Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.01.07.12


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[2 раза в месяц отзывы Алексея Варсопко о книгах и фильмах.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 01.07.12


1 книга
Мари-Од Мюрай
«Oh, Boy!»
1 фильм
«Клуб безбашенных»
Канада, ЮАР, 2010
1 фильм
«В доме отца»
США, 2012
1 фильм
«
Королевство полной луны»
США, 2012

+ ссылки: социальное, культурологическое, фото

1 книга
Мари-Од Мюрай
«Oh, Boy!»

Перевод с франц.: Наталья Шаховская
Самокат, 2006 г.
240 стр.

Аннотация от издателя: «Мари-Од Мюраи – одна из наиболее интересных французских авторов литературы для юношества. Ни самого автора, ни ее произведения, – серьезные, беспокоящие и одновременно человечные и смешные до слез, – никак нельзя назвать политкорректными.
В романе для подростков "Oh, boy!" через историю трех детей, оставшихся сиротами, Мари-Од Мюрай талантливо и с юмором раскрывает сразу несколько тем, о которых обычно не принято говорить: сиротства, тяжелой болезни близкого человека, гомосексуализма, взаимосвязи между ответственностью и взрослением».

После «Загадочного ночного убийства собаки» решил еще что-то почитать о подростках (тема для меня, педагога, весьма актуальная). Не смог устоять против такой аннотации. К тому же книга небольшая, а я сильно увяз в 800-страничных «Благоволительницах» Джонатана Литтелла и хотелось сопроводить чем-то отзывы о трех киноновинках.

Не понравилась. Ни уму, ни сердцу, как говорится. Надо признаться, сам виноват – книга для, а не о подростках. Но вот тут вопрос. Возможно, в 2006 году, когда издавалась книга, еще можно было говорить о литературе для юношества. Возможно, я не владею полной информацией об увлечениях современных подростков или сгущаю краски. Но сегодня, по-моему, все-таки они если и читают, то книги из школьной программы, фэнтези или что-то в том же духе. А «Oh, Boy!» это все-таки как бы такая психологическая повесть.

Вопрос, на кого ориентирована эта книга, на самом деле, сопровождал меня весь процесс чтения. Написано явно не для взрослых – очень просто, можно даже сказать, адаптированно (в смысле, для невзыскательного читателя), немного с таким «уси-пуси» (кстати, явно не подростковым). А если для подростков (помечтаем, что они все-таки что-то читают кроме вышеуказанного), то удивил контраст между «детской» подачей и одной из тем, которые поднимаются в книге, имею в виду гомосексуализм. Возможно, во Франции такое и возможно (с детских лет приобщать к толерантности), но в нашем обществе (впрочем, 2012-ый это не 2006-ой) трудно сегодня представить, как родители подростков отнесутся к тому, что их дети читают книгу, в которой один из главных героев гей (кстати, наклонности выражаются только в походке, одежде и частой смене друзей, а про то, чем они занимаются, ни слова). Он старший брат (по отцу) трех сирот, которого они нашли, чтобы он стал их опекуном (им не хочется, чтобы их разлучали, разместив в разные социальные учреждения или по разным приемным семьям). Сначала этот персонаж показан абсолютно безответственным инфантильным типом, а потом волшебно преображается в заботливого и взрослого, ага (впрочем, в литературе и кино для детей такое часто встречается). Ему и принадлежит заглавная фраза (означающая удивленную озабоченность).
Тема болезни лейкемией одного из сирот подана, с одной стороны, серьезно, напряженно; с другой – не хватает трагичности, такого «дыхания смерти». Впрочем, для введения в тему нормально.
Тема «взросления и ответственности» подана примитивно.
Повесть, ко всему, заканчивается тошнотворным хэппи эндом. Но так "для детей же!".

Насчет «талантливо и с юмором» вот уж точно – талант и юмор понятия субъективные. На мой взгляд, весьма средне, если не сказать, скучно, да и юмор уровня начальной школы, а иногда, наоборот, на грани (когда, например, игры маленьких детей в прочтении взрослых оказываются двусмысленными), и эти моменты как раз рассчитаны на взрослых читателей.
Хотелось бы покритиковать, с педагогической точки зрения, еще лексику персонажей, но не буду.
1 фильм
«Клуб безбашенных»
The Bang Bang Club
Жанр: драма
Режиссёр: Стивен Сильвер
Сценарист: Стивен Сильвер, Грег Маринович, Джоао Силва
В ролях: Райан Филипп, Малин Акерман, Тейлор Китч, Нильс Ван Ярсвельд, Фрэнк Ротенбаш, Нина Милнер, Джессика Хайнс, Рассел Савадье, Лика Ван Ден Берг, Кгоси Монгаке
Производство: Канада - ЮАР, 2010

Официальная аннотация: «Фильм рассказывает подлинную историю четверки всемирно известных фотожурналистов из ЮАР [некоторые из них были авторами сценария]. Благодаря их отчаянно смелым вылазкам в самое пекло межплеменного конфликта, охватившего страну в преддверии падения режима апартеида, мир узнал страшную правду о захлестнувшей ЮАР волне насилия. Эта четверка вошла в историю как "Клуб безбашенных" (Bang-Bang Club).

