К У Л Ь Т У Р Н Ы Й М И Н И М У М [2 раза в месяц отзывы Алексея
Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы. Честно, эмоционально и пытаясь разобраться. Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru] выпуск 12.05.12
1 книга Георгий Данелия «Безбилетный пассажир» 2 фильма (с Мишель Уильямс) «Провокатор» (Великобритания, 2008) «Земля изобилия» (2004)
+ссылки: арт, фото
1 книга
Георгий Данелия «Безбилетный пассажир» Эксмо, 2011 г. 416 стр.
От издателя: «Георгий Данелия, постановщик таких, как теперь говорят, "культовых" фильмов, как "Сережа", "Я шагаю по Москве", "Тридцать три", "Не горюй", "Мимино", "Афоня", "Осенний марафон", "Кин-дза-дза"
– всех не перечислить, – впервые написал книгу. Он рассказывает нам маленькие истории, то очень смешные, то с тенью грусти – так похожие на его фильмы».
Замечательная, неоднократно переиздаваемая книга. Советую особенно тем, кто является поклонником творчества талантливого режиссера, так как прелесть воспоминаний в том, что Данелия не только рассказывает о том, как проходили киносъемки, но и делает это так же, с таким же точно настроением (смесью печального и смешного), за которое
так любят его фильмы. «…так похожие на его фильмы» – абсолютная правда.
Читается очень легко. Написано хорошим, простым языком, с массой познавательных и занимательных деталей. Вся книга разбита на маленькие истории, почти всегда завершающиеся так, что либо расхохочешься, либо смахнешь слезу, либо задумаешься. Помимо кинобиографического материала много и биографического (лично мне не всегда так же интересного; зато на этих страницах сталкиваешься с тем, чего нет в фильмах Данелии,
– трагическим).
Одной из ярких особенностей манеры Данелии-рассказчика является тотальная доброжелательность к людям: что на самом деле было в реальности – отдельный вопрос (где находила выход негативная энергия? Ведь не могло же ее не быть!), но в самой книге ни про кого (во всяком случае, в подавляющем большинстве случаев) он не говорит плохо. Даже про тех, кто мешал, вредил, Данелия пишет иронически. И, опять же, так же, как и в его фильмах. Особенно приятно читать про тех, кем
Данелия восхищался и с чьим творчеством сам хорошо знаком, – Бориса Андреева, Евгения Леонова, Софико Чиаурели, Сергея Бондарчука, Ролана Быкова, Вадима Юсова (оператора) и др.
И вроде бы написано так как бы между прочим, ну вот просто человек чего-то рассказывает, какие-то байки, но, тем не менее, в общем возникает ощущение, насколько серьезно, глубоко, с какой самоотдачей Данелия относился к работе, к съемкам. Специального разбора рабочего процесса нет (что вряд ли удовлетворит тех, кто хочет
понять тайну мастерства режиссера, была ли у Данелии какая-то система – в этом смысле, наоборот, показано, как часто все происходило вроде бы случайно, не так, как задумывалось изначально, а получалось вынужденно, но при этом не оказывалось ошибкой), но побыть в шкуре режиссера возможность все-таки предоставлена.
Конечно, встает вопрос, насколько рассказы приукрашены, что в них добавлено для красного словца, создания драмы, эффектной концовки и т.п. драматургических приемов, так как
ну уж больно все складно, «как в кино», ну не бывает так. Сам Данелия в одном месте признается, что часто уже автоматически добавлял к реальности гротесковые черты, яркие краски, разворачивал историю так, чтобы она производила нужный эффект. Но из этого зато можно понять, что нужно, чтобы снимать Кино, – фантазия+наблюдательность+память.
Уже купил его следующую книгу воспоминаний «Тостуемый пьет до дна». В «Безбилетном пассажире» рассказ заканчивается на «Не
горюй!».
1 фильма (с Мишель Уильямс)
Две главные роли из фильмографии актрисы Мишель Уильямс, которая понравилась в «Валентинке», а потом и в «Венди и Люси».
Сюжет фильма это что-то! Такого количества о-ужас-ужас-роковых совпадений, нелепых поступков в сюжете не видел уже давно.
Действие происходит в Лондоне, примерно в наши дни,
в атмосфере серьезной террористической опасности. Муж героини – сотрудник специальной анти-террористической службы, весь то ли в себе, то ли в работе, но на жену (почему-то) совершенно не обращает внимания; иногда, получив смс, не говоря ни слова, куда-то уходит. Есть маленький сын, которого главная героиня очень любит. А еще есть знакомый (МакГрегор) из дома напротив, на крутой тачке, с которым героиня знакомится в баре, куда пришла, так как ей было очень одиноко (в фильме не показано ни одной ее подруги).
