Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.18.09.11


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[2 раза в месяц отзывы Алексея Варсопко о книгах и фильмах.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 18.09.11


1 телесериал
"Раскол"
(Россия, 2011)

1 книга
Джеймс Тэрбер
«Тайна убийства Макбета»
1 хм-фильм
«Неудовлетворённое сексуальное напряжение»

Испания, 2010

+ ссылки: арт, фото, культурологическое

1 телесериал

Как говорится, не могу не поделиться.
Из киновпечатлений последних двух недель наисильнейшее – конечно, «Раскол» Николая Досталя. (А если брать шире, когда бы меня так зацепил телесериал, 20(!) серий, то очень давно такого не было.)
Особо хочется выделить Александра Короткова в роли протопопа Аввакума.

Поймал себя, в очередной раз, на таком феномене, что ведь в фильме много составляющих, которые сам часто привожу как недостатки – отсутствие живой фактуры (все деревянные строения из свежего материала, вся одежда только что и очень аккуратно сшита и ни разу, видно, не стирана, волосы на голове у персонажей все время вымыты, грязь и мусор отсутствуют, и т.д.); поведение героев во многом ничем не мотивировано – их, как говорится, «кидает» то туда, то сюда (но, правда, иногда это делает характер противоречиво-сложным, как раз-таки жизненным); «темная» хронология (к сожалению, даже года не указываются, когда все происходит), и т.п.
Но, получается, все вышеперечисленное не имеет особого значения, не влияет на общее впечатление – 10 вечеров был прикован к телевизору! Ведь как играют! Какая работа, при всех недостатках, проведена декораторами, художником-постановщиком! Как написаны диалоги и монологи – Поэзия! Насколько убедителен пафос!.. И с исторической точки зрения, мне было очень интересно.

(Прочитал несколько негативных отзывов – как будто люди какое-то другое кино смотрели!..)

1 книга
Джеймс Тэрбер
«Тайна убийства Макбета»

Переводчик: Игорь Богданов
Серия: Азбука-классика (pocket-book)
Авторский сборник
Азбука-классика, 2006 г.
352 стр.

От издателя: «Джеймс Гроувер Тэрбер (1894-1961) – «культовый» американский юморист, чьи шутки в самой Америке давно стали классикой. Тэрбер также автор более тридцати книг. Его произведения переведены более чем на двадцать языков мира, в том числе на бенгальский, арабский, японский, турецкий…
На страницах настоящего сборника писатель предстает во всем блеске своего насмешливого таланта, а читатели получат возможность не только познакомиться с лучшими образцами писательской манеры Джеймса Тэрбера, но и оценить его мастерство как карикатуриста.
В столь полном объеме творчество Тэрбера представлено на русском языке впервые».

Уже не помню, почему заинтересовался этим автором. Но точно захотелось почитать что-то смешное и веселое.

В книгу входят рассказы, новеллы, басни из сборников писателя, выпущенных в разные годы. Таким образом дается не только стилистический срез, как написано в аннотации, но и как бы хронологический.
По стилю произведения разные, хотя особенность углубляться в излишнюю детализацию как-то запечатлелась. Язык достаточно легкий, понятный, но и не особо оригинальный. Говорить о каком-то «хронологическом» развитии творчества Тэрбера (стал писать лучше? хуже? интереснее? скучнее?) на основании данного сборника, думаю, не следует. Во всяком случае я не уловил (не особо, правда, и пытался).

Любовь к (излишней) детализации играет, конечно, во вред, особенно для произведений, цель которых рассмешить. А тут, как в неудачном анекдоте, с большим зачином, вроде и смешно в финале, но столько до этого рассказано, что удовольствие смазывается. Возможно, мной были неправильно выстроены ожидания – ждать надо не юмора, а зарисовок о жизни, в которых иногда бывает смешно. У Тэрбера, кстати, много бытоописательства: читая, можно получить представление, чем жили американцы в середине прошлого века, какими заботами, что вызывало смех, казалось странным, и т.д. В общем, познавательно. Но, все-таки, и не обязательно, что ли.

Юмора, тем не менее, достаточно. Иногда он казался плоским (но это, понятно, на любителя: есть юмор «Аншлага», есть «Comedy Club», есть Жванецкого… задумался, на кого похож Тэрбер?.. Да ни на кого из представленных – не эстрадный он юморист, а журнальный), иногда непонятным (рассчитанным только на американцев?), иногда весьма тонким. В некоторых рассказах (к сожалению, таких немного) было очень смешно, в т.ч. во всяких пародиях на популярные руководства о том, например, как построить гармоничный брак. Иногда юмор у Тэрбера хоть и смешной, но жесткий, когда он издевается над литературными клише, ошибками начинающих писателей. Произведения из сборника «современных басен» понравились настолько (ухохотался), что решил даже специально их почитать (благо вышло отдельное издание).

