Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.15.08.12


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[2 раза в месяц отзывы Алексея Варсопко о книгах и фильмах.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 15.08.12


1 книга
Шарлотта Роган
«Шлюпка»
1 фильм
«Другая Земля»
США, 2011
1 фильм
«Вспомнить все»
США, 2012
1 фильм
«
Кококо»
Россия, 2012

+ ссылки: социальное, культурологическое, фото

1 книга
Шарлотта Роган
«Шлюпка»

Lifeboat
Перевод с англ.: Елена Петрова
Азбука, Азбука-Аттикус, 2012 г.
288 стр.

От издателя: «Впервые на русском – самый ожидаемый дебютный роман 2012 года. Книга, моментально ставшая бестселлером, удостоившаяся восторженных отзывов нобелевского лауреата Дж.М.Кутзее и букеровского лауреата Хилари Мантел; книга, уже переводящаяся на 18 языков. Но русский перевод – блистательной Елены Петровой, чьи переводы <…> уже стали классическими, – выходит первым! Ведь никакая другая книга так не захватит воображение читателя в столетнюю годовщину катастрофы "Титаника".
Лето 1914 года. Европа на грани войны, но будущее двадцатидвухлетней Грейс Винтер наконец кажется безоблачным: на комфортабельном лайнере она и ее новоиспеченный муж возвращаются из Лондона в Нью-Йорк, где Грейс надеется снискать расположение его матери. Но посреди Атлантики на «Императрице Александре» происходит загадочный взрыв; судно начинает тонуть, и муж успевает пристроить Грейс в переполненную спасательную шлюпку. За те три недели, что шлюпку носит по волнам, Грейс открывает в себе такие бездны, о которых прежде и не догадывалась. Не всем суждено выжить в этом испытании, но по возвращении в Нью-Йорк Грейс ждет испытание едва ли не более суровое: судебный процесс.
Что же на самом деле произошло в спасательной шлюпке?
Какую тайну скрывала "Императрица Александра"?
На что вы готовы, чтобы выжить?»

Большую аннотацию привожу в т.ч. для того, чтобы стало понятно, почему решил почитать эту книгу. Клюнул, как говорится.

Поначалу было совсем неплохо. Шарлотта Роган с первых же страниц берет быка за рога – напряжение катастрофы, первых часов после того, как герои романа оказались в открытом океане, очень захватило. А потом интересное (и поведение людей в экстремальной ситуации, и трагические сцены, и сильная интрига «когда же спасутся?» – все это в плюс) стало все больше и больше вытесняться словесным океаном, в котором лучше сразу утонуть (закрыть книгу и забыть), чем ожидать, что удастся выплыть и наступит спасение (в книге появится Смысл).

Когда автор стала настойчиво предлагать трактовать свое произведение как притчу (типа, «океан» – это «жизнь», а «шлюпка» – модель человеческого общества), подбрасывая для этого подсказки в виде сравнений, так, чтобы образ раскрылся даже для самого непонятливого, то я совсем потерял интерес и дочитывал только, чтобы разобраться с вопросами, поставленными в аннотации и зачине. Нет, вот точно надо быть «лауреатами», чтобы увидеть в «Шлюпке» что-то литературно ценное!..

Вроде бы много психологии, то есть внутренних монологов главной героини, описывающей свое состояние, наблюдения, но, в итоге, психология оказывается псевдо, так как эти монологи ничего не объясняют. Все кажущееся богатство внутреннего мира оборачивается пустотой, нагромождением чего-то, не становящегося ничем. (Возможно, у кого-то и сложилось.)
Где-то с середины стало утомлять большое количество персонажей, за каждым из которых какая-то история, но не за всяким значимая по сюжету роль (и зачем тогда о нем что-то знать?) – вот хоть бери и вычерпывай из романа этот балласт, эту малозначимую, а то и вовсе бессмысленную информацию.

Есть такая замечательная шутка: «Хотите расскажу, как заинтриговать идиота?» – «Да, хочу». – «Завтра».
Вот так и с вопросами в аннотации и тайнами, которые подбрасывает автор. Вопросы есть, а ответов нет. Почувствуйте себя идиотом, иными словами.
Итак, никакой разгадки, почему произошел взрыв, нет. Что было в больших сундуках, которые хранились на судне в бронированном помещении, не раскрывается. Что за таинственная коробочка, которую хранил Харди, не ясно. Что за тайна, которая связывала Харди и Блейка, так и остается нераскрытой. Что говорил Генри, муж Грейс, Харди перед ее посадкой в шлюпку, неизвестно. Так подавали сигнал SOS или нет? Нашли ли вторую шлюпку? Почему Грейс так заинтересовалась своим адвокатом, чуть ли не строя планы по замужеству? Какие отношения сложились у Грейс с матерью погибшего мужа?
В общем, слишком много вопросов для небольшой книги. «Бестселлер!» Умоляю! (Хотя ведь и фильм, чего доброго, снимут.)

