Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.08.04.12


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[2 раза в месяц отзывы Алексея Варсопко о книгах и фильмах.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 08.04.12


1 книга против фильма
Юрий Герман «Операция "С Новым годом!"»
«Проверка на дорогах» Алексея Германа
1 фильм
"Венди и Люси"
США, 2008
1 фильм
«Мальчик с велосипедом»

Франция / Италия / Бельгия, 2011

+ ссылки: культурологическое, арт

1 книга против фильма
Фильм Алексея Германа «Проверка на дорогах» (1971), первоначально называвшийся «Операция “С Новым годом!”», и повесть Юрия Германа «Операция “С Новым годом!”»

На самом деле, сравнивать практически нечего. Гениальный фильм и слабая (не выдерживающая критики, как литературной, так и временем) повесть – настолько разные произведения, с разным сюжетом, настроением, мотивами, что удивляет, как создатели фильма решились привязать повесть к тому, что они, в итоге, сняли. Объединяет только время и место действия (конец 1942 – начало 1943 гг., в повести действие заканчивается уже началом 1944 года; Псковская область – в фильме такой конкретной привязки нет, хотя, в историческом аспекте, этот регион сильно связан с деятельностью РОА), фамилии (но не характеры, взгляды) главных персонажей, некоторые фразы, обстоятельства подготовки будущих «гестаповцев» (переодетых партизан). Сцены проверки на дороге в повести вообще нет. Персонажа, которого исполняет Олег Борисов, тоже нет. Локотков не местный милиционер, а работник госбезопасности. Лазарев… В общем, ничего общего.

Читать повесть Юрия Германа – все равно что перечитывать собственные детские сочинения. Наивные, пафосные, прямолинейные. С литературной точки зрения, «Операция…» слабая. С литературно-исторической, читать неловко – Юрий Герман выражает идеи пост-сталинского режима, уже с некоторой критикой сталинских методов, но еще с верой в как бы действительный оплот советского строя – «простого человека» (который не более чем идеологический штамп). Повесть политически ангажирована – представьте, есть сцена в захваченной немцами Риге, в которой появляется американский разведчик, встречающийся ради данных о германских агентах на территории СССР с руководителем немецкой разведшколы, который беспокоится о своем будущем после поражения Германии. Такое вот отражение «холодной войны», идеологического противостояния между СССР и США на момент написания повести…
Книгу (анахронизм на анахронизме) еле дочитал – только из-за того, чтобы узнать, чем заканчивается. (Сцены с захватом эшелона на станции нет.) Лазарева убивают случайно, когда он с Локотковым попадает в засаду. Перед этим Лазарев лихо выполнил задание по похищению из немецкой разведшколы высокопоставленного «языка» и важных документов о засланных в Советский Союз шпионах…

Какое ужасное, какое трагическое время было!.. Представить, что на самом деле писателю все было известно, как было на самом деле, но писал только то, что считал(ось) на тот момент идеологически правильным...

Не могу не привести цитату из воспоминаний режиссера фильма Алексея Германа: «Консультантом на картине у меня работал Герой Советского Союза Никифоров. Во время войны его забрасывали в тыл к власовцам. И он вёл среди них агитацию: «Возвращайтесь к своим. У вас есть шанс кровью искупить предательство. Советская власть гарантирует вам прощение». Доверившись этим обещаниям, люди возвращались в Красную армию, честно воевали, многие до Берлина дошли, ордена получили. А после войны их начали сажать. И тогда Никифоров пошёл на приём к Жданову: мол, как же так? Жданов его выслушал, сказал: «Свободен». Через несколько минут прямо там, в коридоре Смольного, Никифорова арестовали. И он на десять лет отправился в места, где отбывали срок те, кто ему поверил. Он мне много, подробно и без всякого сюсюканья рассказывал об этих людях. Вот о них мы и сняли нашу картину».

