Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.22.04.12


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[2 раза в месяц отзывы Алексея Варсопко о книгах и фильмах.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 22.04.12


1 книга
Сергей Зубцов
«Как жить в Западной Европе»
1 "книга после фильма"
«Золото Маккенны»
1 фильм (фильмография Райана Гослинга)
«Эта – дурацкая – любовь»
США, 2011
1 фильм
«
Материк»
Франция-Италия, 2011

+ ссылки: арт, фото

1 книга
Сергей Зубцов
«Как жить в Западной Европе»

Гео, ТК "Скринти", 2006 г.
128 стр.

От издателя: «Книга, которую вы держите в руках, полезна каждому российскому человеку, кто хоть раз в жизни задумывался о переселении на Запад. Это не очередные описания "похождений русских в Европе", а серьезное исследование сущности современного западного общества. Книга поможет вам сделать осознанный выбор – уезжать или оставаться?»

Подумал, что такая книга – хороший источник информации о жизни на Западе, социально-психологических реалиях.
Ощущение после прочтения – идеологический заказ. Грубо сшитая белыми нитками попытка убедить, что не стоит никуда уезжать, так как на Западе все плохо, а в России все хорошо – именно так.

Если первая часть книги, посвященная особенностям языкового и бытового поведения, еще ничего-хотя-и, то от остального (еще частей пять или шесть) просто разводишь руками. Перефразируя Жванецкого, сам никогда не жил, но все равно почему-то не верится. (Также учитывая и то, что книга не прошла проверку временем – эмиграционные настроения в России, даже несмотря на кризис-2008, не изменились, а есть точка зрения, что и усилились.) Если вкратце, то аргументы Зубцова таковы: Запад загнивает, люди превращены в биороботов, образование ужасное, денег не заработать, все скоро рухнет.

Даже в наименее тенденциозных местах не можешь согласиться. Вот автор разбирает особенности языкового поведения, характеризуемого концентрацией знаков внешнего уважения, однако не способен понять, что это проявление определенной культуры общего поведения. Те же постоянные, раздражающие автора улыбки это же, надо понимать, и профилактика конфликтов в том числе. Языковой этикет не просто же взят с потолка, а вполне рационально может быть обоснован.
А вот автор восторгается открытостью, прямотой россиян, типа, настоящих, живых людей – как будто не понимает, какие последствия влечет поведение человека, который не умеет сдерживать себя, не беспокоится о комфорте окружающих.

Книжка не заслуживает внимания, даже из-за первой части. Жалею, что потратил на нее время. Разве что еще раз убедился, насколько слабой, беспомощной и саморазоблачительной выглядит критика в устах высокомерных всезнаек (добавлю к этому, что Зубцов страдает еще и т.н. снижением лексики, пытаясь говорить простым, иногда до пошлости, языком таких нормальных пацанов).

Вопрос и в том, насколько Зубцов, несмотря на длительный опыт проживания, тем не менее может быть экспертом по жизни на Западе: сам вначале советует не слушать тех, кто побывал на Западе туристом, судить по статьям заезжих журналистов, при этом свою критику западных реалий часто строит на историях (цитируя) из книг, которые сам же критиковал за однобокость, не говоря уже о совершенно смешных «а вот я еще слышал такую историю». Собственный-то опыт в чем?.. (Делится таким опытом в том, что и поговорить-то ему, когда жил во Франции, было не с кем, но судя по апломбу, с которым он обо всем судит, не удивительно, что никто с ним не хотел общаться.)

Однако, разумеется, какая бы плохая ни была книга у Зубцова, очень хорошо думать, прежде чем совершать крупные изменения в жизни, надо. Тут без вопросов.
1 "книга после фильма"
«Золото Маккены»
Mackenna's Gold
Режиссер: Джей Ли Томпсон
В ролях: Грегори Пек, Омар Шариф, Эли Уоллах, Телли Савалас, Кинан Уинн, Джули Ньюмар, Энтони Куэйл
США, 1969 г.

Аннотация к диску: «Шериф Маккена случайно узнает о том, где спрятано золото древнего индейского племени. В качестве "живой карты" он становится заложником бандита Колорадо, который затевает поход за сокровищами. По пути к группе отчаянных золотоискателей примыкают все новые и новые охотники за богатством, но далеко не всем им суждено будет добраться до цели и вернуться живыми... Этот великолепный фильм пронизан романтическим духом Большого Приключения от первого до последнего кадра. Величественные пейзажи дикого Запада, прекрасная музыка, колоритные герои и старинная легенда о золоте таинственного каньона – все это сразу настраивает на волнующее путешествие в мир настоящего вестерна, которое вы и совершите, посмотрев картину.
Детям до 12 лет просмотр фильма разрешен в сопровождении родителей».

