Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.05.08.12


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[2 раза в месяц отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 05.08.12

1 книга (+фильм)
Джон Бойн
«Мальчик в полосатой пижаме»

1 фильм
«Третий лишний»
(США, 2011)

+много ссылок: арт, фото, юмор

1 книга
Джон Бойн
«Мальчик в полосатой пижаме»

The Boy in the Striped Pyjamas
Переводчик: Елена Полецкая
Эксмо, Phantom Press, 2010 г.
224 стр.

Аннотация от издателя: «Девятилетний Бруно – веселый немецкий мальчик, который беззаботно живет в Берлине во время Второй мировой войны. Когда его отца – высокопоставленного офицера Вермахта – переводят на новое место, семья переезжает из столицы в провинцию, и Бруно достаточно быстро находит себе друга со смешным именем Шмуэль. Тот живет на странной ферме с необычными людьми: они даже днем ходят в пижамах, играют в номера, которые пришиты к этим пижамам, и таскают какие-то тачки. А еще из печей на ферме иногда идет едкий дым...
Роман "Мальчик в полосатой пижаме" – это книга, никак не предназначенная для детей, напротив, это очень взрослая вещь, обращенная к людям, которые знают, что такое колючая проволока».

Откуда автор аннотации взял про «высокопоставленного офицера вермахта»? Нет этого в книге (предполагаю, в т.ч. по другим «подробностям», что автор аннотации не читал книгу, а смотрел только фильм по ней). По тексту можно, конечно, догадаться, что отцом Бруно был некий не последний человек в иерархии гитлеровской Германии, но какого точно уровня, из какой сферы, не понятно. По подслушанным словам матери Бруно, хотел выслужиться перед Гитлером («фурором», как его называет мальчик) и напросился на должность коменданта концлагеря.

Точные детали по книге как раз определить нельзя, так как все описание идет с точки зрения Бруно. Это классический прием художественного остранения, когда хорошо известное подается под странным углом зрения, и за счет сопоставления рождается интересный эффект. Особую силу эффекту в данном случае придает детский ракурс, тем более мальчика, живущего счастливо и беззаботно (как будто и нет никакой войны). Остранение дает возможность превратить чтение в расследование, так как мы, взрослые читатели, по деталям, проскакивающим в рассказе Бруно, и по его наивным трактовкам и детским фантазиям, способны восстановить всю картину. Прием, повторюсь, не оригинальный, но работающий.

К достоинствам книги, Бруно не показан таким «мудрым ребенком» (типа, прозревающим суть), и помимо трагической истории, как основного содержания книги, книга дает возможность познакомиться с тем, как ребенок воспринимает окружающий мир, как выстроен его взгляд, что его интересует, в какое бы время он ни жил.

Не скажу, что чтение меня затянуло. Многие линии воспринимались ну-понятными, краски выбраны весьма простые (понятно, кто хороший, кто плохой, без усложненных характеров, в общем). Обстоятельства взаимоотношений со Шмуэлем показались надуманными (иногда даже просто сказочными) – в угоду идее произведения.

Но все искупает финал. Раскрывать не буду. Потрясает. Хотелось бы написать, что Бойном достигнут уровень настоящей Трагедии, но не хотелось бы, чтобы меня поняли только в рамках критериев художественной литературы: все-таки исторические факты, положенные в основу, заслуживают иного отношения.

«Мальчик в полосатой пижаме»
Режиссёр: Марк Херман
В главных ролях: Аса Баттерфилд, Дэвид Тьюлис, Вера Фармига, Джек Скэнлон
США/Великобритания, 2008

Когда узнал, что есть фильм по книге, то сразу задумался, а как возможно киносредствами передать восприятие глазами ребенка. Ведь он видит свое (в соответствии с собственными представлениями о том, как устроен мир), но нам-то, зрителям (в отличие от читателей), не придется ничего расшифровывать – реальная картинка она реальная картинка и есть. Тут прием остранения никак не сработает – это же не видеофильтр.

Так и получилось. Фильм сильно разочаровал. Хотя вроде как сам Бойн участвовал в написании сценария.
В общем, передает только фабулу, к тому же серьезно ее упрощая. Грубо получилось.
Несмотря на то, что фильм получил награды, никому не посоветую.
1 фильм
«Третий лишний»
Ted
Режиссер: Сет МакФарлейн
В ролях: Мила Кунис, Марк Уолберг, Джованни Рибизи
Жанр: комедия
США, 2011

Официальный анонс: «Однажды на Рождество маленький мальчик загадал желание – чтобы его любимый мишка ожил и дружил с ним вечно. Желание исполнилось, вот только четверть века спустя плюшевый Миха вырос в курящего и сквернословящего дебошира, не дающего герою повзрослеть».

Комедия, в которой в качестве одного из главных персонажей выступает «игрушечный» персонаж. Далеко не первый фильм с такой «фишкой», но режиссеру и сценаристу удалось, на мой взгляд, создать оригинального героя. Хотя, конечно, прием, когда нечто «милое и доброе» является носителем всевозможных пороков, из разряда классических «соединений несоединимого».

Фильм рассчитан на опытного кинозрителя, которому придется часто вспоминать, что он смотрел, и тогда поймет, что пародируется, по поводу чего иронизируют герои.
Много смешных моментов, но не обошлось, правда, без специфической черты американского юмора, не брезгующего т.н. «туалетной» темой, прочей физиологичностью (когда над этим смеются дети, подростки, это понятно, но если это рассчитано на отклик у взрослых, то вот как-то не знаю, хм).

Очень качественная графика (хотя иногда видно, по актерской игре, как снимали).

Есть несколько оригинальных сцен (драка плюшевого медведя с главных героем ничего такая).

Хороша одна из основных идей (упрощенная русскоязычным переводом, мешающим это осознать): образ плюшевого Тэда создает почву для психоаналитической трактовки происходящего – он это воплощение детства, инфантилизма в герое, с которым бывает очень трудно расстаться (а некоторые тянут это до конца жизни). Проблема для многих актуальная (в благополучном обществе особенно) – в «Третьем лишнем» обыграна в комедию, но вполне, если задуматься, тянет и на серьезную драму, а то и на трагедию (в чей-то жизни это далеко не только повод для иронии – впору снимать триллер или фильм ужасов).

Фактурный Марк Уолберг смотрится немного странно в данном амплуа (и все-таки уже староват), но справляется. Мила Кунис – Мила Кунис. Для такого фильма нужна красотка без особых актерских задач. Джованни Рибизи хорошо сыграл маньяка, олицетворяющего еще одну «психоаналитическую» линию.

Но, в итоге, все это не больше, чем голливудский фаст-фуд. Посмотрел, посмеялся, фильм закончился – забыл. Все очень приглажено, разжевано. «Для отдыха».
ссылки
Алексей Варсопко «она знает»
Концептуальная композиция, фото, 2012
http://varsopko2.narod.ru/redline_2012/sheknows.html


Trent Parke: Dream/Life. Фото
http://prophotos-ru.livejournal.com/1402014.html


Анимационные короткометражки Bird Box Studio
http://www.netlore.ru/birdboxstudio

В избранное