«…оценить его мастерство как карикатуриста» – сказано, конечно, очень сильно: не принимать же за карикатуру несколько невразумительных бессюжетных набросков!.. Так что карикатур в книге не найдете.

Сборник заканчивается большой сказкой «Белая лань». Настроенный на короткие произведения, не смог одолеть. Чего-то крутил-крутил писатель вокруг короля и трех его сыновей, легенды о лани, превращающейся в девушку, но так долго, как говорится, ничего не происходило (то есть ничего особенного), что бросил. Представилось, что заставишь себя дочитать, а в конце все равно будет какой-нибудь пшик. Может, ошибался. Ну и ладно.

1 хм-фильм

«Неудовлетворённое сексуальное напряжение»
Tensión sexual no resuelta
Режиссёр и сценарист: Мигель Анхель Ламата
В ролях: Норма Руис, Пилар Рубио, Мигель Анхель Муньос, Феле Мартинес, Амайа Саламанка
Жанр: комедия
Испания, 2010

Из аннотации: «В знойной Испании красавицы и красавцы увлеченно разбираются в хитросплетениях своей сексуальной жизни – кто, с кем, когда и к чему приводят мимолетные увлечения. Хуанхо – профессор университета, которого только что бросила его подруга, Селеста, без всяких объяснений. Его студент, видя, в каком он отчаянии, подговаривает свою привлекательную подружку Нико помочь ему восстановиться. Вскоре они выясняют, что Селеста находится под влиянием Джазз, успешной писательницы, склонной к вероломству и манипуляциям...»

Фильм, который не заслуживает внимания (тупой, пошлый, банальный до впадения в кому, абсолютно соответствующий своему эпатажному названию), не достоин письменного отзыва, но с которым связан казус из разряда «грабли, на которые все равно рано или поздно наступишь»… Так что не столько о фильме, сколько о психологических ловушках.

Когда фильм появился в репертуаре не самого последнего кинотеатра в Петербурге – Дома кино, не стал интересоваться – не ханжа, но хватило названия, к тому же знал, что в этом кинотеатре под разрядом «кино не для массового зрителя» готовы показывать в том числе и то, что содержит «горячий» материал.
Но вот прочитал в каком-то отзыве, что это искрометная испанская комедия, полная неожиданностей, юмора, тема обыгрывается иронично, что название как раз пародийно, и пр.
И вот кому верить – официальной аннотации? Ага, какую чушь только не напишут… Мнению зрителя? Ему-то вроде зачем врать…

Обломался – не то слово, чтобы описать свои впечатления… Как же мог купиться?!.. Не хочу выглядеть снобом (по отношению к целевой зрительской аудитории такого кыно), но те, кому он может понравиться, вообще, по идее, не способны писать отзывы (осмысленные, логичные тексты – вроде того отзыва, на который клюнул), а готовы только тупо ржать… Прошу прощения. Век живи – век учись.

ссылки


Алексей Титаренко, фотохудожник
http://prophotos-ru.livejournal.com/1175251.html


Комиксы: Николас Гуревич. The Perry Bible Fellowship
Кладезь чёрного юмора на все возможные и невозможные темы.
http://comicsia.ru/collections/perry-bible-fellowship


Кинозрителей очень часто обманывают
Причины разочарования форматом 3D
http://news.mail.ru/culture/6754389/?frommail=1


Александр Ермак. Об издательском "маркетинге"
Взгляд на "кухню" издательского бизнеса
"Не справляются горе-маркетологи и с самым главным и сложным делом – подбором книг для издания. Директор крупного издательства, с которым работаю не первый год, в ответ на мой вопрос, как они выбирают книги, ответил:
– Смотрим, какая тематика лучше продается. Туда и вкладываемся…
Они даже спрос не изучают, не говоря о целевой аудитории. Просто издают аналоги того, что хорошо идет, перенасыщая рынок и конечно, запаздывая за лидерами. Ну, а те сегменты, в которых люди ждут книги и готовы платить, остаются неохваченными."
Далее: http://alex-ermak.livejournal.com/5861.html


Алексей Варсопко. Проект «К оплате, или Счета, по которым мы платим». 1997-1998
Посвящается «альтернативным» расходам
http://varsopko2.narod.ru/to_pay/to_pay.html


В избранное