Они получали самые престижные журналистские награды, их снимки украшали первые полосы ведущих мировых газет и обложки самых авторитетных журналов. Но кем они были на самом деле — молодыми адреналиновыми наркоманами, для которых их профессия превратилась в экстремальный спорт? Медийными стервятниками, зарабатывающими деньги и славу на репортажах о чужих страданиях? Или же подлинными бесстрашными героями журналистики, рискующими жизнями ради того, чтобы открыть миру правду? А может и теми, и другими, и третьими одновременно?..»

Фильм действительно не о где-то известных фотожурналистах – их фотографии печатались и перепечатывались и в России: например, фотография умирающего от голода маленького ребенка в Судане и сидящего рядом с ним грифа-стервятника. В фильме освещается неоднозначная ситуация вокруг этой фотографии, когда автор потом толком не мог признаться, проследил ли он за судьбой ребенка после того, как сделал снимок, принесший ему престижную журналистскую премию.

«Клуб...» начинается сильно – фотожурналист, с большим риском для жизни, пробирается в самое логово зулу – племени, выступавшего в межплеменном конфликте против сторонников Манделы, которых жестоко убивали. Мощная, жуткая сцена. Главный герой выясняет мотивы зулу (вроде того, что и эту сторону можно понять), и поданная информация, с точки зрения задачи журналистики создавать объективную картинку реальности, выглядит очень многообещающей – думаешь, ну, сейчас создатели фильма копнут, но дальше фильм превратился в «боевик про отважных журналистов». Все показано очень поверхностно (просто неуважительно даже, с моей точки зрения, к профессии журналиста), герои представлены шаблонно, фильм строится с упором в основном на драйв и динамичный монтаж. А уж «чтобы зритель не заскучал», запустили лирические темы – когда главный герой познакомился с фоторедактором газеты, и это оказалась молодая симпатичная женщина, с которой… вот все, из зала можно уходить. Киножвачка.

Вопросы, присутствующие в аннотации, в фильме намечаются, но совершенно не раскрываются.

Есть такое оправдание для подобных лент, что, типа, фильм дал повод обратиться к важным этическим аспектам деятельности журналистов и коснуться темы, какая сложная, напряженная и ответственная у них работа. А вот сам смотришь такое повод-кино и ощущаешь себя жертвой «кампании по охвату непросвещенных масс». Причем кампании отнюдь не благородной (задуматься о проблемах современного мира), а в большей степени по продвижению конкретных имен. Впрочем, и такая задача важна – вроде как лучше брать пример с реальных профессионалов (может, кто-то захочет узнать о них подробнее, поднимет соответствующую литературу; с другой стороны, могут быть и такие, кто посчитает, что вот какая крутая работенка, а потом обломается), чем с виртуальных суперменов.

1 фильм

«В доме отца»
Casa de mi Padre
Режиссер Мэтт Пидмонт
Сценарий: Эндрю Стил
В главных ролях: Уилл Феррелл, Гаэль Гарсия Берналь, Диего Луна, Педро Армендарис мл., Генезис Родригез, Эфрен Рамирез, Адриан Мартинез, Мэнюель Уррего
США, 2012

Замечательная комедия-пародия, которую можно неоднократно пересматривать, так как насыщена многочисленными кинофокусами, которые и не сразу все отследишь, а когда отследишь, то можно с удовольствием смаковать:0)

Сюжет простой. Живет в Мексике владелец ранчо. Есть у него два сына – один пастух и дурак (Феррелл), а другой – пример для непутевого брата – умный и удачливый красавец (Диего Луна), с прекрасной невестой. Потом, правда, выясняется, что он торгует наркотиками. Переходит дорогу местному наркобарону (Гаэль Гарсия Берналь), который начинает войну…

В «В доме отца» такой «классический мексиканский сюжет» подается иронически, а то и откровенно высмеивается, но не в сюжете главное достоинство. Создатели пародируют еще и малобюджетный процесс киносъемок и низкий уровень мастерства создателей подобного «искусства» (нарисованные декорации, неумелые спецэффекты и монтажные стыки, лезущие в глаз дешевые комбинированные съемки, всякие казусы, произошедшие как бы во время съемок, но оказавшиеся в фильме, и т.д.), причем этого всего так много, что не всегда успеваешь среагировать. И все это очень весело!
В заслугу создателям, «фишки» на протяжении фильма не однообразные, а разностилевые.

Какие замечательные музыкальные номера! Какая классная пародия на product placements!

Не могу сказать, что весь фильм на высоте. Были и провисания, были и тупые шутки, но не дотянувшие до «абсолютно идиотских». Иногда раздражала актерская игра – Феррелл, в целом, хорошо справился, но моментами был деревянным; совсем не понравилась игра Берналя – комический актер из него никакой.

В общем же, все равно пять. Давно не смотрел такого кино, чтобы так хохотать во время просмотра, пересмотра и вспоминая.