Уилл Генри
«Золото Маккенны»


Фильм снят именно по этой книге. Впервые посмотрел еще в далекой юности, и потом несколько раз. И позже, когда получалось, пересматривал с удовольствием.
Тем, кто пропустил этот замечательный вестерн, очень рекомендую.
Грегори Пек и Омар Шариф – великие актеры – и ради них, конечно, стоит посмотреть. Замечательная операторская работа – хрестоматийные, повторю киноаннотацию, пейзажи каньонов, прерий, сочные краски. Яркие, запоминающиеся типажи. Остросюжетный, динамичный сюжет. Неослабевающая интрига на протяжении всего фильма. И да – кто не мечтал о том, что вот найти бы клад или залежи золота!.. Голливудская классика (объективности ради, с трогательными ретро-спецэффектами и комбинированными съемками.)

Так как я сначала смотрел, а вот только недавно прочитал книгу, легче сказать, чем последняя отличается. Отличается. Как сюжетом, так и качеством – книга мне показалась художественно слабее, менее захватывающей: есть натяжки с сюжетом, слабая психологичность, следовательно, вопросы к мотивировке поведения персонажей (но при этом, тем не менее, более убедительно выглядит, почему Маккенна соглашается показать бандитам путь к Золотому каньону), много, так сказать, схематичных набросков, когда понимаешь, что автор хотел сказать, но смущает, как это сделано. (Может, из-за перевода?) Но есть и хорошо прописанные сцены.

В паре отзывов, прочитал, Уилла Генри хвалят за юмор, но я вот прямо уж такого богатства не нашел.

Маккенна в книге намного моложе, не шериф, а старатель (по фильму, он был старателем). Колорадо, который в книге другой и под другим именем, был для фильма, вероятно, специально «переписан» под Омара Шарифа (получился, на мой взгляд, интереснее, хотя и проще). Книга и фильм сильно различаются составом персонажей второго ряда, их ролью в сюжете, судьбой (например, Хеш-ке в книге гибнет от того, что Маккенна отверг ее ухаживания, а не в схватке с дочерью судьи в каньоне, как в фильме).

Подводя итог, скажу, что тем, кому нравится фильм, посоветую прочитать книгу – даст возможность снова пережить красивую историю и поиграть в «найди отличия». А вот как самоценное чтение – рекомендацию давать сомневаюсь.

У Уилла Генри на русский переведено еще несколько книг, тоже приключенческие. Наверно, попробую, все-таки. Интересно почитать то, что не видел в кино.

1 фильм

Продолжаю знакомиться с фильмографией актера Райана Гослинга. Забегая вперед, отмечу, что данный фильм нельзя, на мой взгляд, считать показательным – фактура Гослинга использована, но не более.

«Эта – дурацкая – любовь»
Crazy, Stupid, Love.    
режиссеры: Гленн Фикарра, Джон Рекуа
В ролях: Стив Карел, Райан Гослинг, Джулианна Мур, Эмма Стоун, Мариса Томей, Джон Кэрролл Линч, Кевин Бейкон
жанр: мелодрама, комедия
США, 2011

У главного героя, которого играет Стив Карел («40-летний девственник»), жизнь,
несмотря на помятый вид и погруженность в бытовую рутину, вроде как состоялась. Хорошая работа, свой дом, любящие дети и 25-летний брак с женщиной (Джулианна Мур), в которую влюбился еще в школе, она же единственная за всю жизнь в плане секса.
Однако жене скучно, она хочет изменений – предлагает развестись. Признается, что изменила. Главный герой в шоке! Мир рушится!.. Начинает пить, просиживать в баре, искать утешения в признаниях случайным знакомым.
Встречает 30-летнего ловеласа (Гослинг), который – оп-па! – почему-то (вроде как он ему кого-то напомнил – кого?) решает помочь и начинает, тратя время, консультировать, как одинокому мужчине добиться успеха в личной жизни. Как одеваться, чтобы произвести впечатление на женщин, что пить-есть, как флиртовать, и т.д. Дело пошло – сначала «ой, у меня ничего не получится», но стремительно научившись, герой «компенсирует упущенное» (на экране все очень целомудренно). В то же время продолжает скучать по жене.
Та пытается выстроить отношения с любовником (Кевин Бэйкон), но тоже – ах! печаль в глазах – не может забыть своего на-самом-деле-единственного.
Еще есть линия как бы страшненькой 17-летней девушки, влюбленной в главного героя (тот еще объект любви, хм, даже в модном прикиде), – она приходящая няня его детей, один из которых (13-летний подросток) влюблен… в нее (они – о боги, лишившие создателей фильма чувства меры! – еще и учатся в одной школе) и регулярно ей в этом признается, а когда узнает, кто ее избранник, ссорится с отцом.
А учительница (Мариса Томей) у этого подростка – одинокая женщина, готовая-броситься-на-любого-мужика, – переспала с… главным героем, познакомившись в баре, и оба до этого не подозревали друг про друга, но зато потом в школе, на встрече родителей и учителей, куда пришла и бывшая жена, была как бы смешная скандальная сцена.
И это ведь еще не все.
Однажды герой Гослинга встретил девушку, в которую неожиданно для себя впервые в своей жизни влюбился по-настоящему, и она ответила ему тем же. И попробуйте догадаться – кем была эта девушка?.. Старшей дочерью главного героя!.. Вот и еще один комедийно-драматический конфликт. Характерно, что и для зрителя то, что у главного героя была взрослая дочь, кстати, одна из героинь второго ряда, полная неожиданность.
И вопрос напоследок – как, на ваш взгляд, может закончиться такое кино?..

