Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.04.09.11


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[2 раза в месяц отзывы Алексея Варсопко о книгах и фильмах.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 04.09.11


1 книга
Надежда Залина
«Линия Маннергейма»

1 книга
Ю. Б. Гиппенрейтер
«Продолжаем общаться с ребенком. Так?»

1 фильм
«После свадьбы»
Дания, Швеция, 2006
1 фильм
«Липучка»

США, Германия, 2011

+ ссылки: фото, арт

1 книга
Надежда Залина
«Линия Маннергейма»

АСТ, Астрель, 2009 г.
352 стр.

От издателя: «Если человек не живет, а плывет по течению, рано или поздно на этом "пути" его встретят пороги, омуты или шторм. И придется вступать в борьбу со стихией, принимать решения и вспоминать все подводные камни, над которыми проплыл, приняв их за знаки судьбы или просто не заметив. А еще – держать свою линию обороны и точно знать при этом, что именно защищаешь.
Лера Белозерова течению никогда не сопротивлялась. Непригодившееся журналистское образование, постоянное ворчание мужа, считающего, что она занимается несерьезным делом, работа в маленьком издательстве, которое специализируется на литературе о паранормальных явлениях… И вдруг – обвинение в убийстве. Труп найден возле старого дота на линии Маннергейма у поселка Ярви, куда Лера сбежала из Питера. Но ей кажется, что с жертвой преступления – пожилой женщиной на фотографии – она даже не знакома…»

Существует такой способ определения, стоит читать книгу или нет: надо ознакомиться с первыми -дцатью страницами, и на их основе принимать решение.
Меня такой способ всегда смущал – прежде всего тем, что не является универсальным.

Вот какое впечатление можно составить по первым не -дцати, а 100-200 страницам «Дневника» Нагибина, о котором недавно писал? По идее, что читать не стоит. А стоило.

Вот какое впечатление можно составить по первой трети сборника Гладуэлла «Что видела собака»? Что читать стоит. Но читать остальные две трети не стоило.

Что предлагает Залина? Первые 50 страниц – вкусная, качественная психологическая проза, с хорошими портретами, передачей настроения. И что? А то, что остальные 300 страниц опровергают первое впечатление.

Решил почитать по причине хорошего отзыва компетентного знакомого. Еще потому, что есть какое-то поэтическое восприятие Карелии. Что действие связано с Петербургом. Хотелось познакомиться с творчеством нового автора.

Но не люблю книги, в которых большое количество персонажей (прибавляющихся почти до финала), при этом каждый со своим «шлейфом» (историей, ролью в конфликтах), – вспоминать все это, когда этот герой возникает снова, нет сил, не хватает «оперативки»: можно, конечно, делать закладки, чтобы вернуться и вспомнить, но вроде как беллетристика, а не научный труд.
Не нравится, когда действие хочет быть динамичным (событие за событием), но сам же автор сбивает темп многословными, уводящими в сторону, в «болото», описаниями портретов вновь появляющихся персонажей и их «шлейфов», а еще как бы объясняющими «всю подноготную» воспоминаниями, вроде того что кто-то из персонажей вспоминает какое-то событие, и тут «Остапа понесло» автор возвращается в прошлое (далекое и не очень), чтобы подробно, во всех – ненужных абсолютно – деталях описать, как все было. Умоляю!..

И, конечно, когда героиня начала разговаривать с… ручьем, и он ей ответил (причем до этого подобных паранормальных способностей у героини не проявлялось, хотя настойчиво педалируется тема «ненормального» деда), то это уже окончательно определило мое зря-потраченное-время-отношение. А нелепая трактовка таинственного убийства только подтвердило его.
Название книги как бы несет функции образа, но он получился слишком притянутый, в итоге.
1 книга
Ю. Б. Гиппенрейтер
«Продолжаем общаться с ребенком. Так?»

Издательства: АСТ, Астрель, 2008 г.
256 стр.

От издателя: «Настоящая книга расширяет и углубляет темы предыдущей книги автора «Общаться с ребенком. Как?», которая стала лидером продаж благодаря редкому сочетанию научной глубины и ясности изложения.
В новой книге обсуждаются многочисленные вопросы, которые волнуют родителей: «Как его воспитывать? Как приучать к дисциплине? Как наказывать? Как заставить его хорошо учиться?» Разбираются и объясняются новые важные подробности и приемы искусства эффективного общения».

