Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.24.06.12


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[2 раза в месяц отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 24.06.12

1 книга
Марк Хэддон
«Загадочное ночное убийство собаки»

1 фильм
«Белый тигр»
(Россия, 2012)

+много ссылок: арт, фото, культурологическое

1 книга
Марк Хэддон
«Загадочное ночное убийство собаки»

The Curious Incident of the Dog in the Night-Time
Перевод с англ.: Анастасия Куклей
Серия: Премия Букера: избранное
Росмэн-Пресс, 2004 г.
304 стр.

От издателя: «Рассказчик и главный герой романа – Кристофер Бун. Ему пятнадцать лет, и он страдает аутизмом. Он знает математику и совсем не знает людей. Он не выносит прикосновений к себе, ненавидит желтый и коричневый цвета и никогда не ходил дальше чем до конца улицы, на которой живет. Однако, обнаружив, что убита соседская собака, он затевает расследование и отправляется в путешествие, которое вскоре перевернет всю его жизнь. Марк Хэддон с пугающей убедительностью изображает эмоционально разбалансированное сознание аутиста, открывая новую для литературы территорию».

Замечательная книга. Несмотря на жестокий зачин, тонкая, чувственная, умная, действительно приоткрывающая новый мир и делающая это очень тактично.

Понятно, что многое в том способе повествования, который выбрал писатель, когда рассказ идет от лица подростка-аутиста, это художественный прием (впрочем, как и многое в художественной литературе).
Как и в большом количестве произведений про «мудрых детей» (не только страдающих аутизмом), конечно, такие рассказчики знают намного больше, чем позволяет им их жизненный опыт.
Но все-таки важно, что Хэддон дает почувствовать (пусть и условную ради художественных задач) модель внутреннего мира особого ребенка. При этом и написано-то лаконично, как бы строго и логично (именно таким Кристофер хочет видеть мир вокруг себя), но читаешь – как будто прикасаешься к оголенным нервам, настолько болезненно для мальчика любое отклонение от того, как должно быть.

Помимо погружения во внутренний мир Кристофера, его мироощущения, автор ведет и другую линию – конфликты в мире взрослых (то, как они отображаются в сознании подростка). Из семьи главного героя ушла мать (жить с другим мужчиной); у самого мальчика скандалы со своим собственным отцом, который, по стандартным нормам, вполне нормальный, но при этом в некоторые моменты становящийся просто сумасшедшим, потому что жизнь такая… И постепенно понимаешь, что это далеко не только история про мальчика, а про всех нас, про тот сложный, простите за банальность, мир, в котором мы живем, с его космическими глубинами и прочими «неопознанными летающими объектами» и «черными дырами» (данная тематика неспроста – Кристофер увлекается астрономией)…

Первая часть книги читалась живее; во второй, как показалось, темп немного упал. Появились некоторые «туманные места», связанные с внутренними размышлениями подростка, которые то ли и должны быть демонстрацией его временами путаного (особого?) сознания, то ли перевод недостаточно корректный… Еще главный герой, для успокоения, любит решать сложные математические задачки, и вот во второй части пошли такие, что, признаться, я даже условий не всегда мог понять…

В заключение приведу одну из любимых задачек Кристофера (извините за длинную цитату; она, кстати, не имеет отношения к тому, как написана книга, а просто для "поломать голову";0):

«Вы участвуете в телевикторине, и у вас есть шанс выиграть машину. Ведущий показывает три двери. Он говорит, что за одной находится машина, а за двумя другими – две козы. Он просит вас выбрать одну из дверей. Вы выбираете дверь, но она пока что остается закрытой. Ведущий открывает одну из тех двух дверей, которые вы не выбрали, и демонстрирует вам козу (сам он знает, что скрывается за каждой из дверей). Затем он говорит, что у вас есть один, последний шанс передумать, прежде чем откроется дверь, и вы получите машину или козу. И он спрашивает, не хотите ли вы переменить решение и выбрать другую дверь. Что вы станете делать?»
Мэрилин вос Савант [ведущая рубрики журнала, который читает Кристофер] ответила, что нужно переменить решение и выбрать последнюю дверь, поскольку шанс того, что именно за ней будет машина, равен 2 к З.
Если вы воспользуетесь интуицией, то решите, что шансы 50:50, и придете к выводу, что машина может оказаться за любой из двух дверей.
Очень много людей написали в журнал специально для того, чтобы сказать Мэрилин вос Савант, что она неправа. Таких писем было 92 %, и многие из них написаны математиками и другими разными учеными.
Мэрилин вос Савант была права, и существует 2 способа это доказать.
Во-первых, это можно сделать при помощи математики. Вот таким образом:
Назовем двери X, Y и Z.
Пусть Сх будет обозначением того факта, что машина находится за дверью X, – и так далее.
Пусть Нх будет обозначением того факта, что ведущий открывает дверь X, – и так далее.
Предположим, что вы выбрали дверь X; вероятность того, что вы выиграете машину, если вы перемените свое решение, выражена в следующей формуле:
Р(НZ ^ СY) + Р(НY ^ СZ) = Р(СY). Р(НZ| СY) + Р(СZ). Р(НY| СZ) = (1/3.1) + (1/3.1) = 2/3.
Таким образом, если вы меняете решение, у вас два шанса из трех получить машину. Если же вы настаиваете на первоначальном решении, то у вас один шанс из трех.
И это показывает, что интуиция иногда может быть ошибочной. Интуиция – это то, что люди используют в жизни, чтобы принимать решения. Но найти правильный ответ помогает логика.
И еще это доказывает, что <…> числа иногда оказываются очень сложными и вовсе не точными. Вот почему мне нравится «Загадка Монти Холла».
1 фильм
«Белый тигр»
Режиссер: Карен Шахназаров
В ролях: Владимир Ильин, Валерий Гришко, Кристиан Редль, Виталий Кищенко, Алексей Вертков, Дмитрий Быковский, Клаус Грюнберг
Россия, 2012 г.

