Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.20.09.09


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 20.09.09

1 книга
Олег Сивун
«Brand. Поп-арт роман»

1 фильм
«Сумасшедшая помощь»
Режиссер Борис Хлебников
Россия, 2009

1 фильм
«9»
Режиссер Шейн Эккер
США, 2009

+ссылки: арт и социальное

1 книга

Олег Сивун
«Brand. Поп-арт роман»

М.: КоЛибри, 2009
256 стр.

От издателя: «Это – роман?! Автор что, шутит? Какой же это роман, если в нем нет ни героев, ни сюжета? А есть 26 самых известных брендов, в лабиринтах которых блуждает наш герой, герой нашего времени... «Я теряю себя. Я уже это сделал. Я абсолютно поверхностный человек, и я копирую поверхности. Я постоянно копирую чей-то стиль, чью-то манеру разговаривать или писать, чью-то манеру одеваться, чью-то мимику и чьи-то жесты, у меня почти не осталось ничего своего. Я даже не попытался ничего своего создать, я просто переработал что-то уже имеющееся».
Мы все стали такими. Но лишь Олегу Сивуну хватило сил рассказать об этом. The End.»


Ну не везет на книги!..

У автора явно были амбиции написать модную книгу. Впрочем, все писатели хотят, чтобы их читали, а потом про них говорили. Но есть разные пути. Путь Сивуна испытанный – надо говорить о модном (сейчас в моде потребительская идеология, гламур, поэтому в моде всякие коммерческие бренды) и модно (типа, «Какая скука наша жизнь! Ничего настоящего!» – это всегда модно, хотя те, кто в юности прочитал «Евгения Онегина» или «Героя нашего времени», найдут в этом мало оригинального).
В итоге – пустота: в информации Сивуна (факты о бренде и свои личные впечатления о нем) и в подаче ничего свежего нет. Один треп. Так еще и раздражение: мало того, что из утюгов уже лезет эта реклама, так тут еще считающий себе интеллектуалом писатель промывает мозги!.. Я просто бросил читать.

Если же рассматривать с точки зрения авторской идеологии, что это, типа, концептуальное произведение (этакий каталог «что мне нравится и что мне не нравится»), то надо заранее представлять, что такие произведения принципиально скучны и предназначены не для интересного чтения, а для пост-чтения – размышлений над получившимся образом (и если в изобразительной искусстве образ статичен, и его постигаешь практически моментально, то в литературе образ нужно прочитать, потратив на это какое-то время, то есть изучать как в учебнике, чтобы потом думать, а что всем этим хотел сказать автор).

Недоумение вызывает концепция книги. 26 главок, каждая из которых посвящена одному бренду. Почему 26? А потому что это, типа, алфавит (читай «картина мира»). Да, но алфавит-то латинский, и даже единственный русский бренд существует почему-то в латинской транскрипции – Putin (который, по Сивуну, оказывается, еще и автор запоминающихся афоризмов). Тут вопросы – чего это так Сивун скромно посчитал, ограничившись 26-ью, идя явно на поводу своей концепции, но против здравого смысла (подобных брендов значительно больше)? С чего это вдруг игнорируется наш алфавит, алфавит языка, который создает для нас картину мира и на котором, кстати, и написана книга?.. (Смущает отсутствие не патриотизма, а элементарной логики.)

Никакого юмора и остроумия, поэтического ритма, чтоб хоть как-то скрасить скуку, у Сивуна лично я  не нашел, к тому же для такого небольшого объема автор умудряется залить книгу водой своих, типа, лирических впечатлений больше чем наполовину.

Единственное достоинство – эффектная, изящная обложка. Из-за нее не надо книгу покупать – достаточно, проходя мимо, остановиться и повертеть в руках. И пойти дальше в поисках нормальных книг.

(Если считать, что покупка книги из-за обложки и эффектного названия – это что-то вроде подрывной провокации в духе актуального искусства, то давайте для начала вернем деньги "доверчивым покупателям", а потом все вместе посмеемся на "шуткой", хорошо?)

1 фильм
«Сумасшедшая помощь»
Режиссер – Борис Хлебников
Оператор – Шандор Беркеши
В ролях: Евгений Сытый, Сергей Дрейден, Анна Михалкова, Игорь Черневич.
Россия, 2009

Из официальной аннотации: «Евгений (Евгений Сытый) приезжает в Москву из белорусской деревни на заработки, где в силу криминальных обстоятельств оказывается в квартире незнакомого москвича (Сергей Дрейден), тот, в свою, очередь, покоряет его простотой и благородством, а главное – увлекает Евгения пафосом борьбы с повседневным злом сегодняшнего мегаполиса.
Стремление помочь людям оборачивается для наших героев серией веселых и непредсказуемых приключений».