Безусловно, Юлия Гиппенрейтер – один из самых важных современных отечественных авторов для всех, кто интересуется вопросами воспитания детей. (запись «Школы злословия» с И.Б.Гиппенрейтер: http://www.youtube.com/watch?v=_PwnjJFPx6g)

«Общаться с ребенком. Как?» в свое время понравилась, но показалась утяжеленной – читателям предлагается методика самостоятельных занятий, с дневником, письменным самоанализом. Все это, конечно, серьезно, да (чтобы справиться с устоявшимися массовыми представлениями в области педагогики, нужны, безусловно, большие усилия), но не представляю реальных родителей, которые этим будут заниматься. А автор – вроде как психолог, то есть как бы должна понимать.

«… Так?» в этом смысле выигрывает – никаких «требований» по поводу усвоения. Ю.Б.Гиппенрейтер делает четкий, лаконичный, мягкий, описанный очень человеческим языком обзор современных психолого-педагогических взглядов на воспитание, на способы установления взаимоотношений. (Я, например, заинтересовался несколькими авторами, на которых она ссылается, буду искать их книги.) В конце главок сформулированы краткие итоги, установки для действий, своеобразные памятки.

Что является несомненным важным достоинством – в книге много примеров, ярких, прямо таки захватывающих. А еще данное издание трогательно оформлено рисунками в стиле «старых добрых книжек».

Идеология подхода, который предлагает Гиппенрейтер, строится на безусловном уважении личности ребенка, бережном отношении к его хрупкому внутреннему миру – краеугольных камнях эффективной педагогики. Так что это не просто «красиво звучит», но и позволяет, если верить автору – а очень хочется, – добиваться результатов.

В книгах, в описании того мира, который она предлагает создать своим читателям для себя и своих детей, мне нравится гуманистический подход, светлое и доброе отношение к детям (впрочем, методы понимания запросов, мотивов поведения ребенка так же распространяются и на более взрослых, которые зачастую такие же дети, если не больше). Светлый и добрый мир – прямо как окунаешься в Мечту!..

Но вот, как говорится, взглянешь на улицу – и задаешься вопросом: как такой подход согласуется с реальным миром, в котором доброта, вежливость, уважение, терпимость, мягкость не принадлежат к качествам, необходимым для достижения успеха?..

Всех с новым учебным годом!

1 фильм

«После свадьбы»
Efter brylluppet
Режиссер: Сюзанна Бир
Сценарий: Андерс Томас Йенсен, Сюзанна Бир
Оператор: Мортен Сёборг
В главных ролях: Мадс Миккельсен, Neeral Mulchandani, Таня Шарма, Swini Khara, Meenal Patel…
Жанр: драма
Дания, Швеция, 2006

Описание фильма из рецензии oscar75 (http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/195826/): «Якобу, живущему в Индии и заботящимся об обездоленных детях, приходится ехать на неделю на родину в Данию, чтобы встретится с инвестором и получить финансирование для приюта, иначе его закроют. Поездка в Данию для Якоба не простое дело, слишком много воспоминаний и много огорчений. Встреча с богатым инвестором Мартином Ханнсоном оказалась для Якоба возможно самым главным испытанием в жизни. Мартин, обдумывая проект Якоба, приглашает его на свадьбу дочери.
Дальше круговорот событий захлестывает зрителя похлеще любой мексиканской мыльной оперы…»

Кто как, а я готов выключить кино, если вижу сцену, в которой один из влюбленных лежит в ванне, весь в пене, а другой, в одежде, сидит рядом, а потом они целуются и второй падает – с обоюдным хохотом – в ванну, где они готовы продолжить... Выключить и воззвать к Высшему Парламенту, чтобы наконец приняли закон, запрещающий впредь снимать такие сцены! Ну ведь сколько можно!..

К сожалению, такая сцена в «После свадьбы» была, еще и почти в самом начале. Но, к счастью, не прекратил смотреть, хотя такого «добра» в фильме хватает.

«…круговорот событий похлеще любой мексиканской мыльной оперы» – сказано очень точно. Просто поражаешься, сколько «неожиданностей», «случайностей» авторы сценария сумели втиснуть в один сюжет.

