Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.24.05.12


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[2 раза в месяц отзывы Алексея Варсопко о книгах и фильмах.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 24.05.12


1 книга
Паскаль Брюкнер
«Мой маленький муж»
1,5 фильма
«Перелом»
США, Германия, 2007
«Останься»
США, 2005
1 фильм
«Диктатор»

США, 2012

+ ссылки: арт, иллюзии

1 книга
Паскаль Брюкнер
«Мой маленький муж»
Mon petit mari
Перевод с франц.: Нина Хотинская
Серия: Первый ряд
Текст, 2009 г.
192 стр.

От издателя: «"Текст" уже не в первый раз обращается к прозе Паскаля Брюкнера, одного из самых интересных писателей сегодняшней Франции. В издательстве выходили его романы "Божественное дитя" и "Похитители красоты". Последняя книга Брюкнера "Мой маленький муж" написана в жанре современной сказки. Ее герой, от природы невысокий мужчина, женившись, с ужасом обнаруживает, что после каждого рождения ребенка его рост уменьшается чуть ли не на треть. И начинаются приключения, которые помогают ему по-иному взглянуть на мир и понять, в чем заключаются истинные ценности человеческой жизни».

Сразу – никакой переоценки в мировоззрении героя не происходит. Щелкнуло чего-то у писателя, и он в финале наделил героя новым качеством, и тот, по надуманной причине, начал расти.

Какое-то совершенно бессмысленное произведение – дочитал только потому, что хоть и о «ни о чем», но зато короткое – не надо долго мучиться, чтобы выяснить, есть ли идея.

ИДЕИ НИКАКОЙ!

Как бы вскользь сказано, что вот с каждым ребенком значение мужчины в семье уменьшается (что в «…муже», значит, происходит буквально). С чего вдруг? Может, в глазах конкретной многодетной матери и да, но вот чтобы так уж обобщать… А детям, да, он что, не нужен?.. (Впрочем, там такие дети, что им вообще только и нужно, чтобы их постоянно развлекали и баловали.)

Кстати, название. Главный герой – именно мужчина, практически все рассказывается от его лица. Почему в названии выражено отношение к нему не только не самого главного, на самом деле, персонажа (его жены), а даже и не второстепенного, я не понял.

Брюкнер, если судить по этой повести-сказке, писатель-экспериментатор (пишущий по способу: а вот что будет, если вот взять и так развернуть… а теперь вот так…), с развитым воображением, но не слишком, извините, литературно умный, чтобы из своих, такое ощущение, совершенно спонтанных фантазий вывести какой-то смысл, объяснить, что, зачем, почему. Мир персонажей в повести – какой-то психологический хаос, все ведут себя непредсказуемо. Время в повести виртуальное – то мгновения тянутся, то мгновенно пролетает несколько месяцев.

Брюкнер не скрывает, что данная тема (лилипуты среди нормальных людей) уже была неоднократно до него разработана, в т.ч., например, Свифтом, но ведь никак творчески не разрабатывает ее дальше. Ну да, мужчина становится карликом, потом уменьшается до микроскопических размеров, ну да, вот такие с ним происходят приключения, связанные с ростом, размером (вроде и выглядит реалистично, но, на мой взгляд, фантазии писателя слишком поверхностны) – но все это ярче, эффектнее уже было в голливудских комедиях. Брюкнер как бы добавляет драматических обстоятельств (типа, он жене и детям такой не нужен, что, кстати, вступает в противоречие с объяснением, почему он теряет рост), но выглядит все слишком технологично, сухо, без нерва. И, опять же, что автор всем этим хотел сказать?!..

Да ну!..

Возможно, что-то надо знать про этого писателя, чтобы к данному произведению отнестись снисходительно, но я в данном случае совсем не в контексте, как говорится.
1,5 фильма
«Перелом»
Fracture
Жанр: Судебная драма, детектив
Режиссер: Грегори Хоблит
Сценарий: Глен Герс, Дэниэл Пайн
В главных ролях: Энтони Хопкинс, Райан Гослинг
США, Германия, 2007

Фильм решил посмотреть из-за Райана Гослинга.

Имя режиссера ничего не говорило, хотя, оказывается, видел его фильмы. И неплохие, надо сказать. «Война Харта» (2002) еще так себе, но «Радиоволна» (2000), «Падший» (1998) и особенно «Первобытный страх» (1996) вполне-вполне.

Как сыграл Гослинг, понравилось. Помимо того, что выполнил поставленные ролью задачи (его герой – амбициозный, успешный молодой работник прокуратуры, мечтающий о карьере в хорошей фирме, с серьезной зарплатой, но при этом упертый и целеустремленный, идущий ради принципа на серьезные потери), внес в образ смешные обаятельные детали.
Энтони Хопкинс сыграл очень уверенно, но, на мой взгляд, он не вышел из своего амплуа, однако, в данном случае, главное, что составил Гослингу достойную пару.

Сюжет не сказать, чтобы уж очень оригинальный, есть натяжки, но крепкая режиссура делает фильм напряженным, динамичным, с неослабевающей на протяжении всего фильма интригой.

