К У Л Ь Т У Р Н Ы Й М И Н И М У М [2 раза в месяц отзывы Алексея Варсопко о книгах и фильмах. Честно, эмоционально
и пытаясь разобраться. Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru] выпуск 07.06.12
1 книга Ларри Бейнхарт «Американский герой» 1
книга Владината Петрова «Как защититься от хамства. 7 простых правил» 1 фильм (кратко) «Гавр» Германия, Финляндия, Франция, 2011 1 фильм «Проповедник с пулеметом» США, 2011
+ ссылки: арт, фото
1 книга
Ларри Бейнхарт «Американский герой» American Hero Перевод с англ.: Мария Ланина Амфора, 2004 576 стр.
От издателя: «Книга Ларри Бейнхарта вот уже более десяти лет остается непревзойденным шедевром политической сатиры. Написанная в годы правления Джорджа Буша-старшего, она раскрывает тайные пружины предвыборных кампаний. Этуотер – реально существующий политический
деятель, но помещенный в предлагаемые автором обстоятельства. 1988 год, Этуотер разрабатывает предвыборную кампанию и приводит к власти Буша, о чем потом сильно сожалеет. Одержимый идеей борьбы с Ираном, не умеющий связно произнести ни одной фразы, погрязший в долгах, Буш совсем не эталон. Бейнхарту удалось соединить реальность и миф, Голливуд и администрацию Буша-старшего, создав политическую сатиру с элементами детектива, романтической и пикантной комедии. Увлекательная история от лауреата премии
Эдгара. В 1997 году режиссер Барри Левинсон снял по книге потрясающий фильм "Хвост виляет собакой"».
Прочитал, чтобы сравнить с фильмом, который в свое время понравился. (Правда, специально пересмотрел на днях – не очень. Может, в политическом смысле мы за последние 15 лет стали более сведущи, но какое-то несерьезное кино, водевиль, политическая комедия, если бы не трагический финал для персонажа Дастина Хоффмана.) Сравнивать нечего – абсолютно ничего общего,
кроме идеи, что для поднятия рейтинга президента нужно совершить победоносную войну и «по-голливудски» преподнести ее через масс медиа. В книге это действительно война (хорошо срежиссированная) с Ираком, а не виртуальный военный конфликт с Албанией, как в фильме. В фильме рейтинг президента стремительно падает из-за сексуального скандала, а в книге – из-за общей политической ситуации.
Книга отличается по темпу (более обстоятельному; правда, когда дело доходит до войны, то все, наоборот,
слишком стремительно-поверхностно), количеству (значительно большему) сюжетных линий и персонажей. Но, к сожалению, это не значит, что книга интереснее и глубже.
Очень слабая, на мой взгляд, книга. Никому не буду советовать.
Если судить по заглавию, то главный герой – сотрудник серьезной охранной фирмы, влюбленный в голливудскую диву, которая нанимает его, чтобы охранять себя и расследовать таинственные события вокруг своей персоны, так как попала в орбиту действия секретной (поначалу
не понятно, какой) операции. В результате, все-таки отвечает ему взаимностью, но, в итоге, любовь их оказывается трагической. (Читать – из-за пошлой «сентименталки» – невозможно. Вообще, лирико-эротическая составляющая, которой Бейнхарт просто утомил, не относится к достоинствам писателя. Хм, найти бы еще ту, которая является его достоинством!..) В чем заключался «героизм» главного героя, я не понял. Как бы честный, отважный, да – тип, который любит массовая публика, но
образа «вот на таких людях держится страна», на мой взгляд, не получилось.
Книга неоправданно объемная – был бы редактором, сокращал бы десятками страниц, так как подробности из жизни многочисленных персонажей только утяжеляют сюжет, совершенно ничего не прибавляя, кроме недоумения (зачем все это рассказывается).
С одной стороны, в романе смесь жанров (политическая драма, детектив, военный боевик, мелодрама), что позволяет сделать книгу разнообразной; с другой – винегретоподобный
из-за этого сюжет – очень много воспоминаний главного героя про войну во Вьетнаме, дальнейшие приключения в азиатских странах, про то, каким он был отцом-сержантом своим солдатам, как защищал их от дураков-начальников; много информации про как бы высокую кино-кухню в Голливуде, но информации чрезмерной, неинтересной, пустой, показавшейся лишней, рассчитанной на серьезных знатоков американского кинематографа (например, приводятся длинные списки фильмов, которые, задумывая сценарий, специально пересмотрел
режиссер будущей «войны»; потом он отказывается от первоначальной идеи – и вот пошли новые длинные списки просмотренных фильмов; эти моменты никакого отношения к художественному стилю не имеют); много персонажей – специалистов по государственной тайной политике, секретным операциям, так много, что запутался, а потом и перестал следить, кто из них кто, чего, зачем, каким образом, какую роль играет в сюжете, в каких отношениях с главным героем; автор часто грешит штампом – по сюжету
возникают всякие супер-специалисты, чье мастерство описывается в превосходной степени, но если нужно, то вдруг обнаруживается слабое место, и т.д. Один из основных конфликтов разворачивается вокруг «служебной записки» умирающего гениального продюсера, предложившего идею перенесения войны в телевизор. Записка очень общая – надо быть, по-моему, еще более гениальным, чтобы понять, как ее реализовать. Но вот столько вокруг нее случайных совпадений и нагнетания прям демонического ужаса, что
уже, кажется, в руках начнет гореть у тех, к кому она попадает, а люди лишатся зрения, когда увидят, что там написано!..
