Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.07.10.12


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[2 раза в месяц отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 07.10.12

1 книга
Джоди Пиколт
«Последнее правило»

1 фильм
«Заложница - 2»
(Франция, 2012)

+ссылка: арт

1 книга
Джоди Пиколт
«Последнее правило»

House Rules
Переводчик Инна Паненко
576 стр.
Серия: Романы Джоди Пиколт
Книжный клуб «Клуб семейного досуга». Белгород, Харьков, 2011 г.

От издателя: «Книга рассказывает о Джейкобе, мальчике-подростке с синдромом Аспергера (аутизм). Он не в состоянии следить за ходом мысли других людей и не может нормально изъясняться. Как и большинство детей с этим заболеванием, Джейкоб сосредоточен лишь на одном каком-то занятии; в данном случае это – судебный анализ. Он всегда оказывается на месте преступлений (с помощью полицейского сканера, установленного в его комнате), где он рассказывает полицейским, что им следует сделать… и всегда оказывается прав. Каждую отдельную главу книги нам рассказывают главные действующие лица: Эмма, мать Джейкоба; Тео, брат Джейкоба и он сам. В их доме царили определенные правила: 1. Убирать за собой свой собственный беспорядок. 2. Говорить только правду. 3. Чистить зубы два раза в день. 4. Не опаздывать в школу. 5. Заботиться о своем брате, ведь он только один. Но затем однажды мертвым находят его учительницу, и полиция приходит к нему с допросом. И обвиняют Джейкоба в убийстве… Он просто спасал своего брата».

Эту книгу решил почитать на волне своего интереса к теме детей-аутистов, после сильно понравившегося «Загадочного ночного убийства собаки» Марка Хэддона (см. в рассылке в конце июня).
В обеих книгах много общего. Главный герой – мальчик-аутист, со всеми вытекающими, как говорится. То есть маниакальное стремление к порядку, сверх-сосредоточенность, гипер-зацикленность и потеря самоконтроля при нарушении правил, устоявшегося порядка вещей. Обоих объединяет интерес к расследованию преступлений. В обеих книгах главные герои живут в неполных семьях.

Но «Последнее правило» понравилось меньше. Я бы даже сказал, что это не совсем художественная книга. В ней много… В ней очень много… В ней чрезмерно много описания обстоятельств, связанных со спецификой болезни, с тем, как жить в семье, где есть не-обычный ребенок, а также с различными правовыми аспектами судебного дела, когда в качестве обвиняемого психически не совсем адекватный человек. Тема, как оценивать поведение другого, по каким критериям, возможно ли от него требовать того же, что и от обычного, очень интересная, и этому уделено много внимания. Но излишне много. Это замедляет темп повествования и перегружает необязательным. Подробностей так много, что они не делают картину более понятной, а, наоборот, повторяя то, что уже и так понятно, только утяжеляют ее. Плюс – из-за отсутствия чувства меры (нормального редактора) – превращается в минус.

Достоинством книги вроде бы является способ повествования – ракурс как бы все время меняется: то историю рассказывает сам главный герой, то его мать, то брат, то следователь, то адвокат. Но, к сожалению, это прием ради приема, так как рассказчики, как бы такие все разные (по полу, по возрасту, по психологическому характеру), ничем друг от друга по большому счету не отличаются. Я уж не говорю, по типу изложения мыслей. Но ведь даже юмор у всех одинаковый. Джоди Пиколт.

Смерть наставницы по социальной адаптации (не учительницы, как в аннотации) Джейкоба, расследование причин ее смерти проходят через всю книгу, и это, конечно, добавляет драматичности, остросюжетности. Но лично у меня все-таки осталось ощущение, что детективная линия появилась в результате маркетингового расчета – чем бы таким привлечь читателей – автора (как и некоторые другие линии, как будто у автора была цель намешать побольше всего). Какая-то в этом чувствовалась технологичность, что ли.
И ведь сразу понятно, что на самом деле произошло, но почему-то правда все оттягивается и оттягивается, и уже думаешь, что раз так, то, наверно, автор приготовит сюрприз. Ага. Сюрприз в том, что никакого сюрприза.

