Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.07.11.09


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 07.11.09

1 книга
Гийом Мюссо
«Ты будешь там?»

1 анимэ
«Первый отряд»
Япония - Канада - Россия, 2009

1 анимационный фильм
«Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек»
США, 2009

+ссылки: благотворительное и культурологическое

на прошлой неделе рассылка не выходила

1 книга
Гийом Мюссо
«Ты будешь там?»

Seras-tu La?
Перевод с франц.: В.Мохте
М.: Гелеос, 2009 г.
320 стр.

Из аннотации: «Сан-Франциско. Талантливый хирург не может смириться со смертью любимой женщины. Это случилось тридцать лет назад, но его все еще мучает горечь утраты.
Когда теряешь все, что тебе дорого, и жизнь кажется бессмысленной.
Когда все пути сходятся в одной точке.
Когда исход предопределен.
Одно слово может все изменить.
Ты думаешь, все, что тебе нужно, – это вернуться назад.
Но кто ждет тебя там?»

И еще (с задней обложки): «Современный французский писатель Гийом Мюссо 6 лет подряд занимает первые строчки рейтингов, вошел в десятку самых продаваемых авторов в Европе. По его книгам снято 4 художественных фильма. <…> переведены на 31 язык мира, общий тираж – 5 000 000 экземпляров».

Как надоело разочаровываться в новых, незнакомых авторах! Но как вот такого не почитать!

Ознакомился. Хм…

Читая отзывы читателей-женщин (http://www.ozon.ru/context/detail/id/4567235 – здесь делятся своими впечатлениями только они)  о книге (одни восторги) и не являясь поклонником теории, что есть литература «мужская» и «женская», тем не менее поймал себя на мысли, что я, наверно, все-таки «мужчина». Потому что мне книга совершенно не понравилась. Вообще. Более того – временами сильно раздражала.
Такое иногда было ощущение, что автор просто-напросто издевается или как вот это пойми: Мюссо в эпиграфе к одной из глав приводит цитату о том, что перемещение во времени невозможно («Лучшим доказательством невозможности путешествовать во времени является то, что нас еще не захватили толпы туристов из будущего». Стефан Хавкин), а сам строит всю книгу на этом. И ладно бы предложил бы какой-то неожиданный ход или чтобы хотя бы поверхностная логика была, здравый смысл – ведь Брэдбери с «эффектом бабочки» все же описал, но Мюссо этого не замечает – пишет, как будто вчера родился. Городит нелепость на нелепость, объяснение чему только одно – «женское» –  «ну хочется, чтобы так было! ну дайте нам красивую сказку!..»

Сюжет строится на том, что врачу достаются волшебные таблетки (от вьетнамского знахаря, чью внучку он, рискуя жизнью, спас). Благодаря этим таблеткам он может перемещаться во времени – как бы для того, чтобы исполнить свое желание – увидеть свою любимую, которая умерла 30 лет назад. Но почему-то все время в своем прошлом проводит в разборках с самим же собой, молодым. Даже дерутся друг с другом. Потом они вместе начинают спасать женщину от гибели… Да, еще, главный герой, тот, который старый, – «женщины», рыдайте! – болен неизлечимой болезнью и скоро должен умереть…

Я сам заболеваю ужасно мучительной болезнью, когда авторы начинают просто лить воду, как будто тянут время… Это я про содержательность «Ты будешь там?». И крутит и крутит Мюссо, вокруг да около, высасывая конфликты из пальца, наполняя страницы деталями, служащими только для «красоты»…

У меня свои представления о хорошем стиле, и когда я читаю, что «солнце позолотило верхушки деревьев», то ничего кроме, извините, тошноты такой «изыск» вызвать не может. Сопли, гламурность, как бы сентиментальность, показное благородство и мужественность – полный набор «сериальной» эстетики!..

Дочитывал только из-за того, чтобы узнать, сумеет ли автор придумать что-то в финале.
Закончилось полной ерундой.
А финальная сцена такая – герои идут навстречу друг другу по пляжу…
1 анимэ
«Первый Отряд»
Fasuto sukuwaddo
Режиссёр: Ёсихару Асино
Авторы сценария: Алексей Климов, Михаил Шприц
Полнометражный мультфильм
Россия – Япония – Канада, 2009

Из аннотации: «Первый анимационный фильм о Второй Мировой войне, рассчитанный на мировую молодежную аудиторию. Впервые мастера аниме – знаменитая японская студия – снимают фильм о России. Герои советского прошлого возрождаются в контексте молодежной культуры. Уникальная эстетика фильма – сочетание Советской архитектуры и искусства 20 века с визуальными традициями японской анимации. Совместная работа русских и международных авторов и музыкантов – оригинальный сплав идей и традиций.
«Первый Отряд» – полнометражный анимационный фильм в жанре фэнтези. Эта история о другой стороне Великой Отечественной войны, о противостоянии оккультных сил СС и секретного русского спец отдела, о тевтонских рыцарях потустороннего мира и о пионерах-героях – Первом отряде»
.