Может, перевод плохой, но читать было очень трудно, часто читал по диагонали, пролистывал страницы. Хотелось узнать, как все это завершится. В общем, и финал под стать всей книге. Зря убил время.
1 книга
Владината Петрова «Как защититься от хамства. 7 простых правил» Серия: Психология. Все по полочкам Эксмо, 2011 160 стр.
От издателя: «Все мы периодически сталкиваемся с бесцеремонностью, грубостью, провокациями, унижением, агрессией. Не важно, от кого они исходят – от случайного попутчика в транспорте, начальника, клиента, учителя в школе, одноклассника, тещи или свекрови.
Любое проявление хамства может напрочь испортить настроение, надолго выбить из колеи. Как с этим бороться? В этой книге представлена уникальная система словесной самообороны, с помощью которой вы сможете поставить на место любого "оппонента", сохраняя достоинство и не опускаясь до ответного хамства. Автор рассматривает типичные ситуации на реальных примерах и предлагает решение проблемы в каждом случае».
Проблема очень больная, но то, как предлагает ее решать автор, мне не подходит.
Несмотря на то, что автор психолог, почему-то в книге вообще не рассматривается то обстоятельство, что на хамство, если оно обращено к тебе, невозможно посмотреть со стороны – оно тем и неприятно, что, помимо оскорбления, вызывает оцепенение. Как в этом состоянии можно сохранять спокойствие, чтобы действовать по методике Петровой (и тех авторов, которых она цитирует), не представляю. Нужен именно навык поведения в данных ситуациях – в первую очередь, способ моментального абстрагирования
от направленной на тебя «злой энергии». Именно этого в подобных ситуациях не хватает. Некоторые люди на несколько секунд приходят в замешательство от хамства, а некоторые могут «лишиться покоя и сна» на очень долгое время. А автор, рассмешила просто, предлагает заняться чуть ли не грамматическим анализом хам-сообщения, разобрать по частям речи(!) и каждую часть речи «отзеркалить», по формулировке Петровой. Помимо этого, как и все авторы поп-психологических пособий, Петрова
не обошлась без классификаций: вот это, пишет, хамство такого типа, вот это… По-моему, это просто забивать голову читателя бесполезной для него информацией (но зато под видом наукоподобности повысить вес собственных рассуждений и увеличить объем текста).
И конечно, чем книга точно не походит – предлагаемой целью. Приемы Петровой направлены на то, чтобы остроумно, по большому счету, унизить хама, выставить его глупцом или в неприглядном свете. Если, конечно, вам больше не нужны отношения
с этим человеком, то, наверно, так кто-то может себе позволить поступить, а если это ваш начальник или коллега? или сосед? или знакомый? или родственник? или жена/муж-подруга/друг вашей/вашего родственника/друга? то есть те, с кем вам придется и дальше видеться… Они что проникнутся к вам безмерным уважением за то, что вы их прилюдно или наедине унизили?.. И если мыслить совсем прагматично, то даже в самой ситуации, когда человек сталкивается с хамством, чаще подобные приемы вызывают еще большее раздражение
источника хамства – и со слов он вполне может перейти к «делу».
В книге приводятся многочисленные примеры, как знаменитые люди оказывались в таких ситуациях и как они лихо, извиняюсь, «отбривали» хама. Типа, ха-ха-ха, какой молодец!.. Да, очень остроумно, но абсолютно недальновидно – такие способы только еще больше озлобляют «высмеянных» (которые, кстати, и не всегда могут понять, каким образом, но точно почувствуют, что их хотят унизить; представлять, что
хамы это повсеместно люди с тонким умом, которые оценят вашу шутку и вместе с вами посмеются над глупостью, это даже не знаю, как оценить), и они не упустят случая вам отомстить (им же тоже какой-нибудь поп-психолог посоветует, что не надо носить обиду внутри). Нужна ли вам такая мина с отложенным действием, решайте сами.