До этого произведения Юрия Германа не читал. А читал крайне положительные отзывы. Теперь боюсь даже пробовать еще.
По сценариям Юрия Германа сняты: «Семеро смелых» (1936), «Дело Румянцева» (1955), «Верьте мне, люди» (1956), «Дорогой мой человек» (1958) и др.
По мотивам его произведений Алексей Герман снял еще «Мой друг Иван Лапшин», Аранович – «Торпедоносцев». (Эти два фильма не люблю.)
1 фильм
Под впечатлением от «Валентинки» (которую, как, наверно, помнят подписчики «Культурного минимума», посмотрел, заинтересовавшись фильмографией актера Райана Гослинга) начал знакомиться с фильмами, в которых снималась актриса Мишель Уильямс.

«Венди и Люси»
Wendy and Lucy
Режиссер Келли Рейxардт
В главной роли: Мишель Уильямс
США, 2008

По материалам аннотации от производителя: «Венди, одинокая девушка из Индианы, отправляется в штат Аляска, где она собирается устроиться работать на рыбоконсервный завод. В пути Венди сопровождает единственное родное существо – ее собака Люси. По дороге на Север Венди останавливается переночевать в маленьком провинциальном городке в штате Орегон. На следующий день не завелась ее старенькая машина — это стало началом череды неприятностей. Дожидаясь открытия автомастерской, Венди, крайне стесненная в средствах, решает раздобыть еды для Люси и пытается стащить ее из магазина, но в результате попадает в полицию. Когда ее освобождают, героиня спешит туда, где она оставила Люси, но собаку кто-то забрал...»

Многие авторы отзывов на этот фильм отмечают игру Мишель Уильямс, считают, что на голливудском небосклоне появилась новая звезда. Время подтвердило их правоту – стала часто сниматься.
Если брать за точку отсчета кинокарьеры, то «Венди и Люси» очень достойное начало. Правда, особой актерской игры почти как бы и нет – героиня Мишель Уильямс психологически находится почти все время в одном, хотя и неустойчивом состоянии – смеси печального одиночества, слабости, страха, отчаяния и веры, что вот стоит доехать до Аляски и все наладится. Но такое сыграть тоже надо уметь.
На чем точно держится половина успеха фильма – на обаянии актрисы. Понятно, что «на всех не угодишь», «и что такого в ней нашли?!», но, на мой взгляд, Мишель Уильямс очень киногеничная.

Вторая половина успеха – конечно, режиссерское мастерство. «Венди и Люси» – из разряда «атмосферного» кино, когда важен не столько сюжет, фабула, сколько настроение, эмоции. То есть что-то, конечно, происходит, но очень важно как – с длинными (кто-то, наверно, скажет, затянутыми), с минимумом человеческой речи планами вроде бы ничем не примечательных действий, ценность которых на грани бытового шума – Венди идет по улице, Венди долго смотрит в окно, Венди пересчитывает оставшиеся деньги, Венди сидит в камере, Венди ищет место ночлега, Венди пытается договориться насчет ремонта машины… Поклонников такого альтернативного кино (с большим количеством далеко не гламурных персонажей, больше похожих на героев документального фильма, взятых из жизни, и совсем не-голливудских пейзажей), темы «глобального одиночества человека в мире» немного, но они, думаю, получат большое удовольствие.

1 фильм

«Мальчик с велосипедом»
Gamin au vélo, Le
Режиссеры, авторы сценария: Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн
В ролях: Тома Доре, Сесиль де Франс, Жереми Ренье
Жанр: драма
Франция / Италия / Бельгия, 2011

Официальная аннотация: «История 12-летнего подростка, который хочет найти отца, оставившего его в детском доме. Совершенно случайно он знакомится с Самантой, хозяйкой парикмахерской, которая позволяет мальчику оставаться с ней на выходных».
Гран-при МКФ в Каннах, 2011.

До этого смотрел «Дитя», «Сына», «Розетту», «Молчание Лорны», «Обещание» этих режиссеров. Обожаю их творчество. Для меня просто магия то, что они делают. Смотришь на экран, на котором вроде ничего такого и не происходит, и не оторваться!.. Эксперты считают, что причины такого киногипноза в занятиях братьев документальным кино на протяжении многих лет. Наверно.
А какие истории придумывают! Без пафоса, но поразительной мощи! Простые, но об очень важном и сложном!

