Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.28.02.10


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 28.02.10

1 сильная книга
Роман Сенчин
«Елтышевы»

1 хороший фильм
«Милые кости»
реж.Питер Джексон
1 недофильм
«Начало времен»

+ ссылки: арт, фото


Уважаемые подписчики! Спасибо за ваши комментарии.
К сожалению, система комментирования на Subscribe.ru мне не совсем понятна: почему-то появляются комментарии на уже давно вышедшие выпуски; предполагаю, что читатели выходят на них самостоятельно.
На все комментарии я стараюсь отвечать, но, опять же, не знаю, получают ли авторы комментариев мои ответы. Обращаю внимание, что комментарии, в которых встречаются личные оскорбления, я оставляю без ответа и удаляю.
Отмечу в очередной раз, что критерии, почему «понравилось - не понравилось», являются очень субъективными, оценка художественного произведения зависит от множества факторов (в т.ч., что особенно обидно, от неосознаваемых), а поэтому на универсальное мнение я, разумеется, не претендую. Хотя, чего там, иногда срываюсь в такой пафос, не справляюсь с эмоциями. Надеюсь на ваше понимание и снисхождение.
По возможности, в начале комментария указывайте, по поводу какой книги или фильма пишете.
Всех благ!

1 сильная книга
Роман Сенчин
«Елтышевы»

Серия: Проза жизни. Лучшие современные авторы
М.: Эксмо, 2009 г.
320 стр.

Из аннотации: «Елтышевы» – семейный эпос Романа Сенчина.
Страшный и абсолютно реальный мир, в который попадает семья Елтышевых, – это мир современной российской деревни. Нет, не той деревни, куда принято ездить на уик-энд из больших мегаполисов – пожарить шашлыки и попеть под караоке. А самой настоящей деревни, древней, как сама Россия: без дорог, без лекарств, без удобств и средств к существованию. Деревни, где лишний рот страшнее болезни и за вязанку дров зимой можно поплатиться жизнью.
Люди очень быстро теряют человеческий облик, когда сталкиваются с необходимостью выживать. И осуждать их за это может только тот, кто сам прошел путь возвращения: от успеха и денег – к нищете и страху, от сытости – к голоду и холоду...»

Важной сюжетной деталью романа является также то, что глава семейства работал в милиции (никакого «успеха и денег», кстати, не было), конкретно – в медвытрезвителе, обирал клиентов, а закончилась служба увольнением и судом за издевательства над клиентами, в результате которых они чуть не умерли. (Как будто из текущих новостей взято.) Ведомственное жилье отбирают, и Елтышевы перебираются в деревню к пожилой родственнице. А там…

Я поклонник творчества этого писателя. Не пропускаю ни одной его книги. Прошлым летом, кто помнит, писал о его сборнике «Московские тени». И поэтому особенно распространяться не буду.

Новую книгу советую всем любителям Сенчина («Елтышевы» – это классический Сенчин: тягучий, но без лишних слов; постепенно, четко и целенаправленно нагнетающий атмосферу мрака). Тем, кто не знаком с творчеством этого, не побоюсь, выдающегося современного писателя, настоятельно рекомендую познакомиться (впрочем, аргументы такого рода – «выдающийся», «настоятельно рекомендую», «каждый обязан» и т.п. – меня самого никогда не убеждали).

Настораживает весомое отличие от предыдущих произведений – количество смертей. Многовато. Раньше Сенчин для описания мрака, в котором пребывает наше современное «атомизированное скопление людей», обходился без этого, и получалось убедительно и даже более жизненно, так как все совсем как бы буднично, а потому еще страшнее: человек, потерявший все идеалы, не замечает, как мутирует в «живого покойника», при этом внешне сохраняя вид нормальной жизни.
Смерть, тем более насильственная, – уж слишком сильный художественный прием, и если им злоупотреблять, то уровень мастерства и художественной ценности падает. Но это уже о возможных будущих книгах. А эту читать, безусловно. (Не могу все-таки понять феномена Сенчина: вот не люблю художников, которые все время работают в одном стиле, когда одно и то же, одно и то же, а вот с Романом Сенчиным почему-то совсем по-другому – стоит ему запеть свою песню и как будто гипнотизирует...)

Да, конечно, «целевая аудитория» романа – те, кому не безразлично, что происходит со страной, с людьми, те, кто не «да надоела уже эта чернуха!»...

