Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.05.09.09


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 05.09.09

1 книга
Ясутака Цуцуи
«Сальмонельщики с планеты Порно»

1 фильм
«Любовники»
США, 2008

+ссылка: социальное

1 книга
Ясутака Цуцуи
«Сальмонельщики с планеты Порно»

Poruno Wakusei No Sarumonara Ningen and Twelve Other Stories
Авторский сборник
Переводчики: Иван Логачев, Сергей Логачев
М.: Эксмо, Домино, 2009 г.
320 стр.

Из аннотации: «Ясутака Цуцуи – пожалуй, последний классик современной японской литературы, до сих пор остававшийся неизвестным российскому читателю. Его называли «японским Филипом Диком» и «духовным отцом Харуки Мураками», многие из его книг были экранизированы – например, по роману «Паприка» Сатоси Кон поставил знаменитое одноименное аниме.
В предлагаемом вашему вниманию сборнике бонсай навевает эротические сны, а простой токийский клерк ни с того ни с сего становится объектом внимания всех СМИ, японский торговый представитель вынужден пойти на почасовую службу в армию африканской страны Галибии, власти давшего крен плавучего города Марин-Сити отказываются признать этот очевидный факт, а последний в стране курильщик засел на крыше парламента, отбиваясь от газовых атак вертолетов ВВС...»

В принципе, если есть интерес к японской литературе и культуре (в т.ч. визуальной), то можно почитать. Не «обязательно стоит», а «можно почитать». Уверен, что есть читатели, которые любые японские имена и названия наполняют особым поэтическим смыслом: они и меню в японском ресторане читают как стихотворение, – им понравится точно.

Стоит указать, что написано все в конце 70-х. Сборник неровный. Далеко не все рассказы прошли проверку временем.

Есть рассказы излишне затянутые, есть невозможно затянутые, есть, на мой взгляд, устаревшие, когда автор придумывает фантастичный мир и описывает его как первопроходец, придумывая названия и необычные свойства этого мира, что для конца 70-х, наверно, было в тему, но у меня сегодня ничего кроме скуки это не вызвало (это касается самого большого рассказа, который дал такое эпатажное название сборнику, – этот рассказ даже не стал дочитывать).

Есть рассказы-новеллы («Авиакомпания Горохати» и «Главная ветка "Медвежий Лес"», например), когда Цуцуи долго, обстоятельно и очень реалистично, как в репортаже для географического или этнографического журнала, описывает какую-то не слишком яркую историю, происходящую в особой реальности (с элементами необъяснимой загадочности, как в каком-нибудь сне), чтобы свести к неожиданному финалу буквально в последних двух-трех предложениях. Как в особого рода анекдотах, которые долго рассказывают, нагромождая несмешных подробностей, а эффект только в самом конце. В общем, тут явное несоответствие, как говорится, цены и качества, усилий и удовольствия. (И пересказать-то мне для доказательства своих слов их нельзя, так как вдруг вы решите почитать сами.)

Но есть и интересные, смотрящиеся и сегодня довольно свежими, действительно «по-японски» необычные рассказы, когда удивляешься фантазии автора. Есть, есть такое свойство у японских писателей-художников (особенно ярко и эффектно это проявляется в аниме), когда восторгаешься: «Как такое может придти в голову?!» Поклонникам аниме, читателям с воображением, если удастся представить истории Цуцуи в нарисованном виде, удовольствие обеспечено.

Интересными рассказы покажутся и тем, кого волнуют социальные темы. Различные виды социального зла (коррупция чиновников, перекосы социальный фобий, коммерциализация отношений, влияние СМИ на формирование ценностей) получают немного абсурдные и тем и запоминающиеся образы. (Но так как Цуцуи грешит излишней прямолинейностью и вместо развития образа лишь добавляет новые детали к изначально придуманному, давая, так сказать, больше, но не лучше, то образ может быстро наскучить.)
1 фильм
«Любовники»
Two Lovers
Режиссер: Джеймс Грэй
В ролях: Хоакин Феникс, Гвинет Пэлтроу, Винесса Шоу, Изабелла Росселлини, Элиас Котеас
Жанр: драма
США, 2008

Из аннотации: «По соседству с убежденным холостяком Леонардом поселяется очаровательная Мишель. Теперь беспечному мужчине предстоит нелегкий выбор между подругой семьи, которую хотят выдать за него замуж его родители, и красивой, но крайне переменчивой новой соседкой».

