К У Л Ь Т У Р Н Ы Й М И Н И М У М [Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться. Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru] выпуск 10.05.10
1 книга Кен Фоллетт «Третий близнец» 1 фильм «Мой папа псих» США, 2007 1 фильм «Посланник» США, 2009
+ ссылка: фото
1 книга
Кен Фоллетт «Третий близнец» The Third Twin Перевод с англ.яз.: Наталья Рейн Серия: Bestseller Издательства: АСТ, Транзиткнига, 2005 г. 560 стр.
Из аннотации: «Запрещенные эксперименты над людьми тайно проводятся в «политически корректной» Америке по заказу очень могущественных людей. Это кажется бредом. Однако молодая женщина-генетик, случайно получившая
доступ к секретным файлам ФБР, уверена – это правда! Она начинает собственное расследование. Она идет все дальше – и узнает все больше. Сначала ей просто пытались заткнуть рот. Теперь ее пытаются уничтожить!».
У Фоллетта я читал еще «Молот Эдема» (см.«Культурный минимум» за 26 декабря прошлого года). Не скажу, что был в восторге, фабула вызвала массу вопросов (напомню, что как бы экологические террористы устраивают вызывающим сильное сомнение способом землетрясения,
со всеми вытекающими трагическими последствиями, и этим шантажируют власти, которые хотят построить плотину), но понравился динамизм, закрученный сюжет, из-за чего и решил попробовать еще.
После «Третьего близнеца» интерес к автору сохранился.
Главное достоинство все то же – сильный драйв, закрученный сюжет, четкий жанр (детективная линия вполне на уровне: ха-ха, думаешь, какой я проницательный, вот знаю, что сейчас будет, но автор раз! и удивил), множество пересекающихся
персонажей, которые не мельтешат перед глазами и не путают своими именами (зачастую в некоторых книгах бывает так, что по поводу возникающего на страницах героя начинаешь и никак не можешь вспомнить, а кто это, что он конкретно до этого делал) – Фоллетт четко контролирует свой мир. Меня сильно захватило чтение (правда, к концу книги писателю, на мой взгляд, не хватило сил удержаться на том же уровне – в общем, немного выдохся перед финишной прямой, но накопленное опережение позволило выиграть;0)
И недостатки примерно те же самые – ощущение, несмотря на мою некомпетентность, надуманности хоть и актуального, но уж очень вымысла, связанного с «рождением человека из пробирки»; топорность мотивов поведения ученых, погнавшихся за «золотым тельцом», и одержимых «плохими» идеями политиков, идеалистичные романтические отношения, натяжки в сюжете. В кино это бы, наверно, не так бросалось в глаза, а когда читаешь, то легче сохранить критичное отношение и потому тормозить
на недочетах. И финал все-таки лишен катарсиса, так как в нагромождении событий размылось послание (типа, каким бы могущественным ни было Зло, но Добро победит), если оно вообще подразумевалось.
В «Молоте Эдема» тема секса играла не такое большое значение, а в «Третьем близнеце» одна из значимых. Многие персонажи с удовольствием им занимаются, о нем мечтают, совершают связанные с ним преступления, а автор, значит, подробно и не пошло это освещает.
Интересно, что почему-то
меня не раздражало использование автором в этой книге приема «умолчания» (герои, зная больше, чем читатель, переживают из-за как бы непонятно чего, что должно интриговать читателя, а впоследствии, значит, все раскрывается). Наверно, когда этот прием не главный, а лишь один из большого множества писательских средств, то и не так важно.
1 фильм
«Мой папа псих» King of California Режиссер: Майкл Кахил В главных ролях: Майкл Дуглас, Эван Рэчел Вуд США, 2007 г.
Из аннотации: «Эксцентричный и чудаковатый Чарли бесконечно донимает свою шестнадцатилетнюю дочь Миранду, чтобы та помогла ему в поисках несметных сокровищ. Чарли уверен, что когда-то в долине Сан-Фернандо в Калифорнии испанские миссионеры зарыли кучу
золотых слитков. Отец и дочь отправляются на раскопки мифического клада, но обретают там нечто большее, чем драгоценный клад…»
Фильм решил посмотреть именно из-за участия Майкла Дугласа. Последнее время он почему-то очень редко снимается в кино, да еще в каких-то маловнятных ролях. Однако с этим актером связано много приятных киновоспоминаний и хороших ролей, так что просто так его не забыть.
