Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.22.07.12


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[2 раза в месяц отзывы Алексея Варсопко о книгах и фильмах.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 22.07.12


1 книга
Олег Басилашвили
«Неужели это я?! Господи...»
1 фильм
«4:44 Последний день на Земле»
США / Франция / Швейцария, 2011
2 фильма с Мишель Уильямс
«7 дней и ночей с Мэрилин»

США, Великобритания, 2011
«Обход Мика»
США, 2010

+ ссылки: культурологическое, социальное, арт, фото

1 книга
Олег Басилашвили
«Неужели это я?! Господи...»

Серия: Жизнеописания знаменитых людей
Эксмо, 2012 г.
432 стр.

От издателя: «Народный артист СССР Олег Басилашвили впервые вышел на сцену в 1956 году и продолжается оставаться действующим артистом.
Его популярность невероятна. Несколько поколений театральных и кинозрителей считают Басилашвили одним из лучших артистов России.
В книге воспоминаний Олег Валерианович рассказывает о своих корнях, о работе в театре и кино, общественной деятельности, о личной жизни. Рассказывает изящно, талантливо, с юмором».

При всем уважении к профессиональному мастерству и гражданской позиции замечательного актера, книга не понравилась. Читать бОльшую части книги, к большому сожалению, было скучно (и даже более того).

Самая слабая часть – первая. И она очень большая. О детстве.
Вот совершенно какие-то необязательные воспоминания, никак не зацепило. Наверно, самому Олегу Валериановичу и приятно все вспоминать и, так сказать, отдавать дань родным, близким, перепроживать пережитое, но вот ничего ценного (нового, более яркого, чем у других) про войну и послевоенное время не рассказано. Все это уже много раз где уже было (и там, где было, было интереснее). Несмотря на другие «декорации» (в детстве Басилашвили пережил эвакуацию из Москвы в Грузию, жизнь в Грузии, возвращение в  Москву…) получилось общее место.
.
Ярких портретов, образов, ситуаций, за редким исключением, не описано. Какой-то связи описанного детства с тем Басилашвили, которого все знают сегодня, нет (или не всем дано прочувствовать). Разве что любопытно будет тем, кто впечатлится самим фактом, что у популярного актера было обыкновенное (для того времени) детство. (Впрочем, тут не без вопросов. Бывает ли такое детство, которое действительно, на 100%, что-то такое предвещает? что кто-то станет превосходным актером, а кто-то, оказывается, только подавал надежды?..)

Интересно становится, постепенно усиливаясь, когда актер переходит к тому, как и почему он полюбил театр, а точнее, МХАТ, почему решил стать актером и поступать в театральное училище, а именно, в школу-студию МХАТ, как проходило обучение, какие со всем этим были связаны переживания (особая – поистине драматическая – линия выстраивается вокруг того, что почти всю свою актерскую жизнь он как бы доказывает себе, что может быть актером, актером, достойным Театра с большой буквы, – что вызывает большое уважение), как попал сначала в театр имени Ленинского Комсомола в Ленинграде, а потом в БДТ.
Особая тема, конечно, – Георгий Товстоногов.

К сожалению и своему стыду, я ни разу не был в БДТ (в театр хожу от случая к случаю, а «золотого века» этого театра и вообще не застал), поэтому знаю Басилашвили только как кино-актера (конечно, всю книгу ждал, когда он начнет рассказывать о своих съемках – дождался только к концу книги). А в книге много именно о его театральной жизни, работе над ролями на сцене, портретов коллег – актеров, режиссеров, костюмеров. Предполагаю, книга все-таки в большей степени для тех, кто знает и любит Олега Валериановича как театрального актера, хорошо знает спектакли, в которых он играл, тех, кто интересуется театральным искусством.
Кое-что будет интересно и не-театралам: как профессионализм превратить в Искусство, хорошее – в отличное.

