Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.26.12.11


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[2 раза в месяц отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 26.12.11

С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ ГОДОМ!
СЧАСТЬЯ, ЗДОРОВЬЯ ВАМ И ВАШИМ БЛИЗКИМ!

1 книга
Карл Саган
«Контакт»

1 фильм
«Без названия»
(США, 2009)

+ссылки: арт, фото, культурологическое

1 книга
Карл Саган
«Контакт»

Contact
Перевод с англ.: Ю. Соколов
576 стр.
Издательство: Ред Фиш, Амфора, 2005 г.

От издателя: «Научно-фантастический роман известного американского астрофизика и популяризатора науки повествует о поисках внеземного разума.
Карл Саган мастерски соединил пронзительную драму с фантастической картиной звездных миров».

Пример того, как при определенных условиях кино не убивает интерес к литературе, а очень даже способствует: книгу решил прочитать, так как очень люблю фильм Роберта Земекиса с Джоди Фостер в главной роли.
Кино было снято в 1997 году по мотивам «Контакта» Сагана (1985), он же был одним из авторов сценария. (К сожалению, писатель фильма не увидел, так как умер незадолго до его выхода на экраны.)
Я смотрел «Контакт» несколько раз, последний раз показывали по одному из телеканалов осенью, после чего решил прочесть роман.

Можно сказать, есть внутренняя установка: если фильм заинтересовал, а у него была литературная первооснова, то вроде как надо ее почитать, так как в кино любят упрощать, ради динамики и большей эффектности утрировать – соответственно, в книге все может быть глубже и умнее.
Но не могу сказать, что в реальности это правило так и работает. С «Дорогой перемен» было как раз наоборот: фильм Сэма Мендеса с Уинслет и ди Каприо понравился, а роман Йейтса нет (но, тем не менее, прочитал). «Области тьмы» Глина решил почитать, прочитав отзывы посмотревших фильм: книга оказалась супер, а вот фильм (специально потом просмотренный) – ниже критики.
В общем, неоднозначная какая-то установка, но тем не менее, тем не менее – снятый фильм становится своеобразной рекламой книги. (Стоит обратить внимание на издательскую политику наших издательств: стоит выйти на экраны фильму, как после него может сразу выйти книга, хотя у себя на родине была издана уже давно. Тут, конечно, есть определенная спекуляция на рекламной кампании самого фильма.)

В сравнении «Контакта» Сагана с фильмом Земекиса свой вариант. Со своими нюансами.

Во-первых и в-главных, невозможно книгу оценить адекватно – на мой взгляд, она просто убита бездарным переводом (посмотрел, он был сделан еще в середине 90-х – смутные времена для отечественного книгоиздания). Ощущение такое, как будто переводила компьютерная программа. Ужасный русский язык – корявый, временами просто бессмысленный. Нет, понять, что происходит, можно, да и грамматика соблюдена, но все-таки как бы э-э-э художественная литература, а не косноязычный пересказ.
Из-за этого никому не посоветую.

Несмотря на недоперевод, все-таки, наверно, можно говорить о том, какие у книги достоинства и недостатки. Последних, к сожалению, больше (в общем, моя установка опять не оправдалась; хотя, надо признаться, есть определенное удовольствие при чтении сравнивать книгу и экранизацию, находить элементы кинообразов, анализировать, почему то или другое не вошло в фильм, а что-то новое появилось).
Книга, по событиям и персонажам, больше фильма, масштабнее, в каких-то сюжетных линиях предлагает сильно другой вариант, чем в сценарии, – но все это не добавило ожидаемой глубины, более того, показалось лишним, в чем-то устаревшим, архаичным (например, действие заканчивается кануном XXI века, а Советский Союз еще существует; кстати, советские ученые с фамилиями Луначарский, Архангельский, имеющие оппозиционные коммунистическому режиму взгляды, одни из активных участников действия). Фильм лаконичнее, человечнее, эмоционально тоньше, лиричнее. А у Сагана текст перенасыщен научными терминами и понятиями (требующими знаний по физике далеко за пределами Солнечной системы школьной программы, насколько понял, а если точнее, то многого вообще не понял;0)
Саган под самый конец нагнал пафоса (особенно близкого людям верующим), и в чем-то его завершающая книгу идея кажется красивой, поражающей воображение (этого не было в фильме – в нем по-другому), но вот не тронуло, и вся книга, подвожу итог, написана без литературного таланта, без «огонька» (не думаю, что это только благодаря «заслугам» переводчика) и больше похожа на заявку на книгу, на «рыбу».
Сильно разочаровал финал – в фильме поведение не-землян, не давших привезти главной героине на Землю доказательства ее путешествия по галактике, понятно, а в книге эта линия просто брошена.
От Сагана, про которого известно, см. в т.ч. в аннотации, что он замечательный популяризатор науки, а именно астрономии, в общем ожидал большего. Хотя, конечно, чего это я, были, были классные темы, за которые и любят фантастику.