…
Итак, все-таки что-то странное происходит с актером. Роль получилась
шаблонная (одержимого как бы безумными идеями старика кто только не играл, а М.Дуглас не предложил ничего нового; совсем недавно, кстати, попытался посмотреть «Дела семейные» с Керком Дугласом, его отцом, примерно в такой же роли) – типа, показать молодежи, почему не стоит списывать стариков со счетов, что они еще то хранилище мудрости, мужества, удали, опыта, духа и т.д. Пожилым актерам такие роли нравятся. В данном фильме персонаж Дугласа также должен показать, что старики фору дадут
еще и по части авантюризма, веры в успех. Кстати, вот в этом аспекте русскоязычный вариант названия фильма просто убил, как я понимаю, смысл сценария: в оригинале фильм называется «Король Калифорнии», где последняя выступает символом места, где могут осуществиться самые безумные мечты. Наших прокатчиков в какой-то степени можно понять, но вышли из трудного положения они неудачно.
Ничего хорошего и про сам фильм не сказать. Снято незатейливо, банальные до зевоты сюжетные ходы, ужасные
натяжки, пережеванные идеи, приторно-сказочный финал. (Впрочем, объективности ради, не утаю, что на просторах Интернета встречаются и положительные отзывы.)
1 фильм
«Посланник» Messenger, The Жанр: военная драма, мелодрама Режиссер:
Орен Муверман В ролях: Вуди Харрельсон, Бен Фостер, Саманта Мортон, Стив Бушеми США, 2009
Информация о фильме с сайта film.ru: «Обязанности сержанта армии Соединенных Штатов Уилла Монтгомери (Бен Фостер) просты и печальны – он должен лично сообщать жёнам погибших солдат о том, что их мужья не вернутся с фронта живыми. Сложно представить этическую дилемму "посланника смерти", ведь у сержанта Монтгомери появились чувства к одной из солдатских вдов. Серебряный
медведь Берлинского МКФ за лучший сценарий. Две номинациия на "Оскар" – Вуди Харрельсон, лучшая роль второго плана, и лучший сценарий. Режиссерский дебют израильского сценариста и журналиста Орена Мувермана («Меня там нет», «Сын Иисуса»)».
Ой, не знаю, честное слово! Такая интересная тема, такой богатый материал для психологической драмы, но какая, извините, скукота!
Что вот ощущение от «Повелителя бурь», что от «Посланника»
– психологически неубедительно. Не верю!.. Причина – слабая, на мой взгляд, актерская игра, такая, что неловкость испытываешь за то, как актеры выдавливают из себя, типа, сложные человеческие чувства.
Трудно судить, я не специалист, но еще, как мне кажется, и фактически неубедительно – два военных на такой сложной работе просто предоставлены сами себе, без какого-либо контроля со стороны: сами себе и психологи, и консультанты. А еще и сразу становящиеся закадычными друзьями (характерная
«странная» деталь – могут позволить себе напиться и влезть в драку, а потом со смехом вспоминать, откуда синяки, при том, что на задание их могут вызвать в любой момент, – ну просто настоящие профессионалы!).
Еще этот сюжетный наворот – влюбиться во вдову (наверно, это будет близко только тем, кто верит в любовь с первого взгляда взрослого мужчины, военного, участника боевых действий, которому инструкциями запрещено вступать в отношения с родственниками погибших),
а она не очень переживает о смерти мужа, потому что там любви уже не было, а вот новую заводить то ли хочется, то ли нет, в общем, а поеду-ка я с сыном в Луизиану, но адресок, да, оставь, я напишу оттуда…
Вроде бы такие фильмы должны вызывать сложное отношение к Войне, к той цене, которую она выставляет, но вот именно что «должны вызывать»...