«Мальчика» начал смотреть с некоторым скепсисом – ну нельзя, думал, на протяжении стольких лет держать такую высокую планку, а то, что надавали призов, – так сколько таких, даже очень статусных, раздают часто просто за имя!.. Но буквально через пару минут уже забыл обо всем… Если впечатления кратко, то гениально. И, как все гениальное, сделано с каким-то неуловимым мастерством – вот не понятно, как достигается такое высочайшее качество?!
Про какое-то кино можно сказать, что составляющие успеха – это актеры с харизмой, очень киногеничные; операторское искусство (краски, ракурсы); монтаж оригинальный; всякие технологические фишки; сочетание видео-ряда и музыкального сопровождения. Но разве это относится к Дарденнам, у которых вроде бы ничего такого, но при этом абсолютно ничего лишнего, все на своем месте, в конце концов именно то, что и должно быть... Искусство!
Возможно, в чем-то секрет волшебства – в сути драмы, которую они вложили в сценарий. В глубоком гуманизме (как бы ни было затаскано это слово) отношения к людям. В том, что рассказывают о том, что волнует всех, кто задумывается о Человеке, его возможностях, о том, что надо делать, чтобы оставаться людьми, делать отношения более доброжелательными, несмотря на знание всей правды, каким человек может быть, как может пасть, за счет чего оступиться… В общем, меня понесло. Все-таки трактовать каждый должен сам – для себя. Извините.

Сам бы хмыкнул, если бы кто-нибудь рассказал, но вот после просмотра реально хотелось быть хорошим, совершать какие-то добрые поступки, делать Что-то Важное!..

Конечно, «Мальчик с велосипедом» – это авторское, независимое кино, не рассчитанное на т.н. «широкую аудиторию». Без кинозвезд, без хеппи-энда, без юмора (все очень серьезно и напряженно), с глубоким погружением в бытовые подробности и остро-социальные конфликты, без общественного внимания к такому искусству. Хотя, если так задуматься, то история сироты (при живом отце), случайно знакомящегося с молодой женщиной, которая становится его опекуншей, драма их непростых отношений, подростковые комплексы, усиленные отказничеством, вполне могут любого растрогать, заставить волноваться, переживать… В паре сцен зрительницы в кинозале ахали (уже не помню, когда подобное слышал). И большое количество моментов, когда можно прослезиться…

К небольшим недостаткам можно отнести отсутствие, на мой взгляд, в некоторых сценах у юного актера необходимых профессиональных навыков – не получается быть убедительным. Но это совершеннейшая мелочь.

ссылки


Как делают трейлеры голливудских фильмов
Артем Шевченко, 18-летний автор официального трейлера «Прометея» Ридли Скотта, рассказал о том, как создают ролики к кинофильмам
http://www.lookatme.ru/mag/film/heroes-film/161785-shevchenko


Алексей Варсопко «Вечернее и Ночное - 3» (фото-серия; февраль, март - 2012)
http://varsopko2.narod.ru/light_in_park.html


Дождь на лобовом стекле вдохновляет художника Gregory Thielker на создание гиперреалистичных картин маслом.
http://www.adme.ru/vdohnovenie-919705/pejzazhi-skvoz-dozhdlivoe-steklo-361405/


Произведения Alexandra Pacula – это не смазанные фотографии, а картины маслом на холсте.
http://www.adme.ru/hudozhniki-i-art-proekty/kartiny-na-dlinnoj-vyderzhke-354205/


Французский художник Daniel Castan по памяти пишет впечатляющие городские пейзажи.
http://www.adme.ru/hudozhniki-i-art-proekty/hudozhnik-kotoryj-ne-skupitsya-na-kraski-352905/


Всем, кто интересуется проблемами продления активной жизни в пожилом возрасте (своей, своих родственников, близких), советую посмотреть лекции члена-корреспондента Российской Академии медицинских наук, вице-президента Геронтологическоого общества, директор Института биорегуляции и геронтологии РАМН Владимир Хавинсона в рамках проекта Academia на канале «Культура»: http://www.tvkultura.ru/news.html?id=647490 (запись – апрель-2011).
(В некоторых местах есть, на мой взгляд, перебор с терминологией, лектор часто сбивается, но, в целом, познавательно и актуально для каждого.)


В избранное