К У Л Ь Т У Р Н Ы Й М И Н И М У М [2 раза в месяц отзывы Алексея
Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы. Честно, эмоционально и пытаясь разобраться. Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru] выпуск 24.06.12
1 книга Марк Хэддон
«Загадочное ночное убийство собаки» 1 фильм «Белый тигр» (Россия, 2012)
+много ссылок: арт, фото, культурологическое
1 книга
Марк
Хэддон «Загадочное ночное убийство собаки» The Curious Incident of the Dog in the Night-Time Перевод с англ.: Анастасия Куклей Серия: Премия Букера: избранное Росмэн-Пресс, 2004 г. 304 стр.
От издателя: «Рассказчик и главный герой романа – Кристофер Бун. Ему пятнадцать лет, и он страдает аутизмом. Он знает математику и совсем не знает людей. Он не выносит прикосновений к себе, ненавидит желтый и коричневый цвета и никогда не ходил
дальше чем до конца улицы, на которой живет. Однако, обнаружив, что убита соседская собака, он затевает расследование и отправляется в путешествие, которое вскоре перевернет всю его жизнь. Марк Хэддон с пугающей убедительностью изображает эмоционально разбалансированное сознание аутиста, открывая новую для литературы территорию».
Замечательная книга. Несмотря на жестокий зачин, тонкая, чувственная, умная, действительно приоткрывающая новый мир и делающая это очень тактично.
Понятно,
что многое в том способе повествования, который выбрал писатель, когда рассказ идет от лица подростка-аутиста, это художественный прием (впрочем, как и многое в художественной литературе). Как и в большом количестве произведений про «мудрых детей» (не только страдающих аутизмом), конечно, такие рассказчики знают намного больше, чем позволяет им их жизненный опыт. Но все-таки важно, что Хэддон дает почувствовать (пусть и условную ради художественных задач) модель внутреннего мира особого
ребенка. При этом и написано-то лаконично, как бы строго и логично (именно таким Кристофер хочет видеть мир вокруг себя), но читаешь – как будто прикасаешься к оголенным нервам, настолько болезненно для мальчика любое отклонение от того, как должно быть.
Помимо погружения во внутренний мир Кристофера, его мироощущения, автор ведет и другую линию – конфликты в мире взрослых (то, как они отображаются в сознании подростка). Из семьи главного героя ушла мать (жить с другим мужчиной); у самого
мальчика скандалы со своим собственным отцом, который, по стандартным нормам, вполне нормальный, но при этом в некоторые моменты становящийся просто сумасшедшим, потому что жизнь такая… И постепенно понимаешь, что это далеко не только история про мальчика, а про всех нас, про тот сложный, простите за банальность, мир, в котором мы живем, с его космическими глубинами и прочими «неопознанными летающими объектами» и «черными дырами» (данная тематика неспроста – Кристофер
увлекается астрономией)…
Первая часть книги читалась живее; во второй, как показалось, темп немного упал. Появились некоторые «туманные места», связанные с внутренними размышлениями подростка, которые то ли и должны быть демонстрацией его временами путаного (особого?) сознания, то ли перевод недостаточно корректный… Еще главный герой, для успокоения, любит решать сложные математические задачки, и вот во второй части пошли такие, что, признаться, я даже условий не всегда мог понять…
В заключение приведу одну из любимых задачек Кристофера (извините за длинную цитату; она, кстати, не имеет отношения к тому, как написана книга, а просто для "поломать голову";0):
«Вы участвуете в телевикторине, и у вас есть шанс выиграть машину. Ведущий показывает три двери. Он говорит, что за одной находится машина, а за двумя другими – две козы. Он просит вас выбрать одну из дверей. Вы выбираете дверь, но она пока что остается закрытой. Ведущий открывает одну из
тех двух дверей, которые вы не выбрали, и демонстрирует вам козу (сам он знает, что скрывается за каждой из дверей). Затем он говорит, что у вас есть один, последний шанс передумать, прежде чем откроется дверь, и вы получите машину или козу. И он спрашивает, не хотите ли вы переменить решение и выбрать другую дверь. Что вы станете делать?» Мэрилин вос Савант [ведущая рубрики журнала, который читает Кристофер] ответила, что нужно переменить решение и выбрать последнюю дверь, поскольку шанс того,
что именно за ней будет машина, равен 2 к З. Если вы воспользуетесь интуицией, то решите, что шансы 50:50, и придете к выводу, что машина может оказаться за любой из двух дверей. Очень много людей написали в журнал специально для того, чтобы сказать Мэрилин вос Савант, что она неправа. Таких писем было 92 %, и многие из них написаны математиками и другими разными учеными. Мэрилин вос Савант была права, и существует 2 способа это доказать. Во-первых, это можно сделать при помощи математики.