Воспоминания, размышления перебиваются какими-то банальными эссе «о Высоком».
Странное впечатление осталось от его воспоминаний о советском времени: при том что все из себя такие духовные, а тут же примеры, как проявлял смекалку, пользуясь своей популярностью, и доставал дефицит и т.п. Понятно, что «ничто человеческое нам не чуждо», но вот покоробило. Чем-то даже напомнило некоторых его киноперсонажей.
Если бы не любил его кинотворчество, сказал бы пожестче, а так – очень сильно утомляли восторженные (при этом отдающие дежурностью) ах-дифирамбы в адрес коллег. Но, стоит особо отметить, очень порадовал небольшой кусочек про Данелию, в котором рассказывается, каким серьезным режиссер был на съемочной площадке. (Таким образом, воспоминания Басилашвили подтверждают воспоминания самого режиссера. О них, книге «Безбилетный пассажир», недавно было в рассылке. Теперь еще сильнее захотелось прочитать продолжение воспоминаний Данелии, где должна пойти речь о работе в т.ч. и над «Осенним марафоном».)

Крайне, мягко говоря, неоднозначное отношение вызвали его слова о современном состоянии культуры и искусства. Понятно, что хвастаться нечем, но говорить, что кинотеатры завоеваны голливудскими пустышками, а в зале (далее почти дословно) только глупое стадо с ведрами поп-корна – это уж такой неприкрытый снобизм!

Да, вот никогда бы не подумал, что Басилашвили с Татьяной Дорониной, с которой вместе учились в одной группе, были мужем и женой несколько лет.

Басилашвили в книге отмечает, что напишет отдельную книгу, посвященную работе над ролями.
1 фильм
«4:44 Последний день на Земле»
4:44 Last Day on Earth
Режиссер: Абель Феррара
В ролях: Уиллем Дефо, Наташа Лионни, Шэнин Ли, Томас Майкл Салливан, Пас де ла Уэрта, Пол Хипп
США / Франция / Швейцария, 2011

Нравятся фильмы Абеля Феррары, которые он снимал в 90-х («Похороны», «Король Нью-Йорка», «Плохой лейтенант»), но после удовольствие от его творчества стало падать. Не удавалось попасть в настроение его фильмов (а они, на мой взгляд, именно настроенческие).

Та же самая история и с «4:44» (это, кстати, время, когда наступит Конец Света, то есть, по фильму, ученые предсказали, что в это время, по нью-йоркскому отсчету, будет окончательно разрушен озоновый слой Земли и Солнце сожжет все живое).
Смотреть было скучно – никакой динамики (никакой фантастики), но это и не ожидалось; главная идея, как я ее понял (если люди исчезнут, то и ничего страшного, так как и так никакого смысла нет в их существовании, а есть только печаль от несбывшихся надежд), стала ясна с самого начала, и никаких неожиданностей с темой не возникало. Вот уж точно – если судить по кино по такому фильму, то гори оно все огнем – не жалко.

Сюжет строится вокруг одной пары (он, похоже, писатель, она современный художник; фильм начинается с откровенной сексуальной сцены – в общем, богема), которая почти весь фильм сидит в своей квартире в центре Нью-Йорка. Он то пишет, она то рисует, постоянно работает несколько телевизоров (по которым выступают пророки), герои общаются по Интернету со своими родными, при этом решают какие-то бытовые вопросы, ссорятся по пустякам (особенно, типа, в Такой Момент). Ну, вот выйдя на балкон, герой увидел, как мужчина из соседнего дома покончил жизнь самоубийством… Но, в целом, все как обычно.

Уиллем Дефо, конечно, великолепный актер, но и раньше у него встречались странные, на мой взгляд, роли, а в последнее время мне как-то и совсем не удавалось увидеть его в чем-то приемлемом (смотрел с ним недавно «Охотника», но даже не захотелось поделиться своими впечатлениями).

