Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.04.10.09


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 04.10.09

1 книга
Линкольн Чайлд, Дуглас Престон
«Реликварий»
2 фильма
«Суррогаты»
США, 2009

«Вождь краснокожих и другие»
США, 1952

возвращаясь к фильму
«Ушедшие»
Япония, 2008

+ссылки: арт

1 книга
Линкольн Чайлд, Дуглас Престон
«Реликварий»

Серия: Классическая и современная проза
Перевод с англ.: Глеб Косов
М.: АСТ, АСТ Москва, Транзиткнига, 2005
496 стр.

Из аннотации: «Убийства, убийства и убийства...
Обезглавленные тела жертв, не имеющих между собой ничего общего.
Работа маньяка? Не похоже...
Потому что слишком похоже на деяния монстра-полузверя, превращавшего в кровавый хаос коридоры нью-йоркского Музея естественной истории.
Но... монстр мертв. Кто же совершает преступления – теперь?..»

Захотелось отдохнуть от «неформатной» прозы и попробовать что-то «в жанре». Присмотрелся к этим авторам, увидел, что данная книга также переиздана в этом году (тоже что-то да значит) и купил.

Почти сразу начал подозревать, что это продолжение чего-то. Так и оказалось, когда, уже после прочтения, посмотрел в Интернете аннотации к другим их книгам и обнаружил «Реликта». Странно, что в аннотации к «Реликварию» об этом не говорится впрямую. Так что если кто вдруг загорится, то начинать надо с «Реликта». Если не еще раньше: у авторов персонажи (следователи, агенты ФБР) переходят из книг в книгу. Откуда (с какой книги) вообще все началось, мне не хочется узнавать.

Совершенно, как говорится, не мое.

Динамики, количества событий, поворотов сюжета на страницу хоть отбавляй. Это да. Только дух успевай перевести.
Плюс – по как бы классическим правилам жанра – разнообразные, типа, любопытные справочные данные (по генетике, химии, биологии, взрывному делу, боевым единоборствам, истории Нью-Йорка), чтобы ощутить, какие эксперты взялись за дело, проникнуться к ним уважением, да и как бы самим почерпнуть из кладезя...
К сожалению, демонстрация эрудиции – это всего лишь художественный прием. К тому же достаточно изъезженный. Я куски с экскурсами в историю, научными подробностями через некоторое время стал пропускать. Показалось даже, что авторы злоупотребляют этим приемом, так как все эти к месту и не к месту пространные лекции замедляют ход повествования. С другой стороны, если убрать эти детали, то останется только голая фабула, без вкуса и запаха…

Еще чем злоупотребляют Чайлд и Престон – «кинематографичностью». Ощущение такое, как будто авторы описывают кадры и сцены фильма. Вроде и ничего страшного (так, может, кому-то даже легче представить), но почему-то коробило. Все-таки хочется литературы, а не репортажа о фильме.

Не нравится мне, когда в детективе есть люди-мутанты и пр. элементы нереалистичной фантастики (все-таки это не трэш). Не могу без смеха относиться к персонажам в балахонах с большими капюшонами, чьих лиц не видно и которые ходят согнувшись. А уж когда они начинают еще петь хоралы – умоляю!.. Не нравится полное отсутствие юмора, иронии. Не нравится использование только двух красок при создании портретов персонажей, отсутствие жизни.

В общем, опять не повезло с книгой.
2 фильма
«Суррогаты»
Surrogates, The
Режиссер: Джонатан Мостоу
В главной роли – Брюс Уиллис
Жанр: боевик, фантастика, триллер
США, 2009

Из аннотации: «В будущем человечество нашло себе замену. Люди преспокойно сидят дома, а по улицам вместо них ходят роботы с их лицами, испытывая на себе все заботы и тревоги внешнего мира. Начиная расследовать странное двойное убийство суррогата и его хозяина, агенты ФБР еще не представляют, что поиски убийцы приведут их к тем, кто управляет новым прекрасным миром, населенным кибер-двойниками».

Интересная идея, но примитивно, ужасно, бездарно разработанная на всех уровнях фильма. Даже и говорить не о чем.

«Вождь краснокожих и другие...»
O. Henry's Full House / Baghdad on the Subway
США, 1952

Из аннотации: «Отличные режиссеры, известные актеры и даже Мэрилин Монро в небольшой роли.
Фильм создан по пяти новеллам великого американского писателя сатирика О.Генри. В картине экранизированы рассказы, написанные в период с 1902 по 1910 год: «Фараон и хорал», «Трубный Глас», «Последний Лист», «Вождь краснокожих», «Дары волхвов». По замыслу режиссера творчество автора должен был представить также и писатель. Так на экране появился Стейнбек – известный американский литератор, лауреат Нобелевской премии».


Экранизации, практически лишенные собственной самоценности и годящиеся, на мой взгляд, только для того, чтобы те, кому лень читать, но кто хочет «быть в курсе», смогли узнать сюжет. Те, кто уже читал рассказы, не увидят ничего интересного (сужу по себе).

Я решил посмотреть сборник из-за «Вождя краснокожих», чтобы сравнить с тем, которого снял Леонид Гайдай в 1962-ом…
Гайдай, без сомнения, снял на порядок интереснее и смешнее.
возвращаясь к фильму

«Ушедшие»
реж.Йохира Такита
Япония, 2008
(рецензия была в прошлом выпуске)

Не могу отказать себе в удовольствии привести комментарий, который пришел от анонимного подписчика «Культурного минимума»

«Пронзительный фильм... Режиссёр очень тонко подошёл к теме смерти, фактически с помощью персонажа виолончелиста Дайго саму смерть уравнял с искусством. Точнее искусством можно назвать то, как усопшего готовят к Последнему Путешествию. Ритуал примиряющий людей, от гея с семьёй, до упрямой банщицы с сыном... И, в конце самого Дайго с отцом. Фильм долго лежал у меня - принесли друзья. Решил просмотреть и просто, не вникая в детали, узнать о чём он. Была ночь. После 5 минут забыл обо всём, кроме сюжета. А когда сын банщицы закричал в крематории "Прости, мама!", то просто расплакался в голос. Это было в 4 утра».

Я в своей рецензии не писал об этом, но при просмотре фильма в нескольких местах от силы эмоций реально плакал.

арт-ссылки

Matt Haber, художник
http://community.livejournal.com/art_links/1619355.html

Фоторепортаж с праздника по случаю 60-летия КНР
http://agacan.livejournal.com/242349.html
http://agacan.livejournal.com/241768.html

Лю Болинь, искусство «творческого камуфляжа»
http://community.livejournal.com/art_links/1620660.html


В избранное