Переиначивая «вечные русские вопросы», выведу такой идеологический итог книги: виноваты все и ничего, похоже, уже не поделаешь (никаких спасительных рецептов Сенчин не предлагает).
1 хороший фильм
«Милые кости»
Lovely Bones, The
Режиссер: Питер Джексон
В ролях: Сирша Ронан, Марк Уолберг, Рэйчел Вайс, Сьюзан Сарандон, Стэнли Туччи
Жанр: драма, фэнтези, триллер
США - Великобритания - Новая Зеландия, 2009

Из аннотации: «Фильм рассказывает о переживаниях четырнадцатилетней девушки, изнасилованной и убитой маньяком-соседом. Наблюдая за жизнью домочадцев с небес, героиня мечтает о простых подростковых радостях и жаждет поимки душегуба.
По одноименному бестселлеру Эллис Сиболд».

Фильм мощный по визуальному ряду – красота-раскрасота (Большой стиль, который отличает Джексона), глубокий по просто эпическому сюжету – Джексон четко контролирует множество сюжетных линий (поражаешься, насколько много всего в фильме, как режиссеру удается рассказать о столь разном) – прямая аналогия с профессиональнейшим дирижером, руководящим большим оркестром, играющим сложную пьесу со множеством сольных партий. Ради этого, конечно, стоит сходить. При этом все-таки учтите, что главная героиня – девушка, важные сюжетные темы – родительская любовь, история первой любви.

Сцен изнасилования и убийства в фильме нет. Те, кто читал книгу, делятся, что в ней, по сравнению с фильмом, все намного мрачнее и ужаснее.

Все как бы хорошо, но при этом все-таки не хватало эмоционального надрыва, лирической тонкости. Сирша Ронан играет здорово, а вот Уолберг по большей части как будто выдавливает из себя. Рэйчел Вайс воспринималась как персонаж второго ряда. С актерским составом, признаюсь, мне точно не повезло: никогда не нравился Стэнли Туччи (у него к тому же в «Милых костях» какой-то односторонне поданный персонаж – а ведь, если задуматься, это же больной человек, в силу своих психических проблем становящийся страшно и ужасно опасным для окружающих) и равнодушно воспринимаю игру Сьюзан Сарандон (тем более в таком амплуа; вообще, показалось, что ее линия, этакой жизнерадостной, хулиганистой бабушки, не удалась). Впрочем, много требовать не надо – такие одномерные (одной краской) персонажи нужны для создания четкой системы координат, за кого переживать и наоборот.

И очень, конечно, противоречивое отношение к финальному посланию фильма, что вот надо оставить своих живых родственников в покое, дать им жить спокойно и счастливо. Отпустить их.
Не знаю, насколько это убедительно подано в книге, но в фильме казалось странным. Как будто любовь это вот взял и выключил – и она прекратилась. Не роботы же – люди.

Тема «страдание родителей по умершему ребенку» заставила вспомнить замечательный итальянский фильм «Комната сына» (режиссер Нанни Моретти), хороший американскую драму «В спальне» (режиссер Тодд Филд). А на прошедшей неделе по «Культуре» показали потрясающую по эмоциональной силе «Грошовую серенаду» (США, 1941) режиссера Джорджа Стивенса с Айрин Данн и Кэри Грантом в главных ролях. В каждом эта тема подается как огромная трагедия. И в каждом, проходя через страдания, родители, да, все-таки принимают мысль, что надо жить дальше. Но нигде не звучало так, что вот надо поскорей все забыть. Вот этой мысли в «Милых костях» я не понял. (Хотя, если рассматривать такой посыл как провокацию, ведущую к ожесточенным послефильмовым спорам, то ход, наверно, верный.)

1 недофильм

А я еще я посмотрел (как бы) комедию «Начало времен» режиссера Харольда Рэмиса с Джеком Блэком в главной роли. Более тупое, безвкусное, пошлое кино еще надо поискать. По-моему, у всех участвовавших в создании этого стыдного бреда просто что-то случилось с головой. Особенно печально, что Джек Блэк, которого я ценю и из-за которого и решил посмотреть, в этом замешан.

ссылки

Alessandro Papetti, художник-урбанист
http://gleba.livejournal.com/56652.html



Walter Trecchi, художник-урбанист
http://gleba.livejournal.com/54334.html



Paco Pomet, художник иронической детали (надо внимательно вглядываться)
http://pacopomet.wordpress.com/



Влад Артазов. Из жизни гвоздей. Фото
http://community.livejournal.com/prophotos_ru/749979.html


В избранное