Москвич на самом деле оказывается городским сумасшедшим. Приключения, да, весьма непредсказуемые, но назвать их веселыми можно только если очень цинично относиться к жизни. Фильм – если не трагедия, то очень печальная драма. Трагикомедия про весь наш идиотизм (но это не социальное кино, хотя очень много остро-актуальных наблюдений) и к чему (в финале очень неожиданно) он может приводить. Да, я половину фильма просмеялся, но не из-за того, что было весело (шутки, гэги и пр.), а потому что так у меня выражалась радость от того, насколько точно режиссер и актер Евгений Сытый, так сказать, попадали в жизнь, создавали реальность, которая завораживала. Особо хочу отметить и отличную работу оператора – эстетика спальных районов во всей красе!

Актер Евгений Сытый – это, конечно, песня! Потрясающая игра! Ради него стоит смотреть фильм. А вот участие других актеров... Нравится, вообще, игра Игоря Черневича, но какой-то сырой у него был в этом фильме персонаж. Сергей Дрейден – очень важная роль, очень трудная роль, но на фоне колоритного и брутального Сытого он терялся. А по поводу Анны Михалковой хочу резко сказать, что она вообще не актриса.

К сожалению, есть проблемы со сценарием – сюжет не показался цельным.

У Бориса Хлебникова я смотрел еще два фильма – «Коктебель» и «Свободное плавание». Став поклонником творчества режиссера, не смог пропустить «Сумасшедшую помощь» – и не разочаровался.
1 фильм
«9»
Режиссер и автор сценария – Шейн Эккер (номинация на «Оскар» в 2006 г. за лучший короткометражный анимационный фильм)
Продюсеры: Тимур Бекмамбетов, Тим Бертон
Автор российского перевода и адаптации: Дмитрий Глуховский
Голоса российского варианта: Константин Хабенский, Гуф, Валерий Золотухин, Тутта Ларсен, Александр Пушной, Владимир Турчинский, Геннадий Хазанов.
Жанр: мультбастер
США, 2009

Из аннотации на официальном сайте: «Недалекое будущее. Наша планета – опустевшее поле битвы с восставшими против нас машинами... Вокруг ни души. Почти ни души. Перед тем, как погибнуть, последний человек – профессор, автор рокового открытия, подарившего машинам разум, – оживил девять тряпичных кукол, девять героев, девять характеров. Они – единственные, кому удалось уцелеть в страшной войне, кому суждено сохранить человеческую душу, чтобы разгадать тайну своего предназначения и спасти мир».

К вышеприведенной информации добавлю только то, что Шейн Экер номинацию получил за одноименную короткометражку, которую развил до полнометражной ленты.

Отличный мультфильм с оригинальной техникой (куклы, нарисованные на компьютере), великолепно выполненный на художественно-техническом уровне; интересные и яркие персонажи – в первую очередь, как всегда, удались «те, которые против наших», – с тонкой и убедительной мимикой (тому, как передаются эмоции искусственного мозга, отдельное восхищение). Адекватная настроению фильма мрачная атмосфера. Очень динамичный сюжет, почти без провисаний. Мощные экшн-сцены. Гуманистический пафос.

Однако есть и недостатки, которые особенно накапливаются к финалу. Вроде как хэппи-энд, а ощущение пустоты. Вышел из зала – и забыл. Почему? Потому что «фаст-фуд» – да, очень качественно сделанный, типа, вкусный, сочный, но вторичный. В принципе, фильм во многом построен на использовании штампов, или, если более уважительно, проверенных, испытанных приемов (если касаться сюжета, то те, кто много смотрит кино, будут весьма проницательны по поводу развития событий). Кстати, именно за это и не люблю фильмы Бекмамбетова.
И конечно, то ли оригинальный сценарий, то ли неудачная адаптация (слышал что-то про то, что Глуховский серьезно переработал закадровый текст), но, при общем понимании «о чем фильм», остается ощущение каши и невнятности деталей и подробностей про персонажей-кукл. Я, честно, так и не понял, кого или что они олицетворяют. Когда ближе к финалу пошел длинный, явно затянутый текст о том, кто они такие, я сначала пытался прислушаться и разобраться, а потом бросил. Уж лучше бы промолчали и оставили загадку своего происхождения и предназначения при себе. А то такого наворотили!..

* * *
Какая-то связь между названиями фильмов в последнее время, не замечаете? «9» + «Район №9» + «13 район» + «Дело №39» + «Девять с половиной свиданий» + «Девять» (новый фильм с Н.Кидман должен скоро выйти)…

арт-ссылки

Инсталляции из зонтиков
http://www.stumbleupon.com/s/#1AItWg/www.crookedbrains.net/2009/04/umbrella.html/topic:Arts

Нанотехнологии в гохуа: китайская техника «подъем туши»
http://www.daokedao.ru/2009/09/18/nanotexnologii-v-goxua/

ссылки-социальное

Подводные камни коммерческой регистрации («прописки»)
http://www.pravonadom.spb.ru/main.php?g=articles&c=65&v=i&i=1707


В избранное