Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.25.10.09


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 25.10.09

1 книга
Рафаэль Муссафир
«Паршивка»

1 фильм (ретро)
«Мистер Дидс переезжает в город»
Режиссер Фрэнк Капра
США, 1936

+ссылки: социальное и музыкальное

1 книга
Рафаэль Муссафир
«Паршивка»

Пер. с франц. К.В.Левиной
Серия: Имаго
М.: Рипол Классик, 2009
256 стр.

Из аннотации: «Как объяснить чужой тете с подозрительным названием «психоаналитик», почему ты спишь в одежде, а собственным родителям – что ты в свои восемь лет уже прекрасно знаешь, что дети делаются совсем не так, как это следует из их рассказа о маминой розочке и папиных семечках? Почему иногда хочется придушить любимого младшего брата – приставучего, вредного и занудного типа? А еще понять, зачем Боженька так неожиданно забрал на небо твою любимую подружку и оставил тебя совсем одну на всем белом свете?
…этот изящный, одновременно грустный и уморительно смешной рассказ о маленькой паршивке увлечет вас так, что вы не сможете пропустить ни единой строчки».


Интернет-магазины вместо аннотации приводят восхищенные цитаты из известных французских изданий.

Книга показалась интересной по теме (проблема взрослеющих детей, детский взгляд на мир взрослых) и приятно поразила предисловием, после которого стал радостно потирать руки, предвкушая удовольствие... Пишет, значит, некий Говар Бютен: «Нет ничего хуже, чем детская речь из уст взрослого человека, изображающего ребенка. Я знаю это не понаслышке. Но как же легко, а главное, как радостно держать в руках книгу, которую держите вы. Я начал ее читать с тревожным чувством. А закончил в состоянии умиротворения. Такое бывает редко. Поверьте мне, редко».
Как после такого не «задрожать от нетерпения прочитать».

Так вот, очень бы хотелось посмотреть в глаза этому Бютену, потому как его рекомендации, как оказалось, грош цена; а такой ход со стороны издателей – грубая, наглая манипуляция (к чему не привыкать).

Уж если по поводу вкусов не спорят (на мой взгляд, это слабая, скучная литература, с претензией на поэтические тонкость и, одновременно, глубину, которую не спасают ирония и пост-модернистские формальные приемы; по поводу последних скажу, что много читающим они не покажутся свежими и оригинальными), то уж по поводу критерия «как думают дети» разночтений быть не может – говорю это как взрослый, профессионально занимающийся педагогикой. Так, как в книге (почему-то названной «Паршивкой», а не как в оригинале – «А в это время пауки вяжут свои свитера вокруг наших бильбоке»: такая «адаптация», кстати, многое говорит об издателях), дети не думают, не иронизируют, и таких детей просто не бывает. Знаете ли вы, вообще, 8-9-летних детей, которые пишут дневники?.. Я, когда читал, никого кроме взрослого писателя в книге не увидел. Описанное, в лучшем случае, опирается на некий взрослый миф о том, что у детей может быть в голове, и рассчитано на дешевый драматический прием: а вот давайте удивим читателя, вложив взрослые мысли в уста героя, которого изобразим как ребенка. (В прошлом выпуске рассылки, в которой были описаны впечатления от «Как перевоспитать родителей», были высказаны те же самые претензии.)

«Нет ничего хуже, чем детская речь из уст взрослого человека, изображающего ребенка».

Есть претензии и к изданию. Отсутствует перевод на русский фраз на английском (рад за тех, кому это не надо), нет пояснения фактов, понятных героям и французским читателям, но не российским, точно.

В общем, что называется «побыстрее сляпать пирожок и втюхать».
1 фильм (ретро)
«Мистер Дидс переезжает в город»
Mr. Deeds goes to town
Режиссер – Фрэнк Капра
В ролях: Гари Купер, Джин Артур
США, 1936

Из аннотации: «По рассказу «Оперный цилиндр» Клэренса Бадингтона Келлэнда.
Лонгфеллоу Дидс, простой парень из провинции, поэт-любитель, пишущий стихи для поздравительных открыток и любитель игры на тубе, наследует огромное состояние своего дяди в Нью-Йорке, куда переезжает, чтобы вступить в наследство.
Редактор одной из газет, ради сенсационных репортажей о жизни новоявленного миллионера, поручает корреспондентке и красавице Луизе Беннетт описать жизнь Дидса. Журналистка, имитируя голодный обморок, теряет сознание на глазах у главного героя у входа в его особняк. Впоследствии за ужином в ресторане красотка сообщает «доброму господину», что она осталась на улице без работы и средств к существованию. Вскоре она, параллельно со сбором информации, влюбляет в себя Дидса. Никто не предполагал, к каким серьезным последствиям все это приведет...    
Пять номинаций на «Оскар» в 1937 году».


Посмотрел фильм, интересуясь творчеством Гари Купера – одного из самых известных голливудских актеров прошлого, и режиссера Фрэнка Капры.

Фильм показался скучным (почему-то практически все кино до 40-х кажется наивным), Гари Купер – «деревянным», фабула незавершенной (например, тема спасения главным героем девушки своей мечты не доведена до конца). Как оказалось, я уже смотрел римейк 2002 года под названием «Миллионер поневоле» (оригинальное его название, кстати, – Mr.Deeds), в котором в главной роли снялся Адам Сэндлер, а в роли Луизы – Вайнона Райдер. По актерской игре, юмору, драматизму-мелодраматизму современная версия мне понравилась больше (хотя, по информации из Сети, с удивлением для себя узнал, что фильм номинировался в нескольких номинациях на премию «Золотая малина», в т.ч. как худший римейк).

Продолжая сравнивать два фильма, хочу обратить внимание на идеологическую разницу. Характерная она или показательная, не буду обобщать. Однако не удержусь заметить: «О времена, о нравы!»…
В фильме 1937 года у главного героя, обвиненного голодающим мужчиной в безумной роскоши в то время, как многие семьи просто голодают, просыпается совесть, и он решает все деньги отдать бедным фермерам на покупку земли и необходимой техники, совершая сильный социально-ответственный поступок, учитывая кризис в Америке в то время. Творчество Фрэнка Капры, вообще, пронизано и жжет остро-социальным пафосом (в других фильмах, правда, более убедительно_. Чего уж точно не скажешь о «Миллионере поневоле», не выходящим за рамки мелодрамы.
Кстати, возможно ли у нас, в России, сегодня снять фильм о том, как простой, честный парень из глубинки (такие есть?), став единственным наследником какого-нибудь олигарха, направил полученные миллионы, чтобы помочь людям, попавшим в тяжелую ситуацию? Что вот вам первое приходит в голову – что с ним будет, даже если найдется такой? (У Капры главный герой был обвинен в сумасшествии. Однако, правда, не без, так сказать, народной поддержки, смог выиграть суд.)
ссылка: социальное
17 октября – Всемирный день борьбы против бедности
Акции в России
http://www.pravonadom.spb.ru/main.php?g=articles&c=78&v=i&i=1877

ссылка: музыкальное

Первый электро-гитарист
Видео-ролики с выступлениями легендарного, виртуозного Леса Пола


http://www.youtube.com/watch?v=uhZUCuMFPVU

http://www.youtube.com/watch?v=63Df09Sodpk


В избранное