От производителя: «В захватывающем фильме удивительным образом сплелись мистика и реальность, подлинные события Великой Отечественной войны и фантастическая история поединка между фашистским танком-призраком "Белый Тигр" и чудом выжившим русским танкистом. В той кровавой схватке наши солдаты одержали победу, однако мир не должен забывать, что где-то по-прежнему прячется страшный фантом войны...»

Это очень слабое кино, о котором даже не стоило бы и упоминать. Пустышка.
Главное – лишена ХУДОЖЕСТВЕННОГО. Нет в фильме того, говоря специализированным языком, мифо-поэтического наполнения, которое есть в книге Бояшова «Танкист, или “Белый тигр”», по которой снято кино.

Про книгу (с восторгами) в «Культурном минимуме» писалось еще аж в октябре 2008 года: http://subscribe.ru/archive/culture.news.cultureminimum/200810/11140303.html

Ну даже сравнивать не хочется!
(Про книгу не могу не сказать, что вот почти 4 года назад прочитана, а такие яркие впечатления остаются до сих пор!)

Возможно, в случае с «Белым тигром» работает феномен «фильм после книги», когда в голове уже сидят образы (поэтому все, что им противоречит, выглядит абсурдно), а те, кто не читал, по-другому смотрят. Но, все равно, у Шахназарова, на мой взгляд, совершенно не работают художественные – ЛИТЕРАТУРНЫЕ –  приемы Бояшова. При помощи языка можно передать ощущение, что танк «появился из ниоткуда и пропал в никуда» (как символ, метафора коварности, хитрости, мощи немецкой военной машины), но когда снимаешь реалистичное кино, то этого просто так не передать, а если делается попытка, как в фильме, когда след от гусениц заканчивается у болота, то ощущение, что тебя держат за идиота… Или когда наступает наше танковое подразделение, а тут выскакивает этот «тигр» и расстреливает их как беспомощных котят – но ведь в кино надо показать бой, а не ситуацию, как на полигоне, когда цели ничего не делают, а только ждут, когда настанет их очередь!..

Из минусов еще. Конечно, сам сюжет книги в фильме передан беглым пересказом. Конечно, нет никакого очарования-ужаса, восторга, преклонения перед главным героем (которого – из-за упрощения съемок? – даже гримировать не стали: по книге, он остается полностью обгоревшим, страшным инвалидом). Конечно, просто приводит в оцепенение когда то, что Бояшов дает прочувствовать, самим додумать, в фильме просто называется словами (то есть для тупых, простите) – и, типа, идея донесена до зрителя.

Не, ни в какие ворота!..

Признаться, никогда не понимал ценностей фильмов, снятых этим режиссером. «Курьер» – да, но все остальные фильмы Шахназарова мимо. И смотреть бы «Белый тигр» не стал, если бы не по любимой книге. А так, получается, «такую песню испортил!..»

Вообще, современное отечественное кино – это, конечно, нечто…
(Просмотрел тут, наконец-то, «Шапито-шоу» Сергея Лобана. Такие надежды были на этот фильм после «Пыли». А какие восторженные отзывы!.. Какая-то невнятная каша из устаревших приколов, заигрываний с советскими и пост-советскими культами и клише. Бездарная – именно бездарная, а не стильная – актерская игра. Отсутствие чувства меры и времени – все ужасно затянуто, а регулярно повторяющаяся, скажу мягко, странная музыка начинает просто бесить. Ужасно!)
ссылки
Мои фоторепортажи:
Посещение кронштадтского форта "Граф Милютин". 7 июня 2012
http://varsopko-alexey.livejournal.com/321305.html
На выставке "Экологически чистое искусство и дизайн" (2012). Музей истории Кронштадта
http://varsopko-alexey.livejournal.com/321065.html


Современная русская литература на экспорт
5 русскоязычных писателей, успешных на Западе, по версии журнала "Русский репортер": Дашкова, Глуховский, Гарри Штейнгарт, Николай Лилин, Улицкая. Статья: http://expert.ru/russian_reporter/2012/23/kak-prodat-rossiyu/


Норвежские травяные крыши. Фото
«Зеленые крыши в этой суровой северной стране – традиция, доставшаяся им от предков». http://trasyy.livejournal.com/905716.html


Победители фотоконкурса 2012 World Bird («Птицы мира»)
В конкурсе участвовало 3600 фотографов, профессионалов и любителей, более чем из 128 стран мира.
http://trasyy.livejournal.com/906665.html


"Русский репортер": 7 вопросов Джону Лассетеру креативному директору компании Pixar
О правильных мультфильмах.
http://rusrep.ru/article/2012/06/20/lasseter/


Разгневанные читатели Амазона требуют оградить их от электронного самиздата
(О минусах новых технологий публикации и рекламы своих книг)
http://izdato.livejournal.com/1493484.html

В избранное