***** На самом деле, не стоило бы вообще обсуждать это "пособие", если бы не желание обратиться к самой теме.
1 фильм
«Гавр» Le Havre Режиссер и автор сценария: Аки Каурисмяки В ролях: Андре Вильмс, Жан-Пьер Даруссен, Кати Оутинен комедия / драма Германия, Финляндия, Франция, 2011
По материалам официальной
аннотации: «Марсель Маркс работает чистильщиком обуви. Занятие, хоть и не очень хлебное, дает Марселю ощущение пользы для людей. Марсель вполне доволен жизнью, проводя ее между работой, домом и ближайшим кабаком. Но однажды судьба сталкивает его с ребенком-иммигрантом из Африки, а жена Марселя Арлетти тяжело заболевает. Марсель пытается противостоять безжалостной государственной машиной, охотящейся за ребенком-беженцем, чтобы его выдворить обратно. На помощь приходят врожденный оптимизм и многочисленные
друзья...»
Очень кратко. Фильм для любителей Каурисмяки, его тонкого, оригинального стиля (гротеск, маргиналы, «старый добрый рок-н-ролл», полусамодеятельная, но трогательная актерская игра, лаконизм реплик, синефильские отсылки и др.), но в «Гавре», к сожалению, этот стиль уже не воспринимается как свежий, поэтому многое кажется общим местом, понятным (хотя и милым) и, чего там, даже затянутым (если бы не был давним поклонником этого режиссера, то без «даже»).
Затянутость в чем-то окупается очень сильно снятым финалом (смеси светлых, солнечных утопичных представлений о мире и горькой, печальной констатации, что это всего лишь красивые мечты, не имеющие отношения к реальности), однако откровения, которого ждешь от Большого Режиссера, не случилось.
1 фильм
«Проповедник с пулеметом» Machine Gun Preacher Режиссер: Марк Форстер Сценарий: Джейсон Келлер В главных ролях: Джерард Батлер, Мишель Монахэн, Кэти Бейкер, Майкл Шеннон США, 2011
Вот уж название, честное слово!..
Аннотация на «кинопоиск.ru»: «Байкер Сэм Чайлдерс имел множество проблем с законом, но
после выхода из тюрьмы, вняв мольбам жены Линн, начал посещать церковь. Бывшего преступника словно подменили: он стал примерным прихожанином, основал строительную компанию и сам возвел с нуля протестантский храм для тех, кого благополучные американцы презрительно именовали «отбросами общества»… Ровное течение жизни Сэма меняется после миссионерской поездки в Уганду и Судан.
Проникнувшись состраданием к африканским детям, он решает основать приют, в котором те чувствовали бы себя в
безопасности от боевиков Господней армии Сопротивления, набирающих себе солдат и сексуальных рабынь даже среди малолетних. Своих подопечных, если потребуется, Сэм готов защищать с оружием в руках. Однако в своем рвении Чайлдерс забывает о том, что обратной стороной любого благого порыва может стать одержимость…»
Подменили его после того, как он, выйдя из тюрьмы, организовал нападение на наркодилеров, чтобы добыть наркотиков и денег, а потом ехал с другом-подельником на машине, и вот решили
они подбросить какого-то мужика, стоящего у дороги, а тот, оказавшись в машине, на них набросился, и они его, как им показалось, убили и выкинули… Потом выяснилось, что он оказался жив. Но эта тема (вины и опасения преследования) не получила развития. И вот уже после, вняв советам жены, которая сама давно была прихожанкой церкви пятидесятников, пришел с ней на службу…
Фильм снят странно (режиссер Марк Форстер – тот, что «Останься», о котором рассказывал в прошлый раз),
неровно, сыро, как будто разные части снимали разные режиссеры. Но вот сам герой произвел очень сильное впечатление.
Вот я для себя так и не решил пока, как относиться к таким людям – одержимым. Которые, если берутся за что-то, то идут до абсолюта, как правило, сгорая в этом походе к поставленной цели... и требуя и от окружающих самоотдачи для достижения своих – пусть и праведных – целей!.. Герой так погрузился в тему помощи африканским детям, что и семья побоку (жена уже и не рада
была, что он так проникся христианскими идеями), и с друзьями разругался, и с теми, с кем ходил в церковь (обвиняя их в том, что живут в безопасной Америке, хотя должны были бы помогать суданским малышам), и имущество свое начал распродавать, чтобы выручить деньги… Вот как поступить, если такой приходит и просит денег на помощь детям в Африке, когда их там убивают, продают в рабство, делают из них вооруженных наемников, сжигают живьем, если сбегают?! А он приходит и во второй раз. Ему говорят, что это
же в Африке, а у нас тут у самих кризис, безработица… А он не слышит. Смотрит, прожигая взглядом, а если ничего не дать – будет презирать. И как ему объяснить? И как себе объяснить? Где грань – трагедия трагедией, да, но ведь и своя жизнь есть, а? О своих близких надо заботиться, да? Конечно, важную роль в мотивах главного героя играет то, что он стал глубоко верующим человеком, но разве и среди верующих много таких?.. Несмотря на художественную слабость фильма, нравственный драматизм
передан сильно. Батлер сыграл хорошо.
Не знаю, что было добавлено сценаристами, но «основано на реальных событиях»: сам Чайлдерс до сих пор, судя по фильму, в Африке; в финале у него даже интервью берут, вроде и с семьей помирился…