К У Л Ь Т У Р Н Ы Й М И Н И М У М [2 раза в месяц отзывы Алексея Варсопко о книгах и фильмах. Честно, эмоционально
и пытаясь разобраться. Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru] выпуск 25.03.12
1 книга Андрей Тургенев «Спать и верить. Блокадный роман» 1 фильм "Бомж с дробовиком" Канада, 2011 1 фильм «Тираннозавр» Великобритания, 2011
Андрей Тургенев «Спать и верить. Блокадный роман» Эксмо, 2007 г. 384 стр.
Аннотация от издателя: «Ленинград, конец 1941 года. Холод и голод. Загадочный эмиссар пишет агентурные письма Гитлеру. Разрабатывается
зловещий "План Д" – взрыв Ленинграда в случае его падения. Молодой полковник НКВД, прибывший из Москвы, готовит покушение на Кирова и вдруг влюбляется во вчерашнюю школьницу Варю. А Варя ждет с фронта своего жениха, помогает что есть сил маме и друзьям, видит сны и верит в Победу. Станут ли сны вещими?..
Роман печатается в авторской редакции. С сохранением авторской пунктуации, орфографии и морфологии. Все искажения исторических названий и имен – намеренны».
Уверен, что есть и будет много таких, кто резко негативно выскажется о том, что позволил себе автор, так как тема священная. На мой взгляд, все-таки давно пора переходить к определению «сложная». Очень сложная. Очень тяжелая. «Спать и верить», конечно, не для тех, кому «все ясно», а для тех, у кого «есть вопросы». Много вопросов.
Замечательный концепт – воссоздать продукт деятельности воспаленного мозга (смешать реальные
и вымышленные факты, мифы и замалчиваемые реальные обстоятельства) – описать некую реальность, в которую невозможно поверить – в то, что такое было возможно, или когда восприятие реальности – из-за голода, холода, бомбежек, тоталитарной идеологии – искажено до пределов.
Хорошее исполнение – замечательный язык (в духе классической русской литературы), но иногда, правда, Тургенев (литературный псевдоним Вячеслава Курицына) тормозит, повторяя уже, в общем-то, сказанное.
Во время чтения терялось ощущение движения, развития сюжета, а происходило нагромождение материала, который качественно не расширял панораму. Впрочем, это дело субъективное – кому-то хватает нескольких деталей, чтобы «восстановить» образ, который хочет создать автор, а кому-то нужно подробное описание всех компонентов, только после чего может двигаться дальше. Достаточно противоречивым показался главный герой – иногда вызывающе отталкивающим выглядит этот образ, густо замешанный на
сексе-алкоголе-мистике. Противоречивым, уточню, не в смысле сложной глубины человека, а в том, что не пойми кто. Как трактовать персонажа, я не понял. А он все-таки почти все время в центре внимания. Немного скомканный, особенно после замедленного, спокойно текущего повествования в течение всего романа, финал. Но если брать за аналогию сон, как модель, то оборваться сон может в любой момент. То есть, с концептуальной точки зрения, тут не подкопаться.
У такого произведения обложка книги может
быть какой угодно, но вот та, что есть, все равно кажется нелепой. Смотришь – не понимаешь, какое она имеет отношение к тексту.
У Андрея Тургенева до этого читал «Месяц Аркашон». Давно это было, уже не помню о чем, но помню, что понравилось. Как нравились и критические статьи Вячеслава Курицына, из интереса к которому стал читать его художественные произведения. Кстати, Курицын – интересный литературный пример – критик, которому не выскажешь (хоть и не корректный,
но иногда встречающийся) упрек «попробуй сам написать лучше». Пожалуйста – попробовал. Получается хорошо.
1 фильм
«Бомж с дробовиком» Hobo with a Shotgun Режиссер: Джейсон Айзенер В главной роли – Рутгер Хауэр Канада, 2011
Официальный сайт: http://hobo-movie.com/
Аннотация с сайта петербургского кинотеатра «Родина» (http://rodinakino.ru/films/bomzh-s-drobovikom) с некоторыми моими добавлениями: «В город бандитов, шлюх и продажных копов с ироничным названием Надежда (Hope) приезжает бомж, мечтающий насобирать денег на газонокосилку, так как она его надежда начать новую жизнь. Но надежда в этом городе
давно умерла: здесь убивают прямо на улицах, сутенеры избивают проституток, педофилы безбоязненно похищают детей, а местная полиция покрывает весь этот беспредел. Вместо газонокосилки бомж берет в руки дробовик и бросает вызов всем ублюдкам этого города, то есть практически всем его жителям... Первоначально "Бомж с дробовиком" был лишь трейлером к несуществующему фильму, отправленным своим создателем Джейсоном Айзенером на конкурс, устроителями которого выступал фестиваль South by Southwest совместно
с авторами "Грайндхауса" Робертом Родригесом и Квентином Тарантино. Ролик демонстрировался, перед данным проектом, и в итоге оброс финансированием».
Так как профессионально занимаюсь темой бездомности, не мог пропустить фильм с таким названием. Первоначальные впечатления были ужасные – фильм явно из разряда «категории B» (в общем, самой низкой), отличающейся гротесковыми мерзостями, малым бюджетом, нелепо-тупым
сценарием, отвратительной игрой полусамодеятельных актеров. То, что называется трэш. Подумал еще, вот до чего Рутгер Хауэр докатился, что снимается в таком...