2 фильма с актрисой Мишель Уильямс в главной роли

«7 дней и ночей с Мэрилин»
My Week with Marilyn    
Режиссер: Саймон Кертис
Сценарий: Адриан Ходжес, Колин Кларк
В главных ролях: Мишель Уильямс, Эдди Редмэйн, Кеннет Брэна, Джуди Денч, Джулия Ормонд, Майкл Кичен.
США, Великобритания, 2011

«7 дней», как написано в титрах, основаны на реальной истории, когда М.Монро прилетела в Великобританию, чтобы сняться в фильме со знаменитым актером Лоуренсом Оливье, он же был и режиссером. (Актера играет неудачно загримированный Кеннет Брэна.) Фильм такой действительно был/есть («Принц и танцовщица», 1957) – легкая, но крепкая мелодрама про знакомство и любовь принца из Восточной Европы и танцовщицы из кабаре.
Главный герой «7 дней» – Колин Кларк, молодой человек, мечтающий заниматься кино и сумевший своей настырностью, усердием и личными связями добиться, чтобы его взяли на студию Оливье. На первых в его жизни съемках он знакомится с Мэрилин, которой и до этого восхищался, а тут и совсем растаял… Между ними возникло что-то вроде доверительных отношений (будучи 3-м ассистентом режиссера, он опекал ее), переросших в тайную связь (Монро только-только вышла замуж, в третий раз), почти интимную историю с поцелуями, уединениями и совместном плаванием нагишом.
Молодой человек совсем потерял голову. Что с ним происходило, более или менее понятно. А вот как смотрела на эти отношения Монро, из фильма не понятно.

Вокруг Монро и так много мифов, и этот фильм нисколько их не разбивает, а, наоборот, использует: ах, актриса со сложной жизненной судьбой и жестоким миром, который хотел ее использовать, не обращая внимания на ранимую, тонкую душу!.. Вот уж умоляю! Понятно, что в Голливуде свои жестокие порядки, но делать из избалованной кинозвезды/женщины с неустойчивой психикой, не умеющей (не желающей) себя контролировать, персонажа со сложным внутренним миром это… история, рассчитанная на любителей подобных мелодрам. (Фильм как бы хочет показать, что она была живым человеком, заставить посопереживать ее положению, а получается, что толкает к тому, чтобы заявить «сама должна была понимать, в какие игры играет». Толкает, но заявлять такое не буду. Всех жалко.)

Фильм еще снят в каком-то странном жанре – с одной стороны, вроде как психологическая драма; с другой – какая-то легкомысленность, гротесковость уровня того же «Принца и танцовщицы».

Мишель Уильямс мне показалась не похожей на Монро, разве что некоторыми ее хрестоматийными телодвижениями. Сыграла средне, на мой взгляд.

Книга Колина Кларка «Моя неделя с Мэрилин» оперативно выпущена на русском в этом году.

В одной из самых подробных и известных книг-биографий Мэрилин Монро, написанной Дональдом Спото, про эту историю ничего нет (специально прочитал кусочек, в котором описано участие актрисы в съемках этого фильма).


«Обход Мика»
Meek's Cutoff    
Режиссер: Келли Рейхардт
В ролях: Мишель Уильямс, Брюс Гринвуд, Уилл Пэттон, Зои Казан и др.
США, 2010

Медитативное, «атмосферное» роуд-муви про то, как обоз с переселенцами заблудился в американских прериях и пытается выбраться, хотя бы для начала к какой-то воде.
Главных героев нет. В фильме практически ничего не происходит. Много безжизненных пейзажей. Напряжение возникает, когда происходит случайная встреча с индейцем (единственный персонаж в фильме, который получился, на мой взгляд), и его то ли нужно убить (так как «неизвестно, чего от него можно ожидать»), то ли довериться, чтобы он показал дорогу. В общем, такая притча про попытки людей найти свой Дом.
Актерских работ (как и крупных планов) нет, так что и выделить как-то игру Мишель Уильямс нельзя. Ходит в пыльном платье, в странном головном уборе того времени, так что и лица-то часто не видно, пытается наладить контакт с индейцем, нервно вздрагивает при неожиданных звуках – и все.