Еще больше поражаешься, что сам-то фильм, в других аспектах, обладает высокими достоинствами. Отлично играют актеры (правда, это не относится к актерам-детям)! Замечательная операторская работа – крупные планы! Ракурсы! Монтаж! То, как режиссер при помощи этого передает психологическое состояние героев, заслуживает особого упоминания. Такое мастерство, что ох!.. (но при этом – ну вот как так?! – такое отсутствие чувства мера и вкуса той же Сюзанны Бир в написании сценария).

Не знал, но тем не менее не удивился, когда прочитал, что Бир принадлежала к знаменитому датскому кинодвижению «Догма-95» (чувствуется, чувствуется).

«После свадьбы» можно отнести к «спортивному» кино: на протяжении фильма, так сказать, идет борьба между «мексиканским мылом» и серьезной психологической драмой, и, на мой взгляд, вторая – по очкам – все-таки уверенно побеждает.

У Бир я смотрел фильм «Братья», по которому в Голливуде был снят одноименный римейк с Тоби Магуайром, Натали Портмен и Джейком Джилленхолом (оба варианта не произвели особого впечатления, хотя драматический конфликт сильный), но еще есть «Месть» (2010), за который она получила «Оскара за лучший фильм на иностранном языке» и «То, что мы потеряли» (2007) с Холли Берри и Бенисио дель Торо. В общем, буду смотреть (и поделюсь впечатлениями).

1 фильм

«Липучка»
Flypaper
Режиссер: Роб Минкофф
Сценарист: Джон Лукас, Скотт Мур
В ролях: Патрик Демпси, Эшли Джадд, Тим Блейк Нельсон и др.
Жанр: комедия, криминал
США, Германия, 2011

Из аннотации: «Перед самым закрытием в банк врывается две группы грабителей. Посетители и работники банка оказываются между двух огней. Один из посетителей старается примирить представителей двух криминальных групп – ведь это единственный шанс выжить для тех, кто оказался в банке, а для него шанс произвести впечатление на девушку-кассира, в которую он влюбился с первого взгляда. Постепенно наш герой понимает, что похоже, все кроме него оказались в этом банке в момент ограбления не случайно…»

Надо сразу отметить, что в данном жанре сюжет раскрывать (даже на таком уровне, как в аннотации) нельзя, так как убьет интригу. К тому же, в таком перенавороченном сюжете, как в «Липучке», давать однозначные оценки, определять мотивы и вовсе бесполезно, так как все выяснится только в финале, а до этого в принципе могут быть только одни предположения.
Впрочем, слабость сценария «Липучки» в том, что после того, как все закончилось, остаются вопросы. Очень много вопросов. Например, из фильма так и не стало понятно, почему выбрано такое название; тем более, учитывая, что оно обозначает липучку для мух.

Но все вопросы уже после. А во время просмотра было интересно (сценаристы намешали просто «огненную смесь» из почти самодостаточных ингредиентов – из-за этого, кстати, и хотелось посмотреть), весело (не без перебора с «тупым» гы-гы-юмором), очень смешно (в основном, за счет реплик), динамично (не без провисаний). Полтора часа пролетают почти незаметно.
Приятно убить время – лучшее средство расслабиться, отвлечься. К сожалению, «Липучка» – удовольствие одноразовое (впрочем, когда многие фильмы и до этого не дотягивают, то…).

Режиссер Роб Минкофф до этого снял много чего – в т.ч. «Короля Льва» и обоих «Стюартов Литтлов» (другие – на более взрослую аудиторию – не смотрел).
А вот сценаристы  те же, что и у обоих «Мальчишников в Вегасе», из которых я посмотрел (еле досмотрел) первый.
Такой вот замес.

ссылки


Александр Павлович Лобанов, "наивное искусство"
http://koroleni.livejournal.com/251826.html


Алексей Варсопко, фото-серия «Неделя в августе»
http://varsopko2.narod.ru/augweek/week_in_auguste.html


«Искусство уборки» от Урсуса Верли
Швейцарский художник прославился своей любовью к упорядоченности вплоть до самых мелких деталей. Вскоре у него выходит новая книга под названием "Искусство уборки", посмотрите некоторые иллюстрации из нее: http://ibigdan.livejournal.com/9162869.html


В избранное