На мой взгляд, это все несусветная ерунда (в стиле фильмов телеканала "Россия"), ценность которой только в звездном актерском составе (но не актерской игре), интересная непритязательной консервативной старшей аудитории, любящей, чтобы можно было посмеяться, однако чтобы и переживательно, чтобы все было правильно, но при этом «с перчинкой».

Но вот что любопытно – фильм оказался коммерчески успешным, то есть нашел свою, весьма многочисленную аудиторию. Что, конечно, доказывает, какие мы, люди, разные, насколько как бы одно и то же способно вызывать противоположные чувства. Поразительный феномен, конечно!

1 фильм

«Материк»
Terraferma
Режиссер: Эмануэле Криалезе
В ролях: Филиппо Пучилло, Донателла Финокьяро, Беппе Фиорелло, Миммо Кутиккьо, Тициана Лодато
Жанр: драма
Франция / Италия, 2011
Прокатчик: «Другое кино»

Аннотация от прокатчика: «Жители живописного сицилийского острова Лампедуза испокон веков зарабатывали себе на жизнь рыболовным промыслом. Но времена изменились. Выросшие дети понимают, что море не будет кормить их вечно. В центре конфликта оказывается юный сын погибшего рыбака: родной дядя пытается вовлечь племянника в туристический бизнес, в то время как дед требует хранить верность рыбацким традициям. Отношения внутри семьи накаляются до предела, когда на остров прибывает целая партия нелегальных беженцев из Африки.
По закону, рыбаки обязаны сообщить о происшествии властям, после чего эмигранты будут экстрадированы обратно в Африку. Привыкшие оказывать помощь всем, попавшим в беду, сицилийские рыбаки не могут допустить, чтобы по их вине пострадали женщины и дети. Члены семьи оказываются перед непростым выбором».

Фильм можно рассматривать в контексте вышеупомянутой книги Зубцова. Тут и пример того, что в Европе до сих пор «медом намазано» – и едут и едут, и идут, и плывут, в конце концов… И пример отношения к «другим» тех, кого автор книги «Как жить в Западной Европе» назвал «биороботами»…
Хотя, надо признаться, отношение к нелегальным мигрантам в «Материке» показано, на мой взгляд, идеализированным. То есть выражают недовольство и преследуют беженцев только служивые люди, которым по закону положено, а все остальные вроде как готовы сочувствовать и помогать.
Вопрос миграции, конечно, сложный. Вдвойне-втройне сложный, что все-таки нельзя судить героев фильма с нашей точки зрения, так как у нас другое представление о правах человека, а еще надо учитывать особую морскую этику жителей острова.
Не углубляясь в проблемы миграции, можно кратко отметить, что люди всегда будут стремиться туда, где лучше. А лучше в тех странах еще и потому, что там гуманнее, терпимее, удобнее. Это в фильме не показано, но вроде как должно учитываться.
Но вот почему авторами фильма не учитывается другая точка зрения, что открытые границы приводят к серьезным внутренним трудностям, это я не понимаю.

Сам фильм показался слабым. Мало интересная игра актеров (к заслуге авторов, в некоторых сценах снимались, как я понял,  непрофессионалы, местные жители), прямолинейные, до клише, поступки и ситуации. В плюсе красивое море, очаровательная вечерняя итальянская провинция, залитые солнцем пляжи, рыбацко-морская специфика…
Для просмотра, все-таки, не буду рекомендовать.

ссылки


Земля из космоса
Голландский космонавт и физик Андре Куиперс, который в настоящее время проводит исследования на Международной Космической Станции, сделал потрясающую серию снимков нашей планеты из космоса.
http://trasyy.livejournal.com/861673.html


Анимированные фото Кевина Уэйра
Кевин Уэйр (Kevin Weir), американский студент-рекламист, известен в сети блогом Fluxmachine на Tumblr, где он выкладывает старинные фото, превращенные в анимированные GIF-ки с добавлением фантастических деталей.
http://www.netlore.ru/kevin-weir


В избранное