1 фильм

«Королевство полной луны»
Moonrise Kingdom
Жанр: комедия
Режиссер: Уэс Андерсон
В ролях: Брюс Уиллис, Эдвард Нортон, Билл Мюррей, Тильда Суинтон, Харви Кейтель, Джейсон Шварцман, Фрэнсис МакДорманд, Боб Бэлабан, Джаред Гилман
США, 2012

С большим интересом отношусь к творчеству этого режиссера – умеющего удивлять, как сюжетом, так и необычной «картинкой». Очень нравятся его «Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники» (2007), «Водная жизнь» (2004), «Семейка Тененбаум» (2001). Но иногда в эту странность Уэса Андерсона не попадаю – так, например, произошло и с предпоследним его детищем – анимационной лентой «Бесподобный мистер Фокс» (2009), обладающей этаким визуальным волшебством, но с восприятием сюжета у меня были серьезные проблемы. К сожалению, в «Королевство…» вот  тоже не попал.

У фильма очень бойкое начало, прямо порция вдохновляющего Большого Кино!.. Но вот как пошла сама история, дети-актеры начали играть (а юные персонажи главные в фильме), так чего-то сразу "энергетика" стала падать (может, банально плохо их дублировали? впрочем, нет, явно не только). Возможно, у меня такое восприятие (так как, прочитал, «критика и публика хорошо приняли»), но актеры-дети ни кастингом, ни игрой не впечатлили. Было скучно, порой неловко. Из-за этого, возможно, и сама история смотрелась вымученной. Многовато и кино-штампов и самокопирования, на мой взгляд.

Действие происходит в 60-х годах прошлого века на небольшом острове недалеко от восточного побережья США. (То ли режиссер хотел сыграть на эстетике того периода, то ли на мифе, что это были «золотые времена, канун сексуальной революции, раскрепощения нравов», но я не понял, почему 60-е.) История начинается с происшествия в лагере скаутов, откуда сбегает 12-летний мальчик. В это же время из дома на этом же острове пропадает девочка того же возраста. Их все (скауты, вожатые, полиция, социальные работники, родители) ищут, находят, теряют, потом снова находят, разлучают (они, однажды случайно познакомившись, потом долго переписывались, и сбежали, чтобы встретиться друг с другом), но герои все равно хотят быть вместе – вплоть до того, что даже называют себя мужем и женой, типа, у них любовь... Очень странная история, с привкусом сочиненной наспех, а, типа, за счет кинематографических средств и звездного состава актеров (какие актеры!) вытащим. На мой взгляд, не получилось. Жаль.

*****
На днях тут прослушал радиопередачу про киноновинки, и этот фильм хвалили, а в эфир звонили зрители, которым «Королевство…» очень понравилось. Кому-то за историю, кому-то за картинку, кто-то очень похвалил музыку и то, что режиссер использовал кинозвезд в необычном амплуа.
Лично у меня есть подозрение, что эти зрители вообще до этого не видели фильмов Андерсона. Лишний раз убедился, что все-таки кинозрительский опыт может играть большую роль при восприятии (то, что одному кажется свежим, оригинальным, необычным, поэтому и нравится, другому может показаться вторичным, банальным, поэтому не нравится, при этом вроде бы смотрят одно и то же). Как это возможно отразить в отзыве о фильмах (и о книгах, кстати), пытаюсь понять, но пока не знаю как.

ссылки


«Почему у нас не работает система соцзащиты»
«Русский Репортер», 27 июня 2012. Большой репортаж, как журналист сопровождал бездомного в качестве социального работника, пытаясь устроить его в соцучреждение. Москва, Московская область, Курск.
http://rusrep.ru/article/2012/06/25/sudb/


Обзор жилищной системы в современной Дании
В обзоре Валерия Бабурина освещаются вопросы, связанные с социальным жильем, некоторые вопросы, касающиеся социальной работы как элемента датской жилищной системы, затронута сфера частной аренды и квартиросъемщиков, институт полных и долевых собственников, датская система регистрации, благоустройство муниципальных территорий.
http://www.pravonadom.ru/main.php?g=articles&c=18&v=i&i=2411


Программа «Поехали?» («Эхо Москвы»), тема 27 июня 2012 – «Ужесточение правил регистрации в России: за и против»: http://www.echo.msk.ru/blog/video/903392-echo/
Гость: Михаил Утяцкий, начальник управления по организации паспортной работы и регистрационного учета населения ФМС России


Хорошее интервью о кино, жизни, политике, нравах в современной России
Режиссер-документалист Виталий Манский в программе "Без дураков" на «Эхо Москвы» 24 июня 2012.
http://www.echo.msk.ru/programs/korzun/901339-echo/#video


Макрофотография Shikhei Goh
Талантливый фотограф Шикхей Го начал заниматься макросъемкой  в прошлом году, но она настолько его увлекла, что он тратит все меньше и меньше времени на фотографии  других жанров. Фотограф родился и живет в индонезийской провинции острова Риау.
http://trasyy.livejournal.com/907980.html


В избранное