В детективной линии «Последнего правила» использован, к тому же, один известный простой прием. Из-за которого, кстати, перестал любить детективы. Это прием «умолчания». Я уже описывал свое отношение к нему. Но повторюсь.
На страницах присутствуют, причем в качестве главных, герои, которые все знают с самого начала. И при этом эти герои постоянно делятся с читателем тем, о чем думают, тем, что знают. Более того, в этой книге главный герой почти маниакально дотошен, прямолинеен и простодушен. Не знает, что такое лгать. Все выкладывает, не скрывая. Но вот главное обстоятельство почему-то как цензурой вырезано!..
Вот не могу понять этого приема. Художественная условность, да, понятно, но уж как-то совсем абсурдно. (Не могу в этой связи не вспомнить «Благоволительниц» Литтелла, про случай с Максом, когда произошло убийство матери и отчима. Вот там тоже как бы умолчание, автор как бы впрямую не раскрывает всей правды. Но насколько убедительно, тонко там выглядит этот «провал в памяти»!)

Книгу, в общем, надо в полтора-два раза сократить, а автору быть более честным с читателем.
1 фильм
«Заложница 2»
Taken 2
Режиссер: Оливье Мегатон
В главной роли – Лиам Нисон   
Жанр: боевик, триллер, драма, криминал
Франция, 2012

О фабуле. Брайану Миллсу, высочайшему профессионалу в области охраны, проведения спецопераций, во второй части придется расхлебывать последствия того, что он натворил в первом фильме. Спасал тогда свою дочь (она и была как бы заложницей; «как бы», так как никто за нее залог не просил – просто вот так перевели название). Которая попала в сети албано-французской мафии, занимавшейся сексуальным рабством. Миллс убил всех, кто похитил и собрался продать его дочь. Был безжалостен и жесток. Теперь живые родственники, которым все равно, чем занимались убитые, требуют отмщения. Отец убитого главаря банды набирает команду и отправляется в Стамбул. В этом – экзотическом для глаза – городе Миллс, закончив очередное дело, собирается отдохнуть со своей дочерью и бывшей женой, с которой – «фильм привлечет любителей романтических историй» – намечается «второй раунд». Албанским бандитам не без труда удается захватить Миллса с супругой (вот тут последняя оправдывает название), но дочери удается спастись. И она, под дистанционным руководством отца, начинает операцию «смерть всем, кто посмел разозлить американского спецагента!»…

Первый фильм сильно понравился. Нисон был великолепен – его Брайан Миллс из разряда героев, которые отлично гоняют на машинах, без промаха стреляют, отлично владеют приемами рукопашного боя, действуют и всегда знают, что делают, и в самых сложных ситуациях держат все под контролем. Сам фильм показался любопытным благодаря сочетанию в одном человеке, главном герое, родительской нежности и заботы и безжалостной ненависти ко всем, кто имел хотя бы какое-то отношение к причинению страданий его дочери.

Второй фильм тоже неплох, но больше тянет на продолжение истории с интересным героем, не слишком оригинальное, а спекулирующее на успехе первого фильма. Много натяжек (в финале даже вызывающих смех).
Вносится дополнительный трагическо-драматический конфликт – неразрешимое столкновение родительских инстинктов (обе стороны действуют ради своих детей). Однако, на мой взгляд, получилось немного картонно, прямолинейно.

Бескомпромиссный финал наводит на мысль, что в следующих частях, если они будут, на тропу войны против Брайана Миллса выйдет уже вся Албания, так как не останется ни одного албанца, чьего бы родственника он не убил.
ссылки
Художник Франциско Инфанте. Современное искусство
http://nikto001.livejournal.com/748112.html

В избранное