*****
В связи с книгой обнаружил, что есть фильм Альфреда Хичкока «Спасательная шлюпка» (в англ. варианте тоже Lifeboat), снятый по рассказу Джона Стейнбека. Съемки проходили в годы Второй мировой, и из-за этого фильм слишком, на сегодняшний взгляд, перегружен анти-германской пропагандой и пафосом сплочения перед лицом коварного и сильного врага. По сюжету, американское грузовое судно торпедировано немецкой подлодкой, которая тоже гибнет. На единственной шлюпке спасается небольшая часть экипажа и пассажиров, через некоторое время ими подбирается из воды немец с подлодки. Он, в итоге, оказывается непростым – и английский, как не сразу стало ясно, знает, и компас у него есть (почему не обыскали? А если бы имел оружие?), и питьевую воду прятал, и коварные замыслы строил, а еще и врачом был, и капитаном оказался. Закончил тем, что американцы его выкинули за борт.
Нельзя сказать, что книга Роган не оригинальна, но некоторые моменты у нее и у Хичкока-Стейнбека совпадают (в том числе и тот, что единственного опытного мореплавателя выкидывают за борт); впрочем, если брать саму ситуацию, то переклички неизбежны.
Фильм камерный, актеры играют, как часто у Хичкока, хорошо, но сам фильм не из разряда «нельзя пропустить». Спокойно можно.

И абсолютно точно можно пропустить фильм «Спасательный модуль» (Lifepod), режиссер Рон Сильвер, снятый в 1993 году
по мотивам фильма Хичкока, как и указано в титрах, . Только тут уже действие перенесено в далекое будущее (по спецэффектам и декорациям – в далекое прошлое, настолько все стыдно выглядит). Космический корабль со множеством космических туристов бороздит просторы Вселенной. Корабль вдруг гибнет (причина так толком и не объяснена), спасается только горстка в спасательном модуле... Вот тут перекличек со «Спасательной шлюпкой», раз по мотивам, множество, причем перекличек зачастую надуманных, притянутых, абсурдных даже, до смеха… Просто позорное кино. Хичкок, снявший свой фильм за 50 лет до этого, и то выглядит современнее, интереснее.
1 фильм
«Другая Земля»
Another Earth
Режиссёр Майк Кэхилл
В главной роли – Брит Марлинг
фантастическая драма
США, 2011

О сюжете (по материалам Википедии):  «В ночь открытия астрономами в Солнечной системе планеты, идентичной Земле, студентка Рода становится виновницей автокатастрофы: она врезается в автомобиль, в котором находились композитор Джон Берроуз, его жена и сын. Четыре года спустя Рода выходит из тюрьмы и устраивается работать уборщицей в школе. За это время изучение Земли-2 продвинулось далеко вперёд, планируется даже экспедиция на эту планету-близнец, и Рода решает поучаствовать в конкурсе на место в экипаже космического корабля. Тем временем она узнаёт, что Джон Берроуз остался в живых после автокатастрофы, а его семья погибла. Рода хочет извиниться перед ним, однако, когда она приходит к нему домой, не решается признаться и притворяется, будто она работница из компании по уборке и предлагает – в рамках рекламной акции – бесплатную уборку. Хозяин не против, и вот она начинает каждую неделю убираться у него в доме, и постепенно они начинают сближаться...»

Замечательная, так сказать, психологическая фантастика. То есть вроде как ситуация-то фантастическая, но «планету-близнец» легко трактовать, исходя из вполне обыденного «а вот если бы мне представился еще один шанс, прожил бы я такую же жизнь или нет?» или «как такое могло произойти со мной?! Это не я! Это чья-то чужая жизнь!». Отличная идея, хорошо реализована (не понятно, все-таки, с чего это Рода врезалась в машину Берроузов? Была выпивши после вечеринки? Загляделась на Землю-2?.. Но это единственная натяжка).
На мой взгляд, правда, немного затянуто, слишком атмосферно, но жанр того требует. Как еще – как не долгими пейзажами, взглядами, статичными кадрами – показать, что герои чувствуют. Это только рефлексы можно передать быстро.
Фильм малобюджетный – из фантастических аксессуаров только Земля-2 в небе. (Но такое минималистское решение все равно во много раз лучше, чем позорище «Спасательного модуля».)