И вот в один роковой день отец и сын отправляются на футбольный матч, а героиня, случайно столкнувшись на улице с новым знакомым, идет к нему домой, чтобы – «ой, я же мужа люблю!» – заняться сексом, и вот в самый напряженный момент соответствующей сцены, а они параллельно смотрят ТВ-репортаж(!!!) с матча, случается… нет, не гол, а взрыв на стадионе!.. Феерический трэш, конечно… Муж и ребенок гибнут, героиня, прорвавшись на стадион, получает сильные ранения, попав под обломки
рухнувшей конструкции… Знакомый, оказавшийся журналистом, начинает расследовать это дело… А еще есть начальник спецслужбы, человек с очень странными желаниями, влюбленный в героиню, уговаривающий ее жить с ним, и она уступает… А журналист в своем расследовании находит ниточки, которые тянутся к этому начальнику… Еще есть семья (жена и сын) террориста, взорвавшего стадион, с сыном у героини возникает чуть ли не дружба, из-за которой героиня попадает под пулю снайпера (но – чудо!
– пуля прошла по касательной, рядом с виском), который стрелял в подозрительного мальчика-араба… А еще героиню посещают видения, в которых ее сын жив, при этом зрители видят, что она сама вдруг беременная… Позже выясняется, что начальник, оказывается, знал о том, что взрыв мог произойти, но «жизнь твоих мужа и сына – вынужденная потеря в нашей жестокой борьбе»… Появляющийся изредка закадровый голос героини, вещающей великопафосный бред, добивает остатки зрительского терпения…
Мишель Уильямс сыграла никак, что естественно для такого взрывного компота как орудия убийства невинных кинозрителей. Кто в фильме провокатор, я не понял. Считаю, что создателей фильма, опошливших такую тяжелую тему своей бездарностью, надо приговорить к запрету на профессию и не подпускать к кино ближе, чем на 500 м (чтобы, если они захотели, даже слышно не было, какое у них мнение насчет того, что такое кино).
«Земля
изобилия» Land of Plenty Режиссер: Вим Вендерс В ролях: Мишель Уильямс, Джон Диль, Шон Тауб, Уэнделл Пирс, Ричард Эдсон драма 2004
Вим Вендерс – не мой режиссер. Его киноязык, настроения мне не понятны, а поэтому кажутся мутно-многозначительными. Поэтому даже не всегда могу отличить его удачные фильмы от неудачных.
«Земля изобилия» – это две сюжетные линии. Героиня Мишель Уильямс приехала из Израиля, где живет с мамой и работает
в какой-то миссии (что-то вроде социальной помощи палестинцам, как я понял), в Америку, чтобы найти, по просьбе матери, другого главного героя – своего дядю – ветерана войны во Вьетнаме – инвалида (пострадавшего от химического оружия), который после 11 сентября (снова, кстати, та же тема, что и в «Провокаторе») по своей инициативе, с верой в свою миссию, выслеживает террористов, чтобы спасти Америку; занимается этим настолько обстоятельно и правдоподобно, что даже полицейских вводит
в заблуждение. В Америке героиня Уильямс селится у знакомого, в офисе благотворительной организации (сама начинает работать там), помогающей бездомным, одного из которых – араба – убивают на улице из проезжающего автомобиля… Для дяди, как раз следящего за этим арабом (как все-таки любят сценаристы использовать в сюжетах такие совпадения), это ниточка, чтобы выйти на террористическую организацию, а для его племянницы – повод проявить милосердие (найти родственников бездомного и похоронить
по-человечески)…
Интрига в фильме довольно слабая, противостояние двух мировоззрений выражено размыто-неубедительно. Возможно, Вендерс задумал передать идею своего фильма через настроение (но я тут пас).
Мишель Уильямс сыграла хорошо – такую светлую, открытую, добрую, по-своему мудрую молодую девушку, но в финале фильма случилась какая-то странная сцена, когда она вдруг взяла и выругалась на дядю (который надоел ей своей конспирацией и таинственностью; при этом до этого она
ему подыгрывала в его «расследовании»), что выглядело явным нонсенсом по сравнению с до этого создаваемым образом. Так что я остался даже в некотором недоумении, кого она должна была сыграть? какой в действительности ее характер?.. Понять не удалось – фильм закончился.