Вот таким образом: Назовем двери X, Y и Z. Пусть Сх будет обозначением того факта, что машина находится за дверью X, – и так далее. Пусть Нх будет обозначением того факта, что ведущий открывает дверь X, – и так далее. Предположим, что вы выбрали дверь X; вероятность того, что вы выиграете машину, если вы перемените свое решение, выражена в следующей формуле: Р(НZ ^ СY) + Р(НY ^ СZ) = Р(СY). Р(НZ| СY) + Р(СZ). Р(НY| СZ) = (1/3.1) + (1/3.1) = 2/3. Таким образом, если вы
меняете решение, у вас два шанса из трех получить машину. Если же вы настаиваете на первоначальном решении, то у вас один шанс из трех. И это показывает, что интуиция иногда может быть ошибочной. Интуиция – это то, что люди используют в жизни, чтобы принимать решения. Но найти правильный ответ помогает логика. И еще это доказывает, что <…> числа иногда оказываются очень сложными и вовсе не точными. Вот почему мне нравится «Загадка Монти Холла».
1 фильм
«Белый тигр» Режиссер: Карен Шахназаров В ролях: Владимир Ильин, Валерий Гришко, Кристиан Редль, Виталий Кищенко, Алексей Вертков, Дмитрий Быковский, Клаус Грюнберг Россия, 2012 г.
От производителя: «В захватывающем
фильме удивительным образом сплелись мистика и реальность, подлинные события Великой Отечественной войны и фантастическая история поединка между фашистским танком-призраком "Белый Тигр" и чудом выжившим русским танкистом. В той кровавой схватке наши солдаты одержали победу, однако мир не должен забывать, что где-то по-прежнему прячется страшный фантом войны...»
Это очень слабое кино, о котором даже не стоило бы и упоминать. Пустышка. Главное – лишена ХУДОЖЕСТВЕННОГО. Нет
в фильме того, говоря специализированным языком, мифо-поэтического наполнения, которое есть в книге Бояшова «Танкист, или “Белый тигр”», по которой снято кино.
Ну даже сравнивать не хочется! (Про книгу не могу не сказать, что вот почти 4 года назад прочитана, а такие яркие впечатления остаются до сих пор!)
Возможно, в случае с «Белым тигром» работает феномен «фильм после книги», когда в голове уже сидят образы (поэтому все, что им противоречит, выглядит абсурдно), а те, кто не читал, по-другому смотрят. Но, все равно, у Шахназарова, на мой взгляд, совершенно не работают художественные – ЛИТЕРАТУРНЫЕ – приемы Бояшова. При помощи языка можно передать
ощущение, что танк «появился из ниоткуда и пропал в никуда» (как символ, метафора коварности, хитрости, мощи немецкой военной машины), но когда снимаешь реалистичное кино, то этого просто так не передать, а если делается попытка, как в фильме, когда след от гусениц заканчивается у болота, то ощущение, что тебя держат за идиота… Или когда наступает наше танковое подразделение, а тут выскакивает этот «тигр» и расстреливает их как беспомощных котят – но ведь в кино надо показать
бой, а не ситуацию, как на полигоне, когда цели ничего не делают, а только ждут, когда настанет их очередь!..
Из минусов еще. Конечно, сам сюжет книги в фильме передан беглым пересказом. Конечно, нет никакого очарования-ужаса, восторга, преклонения перед главным героем (которого – из-за упрощения съемок? – даже гримировать не стали: по книге, он остается полностью обгоревшим, страшным инвалидом). Конечно, просто приводит в оцепенение когда то, что Бояшов дает прочувствовать,
самим додумать, в фильме просто называется словами (то есть для тупых, простите) – и, типа, идея донесена до зрителя.
Не, ни в какие ворота!..
Признаться, никогда не понимал ценностей фильмов, снятых этим режиссером. «Курьер» – да, но все остальные фильмы Шахназарова мимо. И смотреть бы «Белый тигр» не стал, если бы не по любимой книге. А так, получается, «такую песню испортил!..»
Вообще, современное отечественное кино
– это, конечно, нечто… (Просмотрел тут, наконец-то, «Шапито-шоу» Сергея Лобана. Такие надежды были на этот фильм после «Пыли». А какие восторженные отзывы!.. Какая-то невнятная каша из устаревших приколов, заигрываний с советскими и пост-советскими культами и клише. Бездарная – именно бездарная, а не стильная – актерская игра. Отсутствие чувства меры и времени – все ужасно затянуто, а регулярно повторяющаяся, скажу мягко, странная музыка
начинает просто бесить. Ужасно!)
Современная русская литература на экспорт 5 русскоязычных писателей, успешных на Западе, по версии журнала "Русский репортер": Дашкова, Глуховский, Гарри Штейнгарт, Николай Лилин, Улицкая. Статья: http://expert.ru/russian_reporter/2012/23/kak-prodat-rossiyu/
Победители фотоконкурса 2012 World Bird («Птицы мира») В конкурсе участвовало 3600 фотографов, профессионалов и любителей, более чем из 128 стран мира. http://trasyy.livejournal.com/906665.html
Разгневанные читатели Амазона требуют оградить их
от электронного самиздата (О минусах новых технологий публикации и рекламы своих книг) http://izdato.livejournal.com/1493484.html