя.

Это не художественное произведение, как подумал я, когда прочитал аннотацию. А историко-этнографический очерк про прошлое Тувы, ее настоящее.
Интересно? Наверно, да. «Наверно» – так как надо иметь какой-то интерес к этому региону, местности, ее жителям, чтобы хотелось узнать про них поподробнее.
У меня такого интереса нет (ничего личного, уважаемые тувинцы). С литературной точки зрения, ну очерк и очерк. Прочитал – да, как бы интересная, богатая на факты, драмы и тайны история края. А у какого края история не интересная?..

1 книга
Венди Герра
«Все уезжают»

Перевод с испанского: Валентин Капанадзе
Для юношества
КомпасГид, 2012
240 c.

От издателя: «Никогда еще далекая Куба не была так близко. Держишь ее в руках, принюхиваешься, пробуешь на вкус и понимаешь, что тебя обманули. Те миллионы красивых пляжных снимков, которые тебе довелось пересмотреть, те футболки с невозмутимым Че, те обрывки фраз из учебников истории – все это неправда. Точнее, правда, но на такую толику, что в это сложно поверить.
«Все уезжают» Венди Герры – это книга-откровение, дневник, из которого не вырвешь страниц. Начат он восьмилетней девочкой Ньеве, девочкой, у которой украли детство, а в конце мы видим двадцатилетнюю девушку, которая так и не повзрослела. Она рассказывает очень искренне и правдиво о том, что она в действительности видит на острове свободы. Ее Куба – это не райский пляж и золотистое солнце. Ее Куба – это нищета, несправедливость, насилие и боль. Ее Куба – это расставание, жизнь, где все уезжают, а ты продолжаешь жить, все еще надеясь на счастье.
Роман кубинской писательницы Венди Герры «Все уезжают» получил премию испанского издательства «Bruguera», приз «Carbet des Lycéens» на Мартинике, а критики одной из самых влиятельных газет Испании – El País – назвали его лучшим испаноязычным романом 2006 года».

Книгу решил прочитать, чтобы поподробнее узнать о том, что происходит на Кубе. (Так как хочется, наконец, понять, что же там на самом деле происходит, а то одни одно, другие другое.)

Как выяснилось по ходу чтения, аннотация рекламная, при этом второе слово главное. От книги совершенно иное впечатление. Абсолютно тоскливое. Ничего нового не узнал – то, как описано, и то, что описано, больше говорит об авторе (или персонаже), о ее ощущениях от жизни вообще.
Мучил (себя), мучил, а потом и бросил читать. Подозреваю, что если героиня и переедет с Кубы куда-то жить, будет так же ныть и метаться.
Написано скучно и банально. Какое-то одно сплошное общее место про «жизнь глазами девочки-девушки/интроверта».

В последнее время что-то «везет» на книги, построенные на дневниках, которые ведут дети. Прием этот настолько утомил, что если в ближайшее время в какой-то книге снова встречу, то свою реакцию могу предсказать уже сейчас. Как говорится, лучше не спрашивайте.
И в этой книге – ну такой умный ребенок, такие мудрые и точные делает наблюдения! Умоляю!..

Про литературный прием «дневниковых записей» упоминал, делясь впечатлениями как раз, кстати, от последнего романа Сенчина. Писатель «заставляет» своего героя писать дневник, чтобы вести повествование от первого лица: с точки зрения жизненной правдоподобности, это выглядело очень надуманно.
С данной художественной условностью, конечно, серьезная проблема. Откуда берется рассказчик? Кто он, вообще, такой (особенно если повествование идет от третьего лица)? Что это за культурный организм такой? Какую позицию по отношению к происходящему он занимает? Как это совместить с нормальной жизнью, в которой ничего подобного нет? (Я вот не встречал в реальности существо, которое бы чего-то вещало о том, как люди живут, – есть это только в искусстве… впрочем, искусство тоже часть жизни.) Но не буду сейчас углубляться. И уж тем более не на примере книги «Все уезжают».

1 фильм

«Семь психопатов»
Seven Psychopaths
Режиссер и автор сценария: Мартин МакДонах
В ролях: Колин Фаррелл, Кристофер Уокен, Сэм Рокуэлл, Вуди Харрельсон, Ольга Куриленко, Том Уэйтс.
США / Великобритания, 2012

Рекламная аннотация: «Непутевый писатель потерял вдохновение и никак не может справиться с новым сценарием. Волей случая он оказывается втянутым в похищение собаки, затеянное его эксцентричными дружками. Выясняется, что украденное животное – любимый пёс главного местного гангстера, которому ничего не стоит в два счета вычислить и уничтожить оболтусов».

Очень люблю предыдущий фильм этого автора (режиссера, автора сценария) – «Залечь на дно в Брюгге». (Также всем поклонникам этого фильма рекомендую, если пропустили, его дебютную короткометражку – «Шестизарядник». В Петербурге в театре имени Комиссаржевской смотрел спектакль по его пьесе «Сиротливый Запад» – тоже понравилось.) Искрометный юмор, сильные эмоции, «вечные философские вопросы», брутальность, натурализм – в общем, ядерная смесь.

(Мартин МакДонах имеет отношение к довольно среднему фильму «Однажды в Ирландии», но как продюсер. Фильм снял его брат – Джон. Я про этот фильм писал. Ругал.)