В финале индеец приводит их к какому-то одиноко стоящему дереву и, уходя, оборачиваясь, смотрит на камеру через зеленую листву. Типа, Образ со Значением. Понимай как тебе подсказывает твое сердце. Ага. (Впрочем, возможно, кто-то и проникнется. Зрители все такие разные.)

До этого в рассылке я писал про фильм «Венди и Люси» этого режиссера, тоже с М.Уильямс. Тот очень понравился, этот совсем не.

ссылки


Фуршет для гостей из будущего
Знаменитый физик Стивен Хокинг 28 июня 2009 устроил вечеринку для путешественников во времени. Небольшой фуршет, легкие вина, закусь. Фейс-контроль не требовался, так как приглашение было опубликовано через несколько лет после самого события, то есть только сейчас. К глубокому разочарованию Хокинга на вечеринку так никто и не явился. Получается путешествия во времени невозможны по крайней мере в классическом, гербертуэллсовском понимании.

http://f5.ru/mrtelepuzo/post/408506#f5


Памятка начинающему чиновнику
Практическое руководство: 10 способов отвечать общественности, ни за что не отвечая
(Текст старый – 16 марта 2010, но, как говорится, совершенно не утративший)

Этот текст написан в качестве пособия для начинающих чиновников – тех, кто только приступил к благородному делу государственной службы или собирается к нему приступить. Прочитав его, вы узнаете, что такое «общественность», почему иногда с ней надо говорить и как это делать наиболее выгодным для себя образом. Также вы научитесь 10 конкретным приёмам ухода от ответов, которые можно с успехом использовать при общении  с прессой и представителями так называемого «гражданского общества».
http://www.baltinfo.ru/2010/03/16/Pamyatka-nachinayuschemu-chinovniku-134493



За книгами
Премьера рубрики
(«Новая газета», 14.07.12)
«Врут не только календари, но и рейтинги. Книжные – не исключение. Поэтому «Новая газета» заводит рубрику «Ориентировка», чтобы уберечь читателей от разочарований и потерь – денег и времени. Порукой в этом будет персональная ответственность людей, личные свершения которых удостоверяют их ум, вкус, талант. Мы попросили этих замечательных людей приобрести на ограниченную сумму (2 тысячи рублей) то, что им кажется достойным читательского внимания. И подтвердить это несколькими точными цитатами».
Далее мнение первого эксперта – режиссера Владимира Мирзоева: http://www.novayagazeta.ru/arts/53532.html

Мой комментарий
Всегда удивлялся подобному аргументу – про «персональную ответственность дающего рекомендацию». Этот «эксперт» что, мне вернет деньги и время, если мне не понравится то, что он расхвалил?
В данном тексте, правда, Мирзоев уточняет, что экспертом «может быть любой интеллектуал – писатель, журналист, филолог, – с которым у тебя схожая химия. Со своим экспертом нужно быть на одной волне". Но вот уверен, извините, что не сможет он объяснить, что это такое – «схожая химия», «быть на одной волне»?.. Как бы да, как бы в общем понятно, что он имеет в виду, но так надоели эти «в общем»!..

И еще. Этот прием часто применяется, но сам никогда не считал, что цитата может быть, так сказать, показательной. Как может, так и не может. Как для одного аспекта произведения может, так для всех остальных нет. Как для одного читателя может, для другого не может. Из любого произведения можно подобрать "вкусную" цитату (сам довольно часто это делаю), но ко всей книге это может иметь отношение, а может и не иметь.

В общем, книг много, проблема выбора (экономии времени) есть, но, боюсь, что и данный способ лишь временная «панацея» (если, извините, не циничный способ продвижения "своих".)



Животные-знаменитости
«Коллажи от немецкого издательства teNeues на любителя. Домашние животные в образе известных людей. Кого-то раздражает качество исполнения, а кому-то поднимает настроение».
http://prophotos-ru.livejournal.com/1393636.html


В избранное