Так как никакой нормальной аннотации на фильм не нашел, то привел эту (с интернет-портала, который не хочу рекламировать).

Так вот, по пунктам. Не стоит верить игривой интонации текста – это серьезная психологическая драма. Далее, никакой Леонард не убежденный холостяк, так как совсем недавно хотел жениться, но не дали родители его невесты, узнав про их биологическую несовместимость в плане будущих детей. Потом, в характере Леонарда не столько беспечность, сколько психологическая неуравновешенность, возбудимость и истеричность, приводившие его к неоднократным попыткам самоубийства в прошлом (в т.ч. после разрыва с любимой невестой) и к медикаментозному лечению в настоящем. Противопоставления в красоте между героинями нет. Винесса Шоу, играющая подругу семьи, тоже довольно симпатичная. А соседка (по прежнему очень хорошо выглядящая Гвинет Пэлтроу) более, как говорится, эффектная, и не столько переменчивая по отношению к Леонарду, сколько к своему любовнику – женатому боссу, который все обещает, но никак не бросает семью ради нее.

Фильм более интересен в нюансах, деталях, микросценах, чем в целом по сюжету, который то банален, то предсказуем до зевоты, то надуман, и, получается, нужен только для того, чтобы в финальной сцене показать многозначно-неоднозначность, противоречивость, такую своеобразную печально-горькую жизненность поступка главного героя (не расскажу в чем он, чтобы не испортить интригу тем, кто еще не смотрел). В общем, "жизнь – это не романтическая сказка, сынок". Кстати, как и с рассказами вышеприведенного японского писателя, в наличии имеем несоответствие между тем, сколько всего показали, и ради чего.

Играют хорошо, но уж очень традиционно как-то. Без особого огня. Так называемый «нерв» есть только у Феникса, но сценарий не дает ему развернуться, в результате чего на экране маловнятный, во многом непроясненный образ его героя. Да и сильно режет глаз физическое состояние актера – по психологии, ситуации он играет малоопытного молодого мужчину, «вступающего во взрослую жизнь», а выглядит намного старше
даже своих 34. Участие Изабеллы Росселлини можно и не отмечать – ничем не выдающаяся роль.

Важной характеристикой фильма является заложенный в сюжет драматический конфликт между традиционными ценностями еврейской семьи и спонтанными чувствами «неокультуренной» любви.

В общем, довольно среднее кино. Как толковать оригинальное название фильма, не представляю.

У Джеймса Грея я, оказывается, смотрел почти все фильмы: «Маленькая Одесса» (помню, что понравилось), «Ярды» (остались хорошие воспоминания) – не смотрел только «Хозяев ночи». В последних двух тоже играет Феникс.

ссылка: социальное

«Я НЕ АДВОКАТ, Я ПРОСТО ПЫТАЮСЬ ПОМОЧЬ...»
На вопросы Валерия Бабурина отвечает Сараева Тамара Владимировна, директор некоммерческой организации «Национальный фонд реабилитации личности» (Ярославль).

«Тамара Владимировна, расскажите, как вы стали директором центра для бездомных?
– Я начну издалека. Дело в том, что я сама в прошлом лицо без определенного места жительства.
Шел 93-й год. На тот момент я страдала алкогольной зависимостью, и вот на этой почве меня обманули с жильем. Муж к этому времени уже умер от пьянства. Риэлторы, увидев во мне потенциального «клиента», принялась за меня всерьез: приносили выпивку, иногда даже коньяк дорогой, обхаживали меня всячески, убаюкивали…»


В избранное