На середине фильма знающие люди подсказали, какова концептуальная основа фильма (что это нарочитый трэш; то, что это под-проект Родригеса & Тарантино) – вот тут немного успокоился. Даже испытал некоторое уважение к режиссеру, столь искусно (так сказать, правильно) снявшему «плохое кино». Для
тех, кто не в курсе, есть такой вид синефильского – в какой-то степени садомазохистического – удовольствия – смаковать низкокачественное кино, отличающееся набором специфических жанровых черт (типа невероятно изуверских способов убийства, фонтанов крови, гомерического смеха), смеяться над тупостью/идиотизмом создателей, а то и смеяться/восторгаться, когда авторы специально копируют «низкий» стиль, когда не разобрать, что перед тобой – плохое кино или специально-снятое-плохое-кино.
К сожалению, новая система отсчета не прибавила того самого удовольствия – смотреть все равно было СКУЧНО. Новаторским этот фильм уже, по-моему, не назвать – в истории кино подобная стилизация пройденный этап.
Тема бездомного, наводящего – при помощи дробовика, ведь «по-другому я не умею» – порядок в городе (в этом очистительном процессе он объединяется – NB! – с молодой проституткой), но в финале погибающего (типа, в мире нет места благородным
маргиналам), разработана поверхностно. Грязный, хмурый, жестокий в ненависти, но при этом непьющий, хранящий идеалы, пафосный (в сцене с младенцами, которым он рассказывает, каким может оказаться их будущее) бездомный мечтает начать новую светлую жизнь, но погрязшие в низменном люди, за исключением спасенной им молодой героини, мешают ему это сделать. (В качестве реалистической детали в фильме присутствует глумливый видеооператор, снимающий т.н. bum-fights, «бои бомжей» – жанр
интернет-роликов, имеющих спрос среди определенной публики. Кстати, у него главный герой и зарабатывает деньги на газонокосилку. Потом он же оператора и убивает за его циничный промысел.) В финале одумавшиеся (непонятно с чего) жители города встают на сторону главного героя, когда его окружают продажные полицейские, последний резерв Зла...
Наивная простота сюжета вполне отвечает «законам жанра», построенного на самых примитивных мифах – аутсайдеров (а кто в городе может быть
изгоем?) презирают/боятся, но из этого легко вывести драматический конфликт, в основе которого переворачивание массового стереотипа – типа, худший становится лучшим. Город спасен, но смерть героя, однако, не вызывает никаких чувств – фильм слишком плохой/"плохой".
Смотреть совершенно необязательно. (Достаточно будет кадров из фильма по ссылке выше.)
1
фильм
«Тираннозавр» Tyrannosaur Режиссёр: Пэдди Консидайн Жанр: драма В ролях: Оливия Колман, Пол Попплуэлл, Нед Деннехи, Эдди Марсан, Питер Муллан Великобритания, 2011
Время действия – наши дни, которые для кого-то как доисторическое время, в котором царствует жестокость. Главный герой Джозеф – неухоженный
мужчина за 50, завсегдатай пабов, после посещения которых превращается в угрозу для всего микрорайона, бейсбольная бита ему в помощь. Фильм начинается с того, что он, вымещая злобу, забивает свою собаку. Но – парадокс личности – может моментально почувствовать раскаяние за содеянное. После очередного приступа ярости-раскания Джозеф встречает Ханну, продавщицу в благотворительном магазине, и, какими бы разными они ни были (в т.ч., она очень верующая и замужем, он атеист и одиночка), их через
пару встреч, оставляющих вроде бы только негативный осадок, начинает тянуть друг к другу. Все как бы идет к тому, что намечается лирический финал («нашли себя два одиночества»), но у «тихой и наполненной светом Ханны» есть своя тайна, свой "скелет в шкафу". Идея фильма как бы в том, как справиться с живущими внутри нас животными?.. Приз за режиссуру в категории «Драматический фильм» на фестивале Санденс, 2011 год Лучший дебют сценариста, режиссера или продюсера
(Пэдди Консидайн, Дермид Скримшо), Британская академия, 2012 год. (по материалам аннотации в кинотеатре)
Понятно, что про финал ничего не расскажу. Как бы неожиданный. Интрига-с. Вдруг кто-то захочет посмотреть.
Тем не менее советовать смотреть не буду. То есть посмотреть можно (ради хорошей актерской игры в некоторых сценах), но в целом… Фактура – жестоко-жесткого британского кинематографа – в наличии, что дает актерам возможность сыграть гнев/ярость/отвращение/злобу
к миру-жизни-окружающим – чувства, почти всегда выигрышно смотрящиеся на экране и легко вызывающие ответные эмоции. Но чего-то вот начали бодренько, а потом скисли – сюжет завис, появились какие-то карамельные интонации. В итоге, свелось все к тривиальности, из-за которой, не буду, впрочем, говорить за других, чувствуешь себя обманутым. Как бы обещали-то рассказать трагедию...
Как заработать в русском кино Краткий курс реального кинопродюсирования На условиях анонимности ВАСИЛИЙ КОРЕЦКИЙ поговорил с режиссерами, продюсерами и инсайдерами российского кино и составил инструкцию для новичков, желающих преуспеть в кинобизнесе и не боящихся административной, а также уголовной ответственности. http://www.openspace.ru/cinema/events/details/35151/