1 фильм

«Вспомнить все»
Total Recall
Режиссер: Лен Уайзман
В ролях: Колин Фаррелл, Кейт Бекинсэйл, Джессика Бил, Брайан Крэнстон
Жанр: фантастика, боевик, триллер, приключения
США, 2012

Аннотация с киноафиши.spb.ru: «Дуг Куэйд – обычный рабочий, живущий в гигантском муравейнике – мегаполисе-государстве Новый Шанхай. Хотя собственная жизнь его в целом устраивает, он не может избавиться от чувства, что ему хочется чего-то большего. Потребность в новых будоражащих впечатлениях приводит его в подпольный кабинет, где нелегально имплантируют в память клиентов воспоминания-фантазии, которые они могут получить, не рискуя при этом пережить сами события в реальности.
Но как только Дуг решает, что в своих новых воспоминаниях он хочет стать секретным агентом, отряд спецназа штурмует кабинет и берет его под арест. Однако к своему собственному удивлению, Куэйд молниеносно уничтожает весь отряд при помощи невероятных бойцовских навыков, о владении которыми он до сего момента и не подозревал».

Какой еще «Новый Шанхай», когда на самом деле Британская Федерация?! Ничего подпольного и нелегального тоже… Откуда они берут это все?!..

Фильм – как, надеюсь, хорошо известно, ремейк одноименного фильма Пола Верховена со Шварценеггером. Старый давно не пересматривал, но помню, что даже тогда смущали спецэффекты.
В новой версии (все действие происходит на Земле) фантастика, в визуальном плане, не придраться.

Хороший боевик, на мой взгляд, определяется тем, способен ли он увлечь так, что не успеваешь замечать сюжетные ляпы (они-то в любом случае есть). В новом «Вспомнить все» натяжки иногда успевал отследить (были уморительно смешные), но в целом возникло ощущение зрелищной, цельной, увлекательной истории. Динамичной и не банальной. Очень понравились психологические подвохи, способные доводить зрителя до «паранойи», когда начинаешь думать, что ведь и это сейчас окажется не реальностью, а конструкцией измененного сознания. Так до финала от этого подвоха и не освободиться. И даже после фильма, думаю, будет что обсудить, над чем поломать голову (хотя и без ответа – разве что снова пересмотреть;0).

Понравилось, что фильм, несмотря на постоянные погони-перестрелки, настойчиво проводит линию вопроса о том, что в человеке от «него самого», а что «внесено извне». Ведь если задуматься, то что есть сам человек, а что результат воспитания? Можно ли отменить себя-прошлого и стать другим?.. Фаррелл, на лице героев которого часто можно увидеть растерянность пополам с удивлением («что, черт возьми, происходит?!»), очень хорошо подходит для роли во «Вспомнить все».

Как показалось, фильм плохо продублирован. По смыслу, герои много где иронизируют, но интонациями это не подкрепляется.

1 фильм

«Кококо»
Режиссер: Авдотья Смирнова
В ролях: Анна Михалкова, Яна Троянова, Евгений Муравич, Геннадий Смирнов
Жанр: драма
Россия, 2012

Официальная аннотация: «С утра – работа в музее этнографии, вечером – новости по Рен-ТВ, по выходным – митинги и секс с бывшим мужем, научным работником среднего звена. Лиза – типичный представитель питерской интеллигенции. Вика – обычная провинциалка. Отпуск в Петербурге для нее – это водка, вечеринки и авантюры. Казалось, между ними нет ничего общего. Однако, по воле случая они встретились – и сошлись: вода и пламень, синий чулок и тусовщица, интеллигенция и народ. Лиза и Вика – две стороны одной медали по имени Россия.
«Кококо» – вечная комедия русской жизни!»

Отклик на этот фильм привожу только, чтобы разбавить американцев в этом выпуске. А так бы не стал.

Ощущение наспех сляпанного кино, снятого крепкой рукой, но состоящего из штампов, «развесистой клюквы», утрированных – до уровня гы-гы-гы-шуток – современных социальных конфликтов в России, с сюжетными коллизиями из фильмов, которые показывают на канале «Россия», неплохой игры Яны Трояновой (но такой пошлый, на мой взгляд, ей достался персонаж!), невнятной (как всегда) игры Анны Михалковой.
И вроде бы звучат некоторые важные вещи (про политику, протест), которые не позволяет себе ни один современный российский кинорежиссер, но поданы так, что как будто авторы фильма смеются/издеваются.
Фильм вызвал какое-то гадливое чувство, к финалу до отвращения.

Кококо – название архитектурной эпохи в устах необразованной, простой провинциалки.

ссылки


«Линия жизни» (телеканал "Культура"): Сергей Капица (запись 2007 г.)
http://varsopko-alexey.livejournal.com/328825.html


360-градусная панорама с Марса
http://panoramas.dk/mars/greeley-haven.html


«Как вы реагируете на хамство?» опрос
14.08.2012, "Российская газета"
http://www.rg.ru/2012/08/14/hamstvo.html


Фотограф Гэвин Хеммонд (Gavin Hammond) запечатлел достопримечательности Лондона, опрокинувшиеся в лужи.
http://www.adme.ru/vdohnovenie-919705/gorod-v-luzhah-403105/


В избранное