«Перелом» – это судебная драма/детектив (в жанре, кстати, пересекается с «Первобытным страхом»). Герой Хопкинса задумал и осуществил идеальное убийство, а герой Гослинга, тем не менее, считает, что дело плевое, так как все доказательства налицо, тем более что в наличии признание убийцы… Параллельно с «плевым делом», с которым герой Гослинга собирается разобраться за пару дней, он приглашен на работу в известную юридическую фирму, при этом непосредственным его начальником оказывается молодая и красивая… и они… (в другой раз я бы сказал, что как надоел этот сюжетный штамп, но в этот раз проглотил спокойно), и ему надо в ускоренном темпе разобраться со всеми делами на старой работе. И вот тут… А потом все так повернется, что… Однако – ха-ха! – кое-кому не стоило считать себя умнее других, а потому получите-ка!..

Советую посмотреть тем, кто в свое время, как и я, пропустил.

*****
А вот «Останься» (Stay), США, 2005, – психологический триллер режиссёра Марка Форстера, в котором помимо Райана Гослинга снялись Юэн Макгрегор и Наоми Уоттс, смотреть не советую. Фильм из разряда «непроницаемых», то есть когда вообще невозможно в него включиться. Могу предположить, что режиссер хотел создать напряженную атмосферу паранойи, показать потерю героем Макгрегора чувства реальности, но при этом нет даже ощущения таинственности, не передается чувство тревоги. (Как это было, скажем, в «Сердце ангела» Алана Паркера или в «Острове проклятых» Мартина Скорсезе.) Персонаж Гослинга – какой-то прилизанный и, извините, слащавый, старающийся показаться (хм)демоническим – выглядит отвратительно.

1 фильм

«Диктатор»
The Dictator
Режиссер: Ларри Чарльз
В главной роли – Саша Барон Коэн
Жанр: комедия
США, 2012

Официальная аннотация: «Героическая история диктатора, который рискует своей жизнью, чтобы ни в коем случае не допустить демократию в свою столь любовно угнетаемую страну».

Если определить жанр, то «фильм с Сашей Бароном Коэном».

Это по-прежнему бенефис комика, известного по «Борату», «Бруно», комедийным программам по MTV (где он был как Ali G). Но, в отличие от, например, «Бората», «Диктатор» смотрится не как набор скетчей, а как достаточно цельный фильм, с некой логикой сюжета. (Режиссер Ларри Чарльз снял и «Бората» и «Бруно»; кроме этих фильмов ничего больше про его творчество не знаю.)

Это по-прежнему юмор не только на грани, но и за гранью – причем в самых разных областях – от политической до «сортирной». Лично меня такая «неразборчивость» во время просмотра не всегда устраивала – одно дело смеяться над политическими шутками, и другое – над «гигиеническими». Уверен, что у многих зрителей, относящихся к консервативной аудитории, многое вызовет однозначное раздражение (если не сказать больше). Им не надо даже пробовать смотреть.
Но, с другой стороны, что-то из такого смешения уровней юмора получилось, то есть происходит уравнивание, так сказать, высокого с низким, и, возможно, это придает фильму особый колорит.

Надо признаться, что шел на «Диктатора» с некоторым предубеждением, хотя и давно нравится этот комик. Настраивался на то, что вот задумка окажется лучше воплощения, а юмор будет несмешным, плоским (как это было в прошлых фильмах, где было по-настоящему смешно только местами). Более того, первые 10-15 минут примерно такими и были. Но постепенно удачные шутки все-таки выиграли, и большую часть фильма смотрел с удовольствием. В некоторых моментах было очень смешно. Хотя и тупо, конечно:0)

До какого-то глубокого идеологического дна картины я не добрался (если, конечно, авторы не покушаются на пропаганду философии «не надо быть уж такими серьезными», на то, что абсолютно все может быть материалом для комической ситуации), но поводов задуматься о том, что такое юмор, где его границы, предостаточно.

Вкратце о фабуле. Великий, так он сам себя называет, адмирал-генерал Алладин, тиран северо-африканской арабской страны, не слишком усердно скрывающий, что его ученые разрабатывают атомное оружие, вынужден ехать на сессию ООН, чтобы выступить с заявлением, иначе Запад развяжет против него войну. И вот в Нью-Йорке… не буду рассказывать дальше, так как нельзя портить задуманную интригу. В общем, окажется никем, познакомится и влюбится в простую, но инициативную, прогрессивную американку, выступающую за демократию, ценности свободного мира и, в т.ч., против тирана Алладина…

Все-таки, вспоминаю, смешной, конечно, фильм:0)

ссылки


Алексей Варсопко. «Под мостом». Фото
http://varsopko2.narod.ru/under_bridge/pod_mostom.html


Невероятная иллюзия
«Лица, которые будут вам показывать, совершенно нормальные, но вы будете видеть их уродливыми».
http://f5.ru/mrtelepuzo/post/403226#f


В избранное