Фильм получился точно необычным: и с формальной т.з. – имеем качественное анимэ со всеми атрибутами жанра в соединении с советской фактурой, и с содержательной – давно пора, на мой взгляд, отойти от реалистично-пафосной подачи Великой Отечественной – так, как умели снимать в 60-70-х, все равно не получится… впрочем, это очень сложная тема.
Но поклонникам анимэ и любителям новых тенденций стоит посмотреть и после этого ждать, что будет дальше, так как чувствуется, что у авторов сильный запал на тему, да и, как тут только что прочитал, планируется продолжение.

Но и, к сожалению, достаточно претензий – совершенно «деревянные» (и фальшивые) как бы документальные вставки с монологами как бы ветеранов и (псевдо)специалистов и ощущение политического заказа – вот надо, типа, в молодежи через адекватную для нее подачу воспитывать патриотизм… впрочем, тема больная: тут хоть что делай сейчас, первая реакция будет скептическая…
1 анимационный фильм

«Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек»
Cloudy with a Chance of Meatballs
Режиссеры: Кристофер Миллер, Фил Лорд
Жанр: анимация, семейный
США, 2009

Из аннотации: «Молодой ученый пытается изменить мир к лучшему и решить «продовольственную проблему». В результате его необычных экспериментов с неба выпадают осадки в виде фрикаделек, спагетти, пирожков, блинчиков и другой вкуснятины!»

По анимации это, конечно, не Pixar, но, в принципе, очень даже неплохо. Несмотря на то, что движения персонажей «нечеловечностью» иногда режут насмотренный на хорошую анимацию глаз, все сделано так, что эта «нечеловечность» не очень-то и обращает на себя внимание. Потому как ярко, динамично, современно, весело (без пошлости), остроумно, по-доброму (но без сюсюканья), актуально для каждого – будешь тут равнодушным при виде всякой – изобретательно и смачно нарисованной – гастрономии во всем спектре! А если еще и голоден немножко…

Однако приготовьтесь. То ли задача такая стояла перед авторами фильма, то ли что, но к концу фильма вид еды начнет внушать уже не желание, а отвращение. Потому как явный – сознательный? – перебор. И вот тут мы приходим к задачам фильма. И с ними все далеко не так вкусно.

Не было ли у создателей фильма скрытой задачи побороться с культом еды в «растолстевшей» Америке? Не было ли у них же параллельной – более скрытой – задачи опорочить идею продовольственного изобилия за счет генно-модифицированной продукции? Что хотели они внушить зрителям? Почему после изобретения ученого последовал такой тенденциозный сюжетный поворот, когда продовольственный фронт пошел на маленький остров, грозя устроить новую «Гибель Помпеи», а не двинулся в те части света, не обрушился на те страны, где существует реальный голод? Почему такая социально-политическая узость?..
Я бы не стал развертывать тут «конспирологические» теории (кому и зачем это выгодно), но действительно – уж больно странным показался поворот сюжета.
Если же авторы всего лишь хотели показать, к чему могут приводить непродуманные научные эксперименты, то выбрали не тот материал. Привезите фильм в неблагополучную страну и посмотрите, как там оценят «вредность» изобретения!..

Еще одна деталь, с напрашивающимися аналогиями, вызвала вопрос. Молодой ученый все время чего-то изобретает. То, что никому не нужно. Но наступает катастрофа, которую сам же ученый спровоцировал, и вот благодаря другому его «бесполезному» устройству мир спасен, что в фильме подчеркнуто как достижение, мол, вот чего бы ни изобрел – все пригодится. Поэтому дерзайте!
Дерзайте-то дерзайте, но, может, сначала не стоит мир доводить до катастрофы, а?..

 В общем, не доведено до ума.

благотворительное

Любители вязания могут передать в дар ребенку-сироте к Новому году любую зимнюю вещь.
Акцию проводит благотворительная организация «Время помогать»: www.save-kids.ru

культурологическое

Что школьники знают о нанотехнологиях (опрос)
А что знаете вы?..


В избранное