Подумал, что вот как смотрят на наши, например, научные достижения представители других, более развитых цивилизаций, на то, как мы называем людей великими за то, что им давно известно? Каков будет статус наших великих ученых, когда те-оттуда нас посетят и все расскажут, что знают? Как изменится наш, так сказать, пантеон, когда история цивилизаций станет общей? Какое место ученые Земли в этой истории займут? Как мы будем относиться к своему прошлому, с его бесконечными войнами, истреблением друг друга, перед лицом, так сказать, Суда Вселенной?.. На этом и остановимся пока.
1 фильм
«Без названия»
(Untitled)
Режиссер: Джонатан Паркер
Композитор Дэвид Лэнг
В главных ролях: Адам Голдберг, Марли Шелтон, Эйон Бэйли, Люси Панч, Винни Джонс, Зак Орт, Птолеми Слокам, Майкл Пэйнс, Светлана Ефремова, Марселин Хьюго.
Жанр: драма, комедия, музыка, современное искусство
США, 2009

Из аннотации на «Кинопоиск.ру»: «Мир современного искусства столь безграничен, что названия произведениям в нём часто придумать довольно сложно. Чувства, возникшие у героев фильма, некоторые назвали бы любовью, но оно слишком тривиальное для них.
Она заведует галерей в Челси, в которой показывает нон-конформистское искусство. Он – эксцентричный композитор, автор произведений, исполняемых при помощи ведра с цепями, шороха бумаги и битого стекла. Отношения далеки от идеальных, а тут еще художник, на продаже произведений которого галерея зарабатывала, – брат композитора – решил прервать отношения с галереей…»

Фильм тоже не буду советовать. Но не потому, что плохой, слабый. А потому, что рассчитан на довольно узкую аудиторию, на мой взгляд.

Интересующихся современным (концептуальным) искусством, авангардной музыкой у нас мало, и этот фильм не сделает эту сферу творческой жизни понятнее. Более того, несмотря на очень реалистичное воспроизведение арт-среды, ее персонажей, их взаимоотношений между собой, может еще больше запутать, а кому-то позволит еще сильнее убедиться в своих взглядах, что все это потому, что «с жиру бесятся», «делать им нечего», «я тоже так могу», и т.д.

Но тем, кто интересуется, и особенно тем, кто сам занимается, очень рекомендую. Две фразы (на весь фильм) о значении искусства, о его назначении, сказанные без пафоса, но зато как, – большая поддержка творческим людям, переживающим из-за того, что их искусство мало кто хочет понимать.

Фильм не лишен странностей (ошибок?). Так, например, трудно определить, что же снимает Джонатан Паркер – драму или гротеск: главные персонажи абсолютно серьезны, а вот персонажи второго ряда как будто взяты из сатирической комедии. То же непонятное и в демонстрации самих аудио- и визуальных произведений – то возникает ощущение, как это все здорово, интересно; с другой – «что за ерунду нам подсовывают под видом искусства?!»…
Если режиссер таким образом хотел передать двойственность восприятия Нового искусства, вроде того, что сам захотел занять нейтральную позицию, то, на мой взгляд, не очень получилось, а если и получилось, то грубо.
Не могу вот предположить, как зритель, которой не в теме, будет интерпретировать странность происходящего на экране. Впрочем, тема сложная, если не сказать очень.
ссылки
Алексей Варсопко «Внутренняя работа»
фото-серия; спец. для выставки «Русская экзистенция» в галерее "Борей" 30.11 - 17.12. 2011
varsopko2.narod.ru/stones_2011/inside_job.html


Закончился второй сезон «Подпольной империи» (следующей осенью обещают третий)
Видеоролик (4 мин.) о том, как создавались спецэффекты: www.boardwalkempire.ru/online/vo14_speceffekty_boardwalk_empire.html


«Для тех, кто любит собственные зубы»
Опыт писателя, который попробовал применить себя к современной жизни
www.novayagazeta.ru/society/50234.html


Timm Schneider
Иногда, чтобы привлечь всеобщее внимание, не обязательно снимать шедевры. Вот Timm Schneider обошелся парой пластиковых глазок и хорошим воображением. Получилась серия уличных фотографий под названием "They live".
prophotos-ru.livejournal.com/1249990.html


"Скоростные" фигуры из пластиковых труб от корейского скульптора Kang Duck-Bong
www.kulturologia.ru/blogs/081211/15820/


Картины Келли МакКоллам из соли, специй и пищевых красителей
www.kulturologia.ru/blogs/071211/15817/


Стена Facebook, да не та: фотографии, добытые из соцсети, как символ избытка информации
www.kulturologia.ru/blogs/061211/15809/


Алексей Алпатов. Художник
www.alpatov.su/glr_ru.html


Париж 1940-50 гг. Фотограф Robert Doisneau
"Весь Париж для меня – декорация к моим собственным спектаклям. Да-да, это город-театр, где все необходимые материалы под рукой. Обычно остается только дождаться, когда к месту постановки прибудут актеры. Какие актеры? Я не знаю, но я жду."
prophotos-ru.livejournal.com/1264037.html


Дмитрий Ловецкий. Фотограф, который умеет видеть
"Фотографии Дмитрия Ловецкого подкупают своей простотой и одновременно глубиной проникновения в предмет съемки, легкостью и хорошим чувством юмора, в них прослеживаются интерес и любопытство автора к окружающему миру, к мелочам, составляющим наш быт. Они очень живые, добрые и открытые – как сам автор. Также подкупают профессионализм и любовь к своей работе, без всяких околофотографических разговоров".
prophotos-ru.livejournal.com/1264292.html


Современные фотографы: Loretta Lux
prophotos-ru.livejournal.com/1264995.html


"Wonderland" — серия ми-ми-мишных макроснимков от израильского фотографа Nadav Bagim. Для создания этих кадров автор создал у себя дома мини-студию для насекомых. А самих моделей находил в траве около дома.
prophotos-ru.livejournal.com/1265558.html

В избранное