«Семь психопатов» – оправдывает ожидания. Хохотал почти весь фильм, иногда, простите, просто ржал. Смотрел, не отрываясь. Замечательные, на мой взгляд, актерские работы. (Хотя к персонажу Колина Фаррелла есть вопросы: ну какой из него «писатель-алкоголик»?!) А какие, вообще, актеры!.. Извиняюсь за «даже», но даже Вуди Харрельсон, которого не перевариваю, смотрится отлично.

Фильм – яркий и, что особенно приятно, интересный пример постмодернистского искусства. Искусства, понимающего, что все уже было сказано, а если что-то и можно сказать нового, то только по поводу того, что уже было сказано. А так как уже многое сказано и по поводу того, что уже было сказано, то нужно понимать и это и быть ироничным по отношению к тому, что сказано по поводу того, что сказано:0)
Фильм – мозаика, состоящая практически из одних клише-штампов, но при этом высмеянных штампов. Можно найти множество цитат из других фильмов, но это все замешено в сумасшедший, очень насыщенный коктейль (винегрет?), в котором каждый ингредиент не теряет свой вкус в общей массе, а воспринимается тонко, даже изысканно, если хотите.
Но тонкость тонкостью, изысканность изысканностью, однако нужно иметь в виду, что фильм «16+», с большой долей черного юмора, крепкой мужской лексикой, стрельбой и кровью.

Работает МакДонах, конечно, не на массовую аудиторию.

Немного разочаровал финал – на мой взгляд, не дотянул режиссер до, так сказать, коды – пафосного финала. Заболтанный получился конец.
И, как драматург, Мартин МакДонах все-таки больше, похоже, любит диалоги, драматические столкновения в отношениях, пренебрегая визуальной составляющей, что для кино недостаток. Были, да, красиво для глаза снятые сцены, но мало и как бы между прочим – возможно, автор считает, что «все это уже было».

1 фильм

«Тайное сияние»
Milyang
Режиссер, автор сценария: Ли Чан-дон
В главной роли – Чон До Ён
Южная Корея, 2007

«Фильм рассказывает историю женщины по имени Син-э, которая переезжает с сыном Чуном в Мирян (в переводе с корейского «Тайное сияние»), родной городок ее недавно скончавшегося мужа. Пока она пытается совладать с собой и начать новую жизнь, происходит еще одно трагическое событие – с сыном...»

У фильма есть очень большой недостаток – он неоправданно длинный. Арт-хаус этим, вообще, «славится», но два с половиной часа! При этом первый час (как бы да, вроде как важный, так как создает атмосферу) невозможно затянутый. Уверен, что для многих это будет испытанием. Но дальше будет легче, а к финалу затянет так, что вообще будет не оторваться.

У фильма есть большое достоинство – игра исполнительницы главной роли, доходящая до гипнотической. Использует весь спектр человеческих чувств, эмоций, отношений, на протяжении фильма меняющихся на противоположные. То, как Чон До Ён (или Йон) играет отчаяние матери, потерявшей сына, достигает силы образа Человека у Края Пропасти. То, как она пытается ухватиться за любую соломинку, конечно, потрясает.
(Для тех, для кого это имеет значение, актриса была неоднократно премирована за эту свою роль.)

Фильму вроде бы уже пять лет, а смотрится совершенно по-современному.

Недостаток, который может стать достоинством, – общий смысл фильма. О чем он? Как объяснить конец? Что создатели хотели сказать этой историей?
У меня неоднозначное отношение к фильмам с т.н. «открытыми финалами» – когда, по сюжету, хочется получить ответ на вопрос, а, по задумке автора, действие обрывается, и зрителям предлагается, типа, подумать самим. Иногда на этом художники цинично спекулируют. В данном случае этого все-таки не произошло, на мой взгляд. Хотя и на грани.
От «Тайного сияния» в конце очень хочется получить ответ на то, что будет с героиней дальше, а с другой стороны, вроде бы уже достаточно было показано способов, как она выходила из тупиков, в которые попадала. Так что уже и другой вопрос, получается (да?), надо задавать.

Не буду настойчиво рекомендовать, но посоветую не пропустить, если представится возможность.

Приятной неожиданностью оказался тот факт, что я, оказывается, очень люблю предыдущий фильм этого режиссера – «Оазис». Его, для тех, кто интересуется арт-хаусом и пропустил, точно рекомендую, но заранее предупреждаю – не для слабонервных.

Большое количество рецензий кинокритиков на «Тайное сияние»: http://www.arthouse.ru/movie.asp?Code=MILYANG

ссылки


Деревья Акселя Эрландсона
Аксель начинал как обычный фермер, у которого было хобби самому формировать стволы деревьев. Позднее в течение десятилетий он «учил» деревья расти по формам его собственного дизайна.
http://trasyy.livejournal.com/976436.html


Французский художник с черным юмором Dran высмеивает в своих рисунках современную культуру и образ жизни.
http://www.adme.ru/hudozhniki-i-art-proekty/genialnaya-dran-425455/


Мирослав Немиров в «Школе злословия». 6 октября 2102
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=9CgsMDZCwOA


Технологический прорыв, который может спасти мир
http://www.echo.msk.ru/blog/yablokov/942545-echo/


В избранное