Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.01.02.09


 К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 01.02.09

1 книга
Эми Тан
«Клуб радости и удачи»
1 фильм
«Рок-н-рольщик»
Великобритания, 2008

+ссылки: две важные статьи в Интернете + арт + социальное

1 книга
Эми Тан
«Клуб радости и удачи»

The Joy Luck Club
Перевод с англ. О. Савоскул.
СПб.: Амфора, 2007
416 стр.

От издателя: «Клуб радости и удачи» – первый роман американской писательницы Эми Тан, родившейся в семье эмигрантов из Китая. Эта удивительная мистерия в стиле «дочки-матери» из шестнадцати новелл, вложенных в уста четырех матерей-китаянок и их четырех дочерей, которые родились и выросли в Америке».

Роман был написан в 1989 году. Впервые был опубликован в России в середине 90-х в журнале «Иностранная литература». Несколько раз переиздавался. По роману, как выяснилось при поиске информации по книге, снято кино (отмечу только, что на моем киногоризонте оно не встречалось). Все это что-то да значит, в смысле того, как приняли книгу, не говоря уже о положительных рецензиях.

Но эта книга совершенно не моя – еле-еле дочитал. Тема взаимоотношений дочерей и матерей, матерей и матерей, матерей и родственников, матерей и их матерей мне, попадающему только в группу «родственников», оказалась не близка, не задела никак. Я и скажу, что «Клуб…» это такое переливание из пустого в порожнее, постоянное проговаривание своих обид, тревог, внутренних напряжений, основанных в большей степени на чувствах, но никак не на логике, не на желании познать самого себя, что, с моей точки зрения, превращает все это в глупое, бессмысленное занятие, в «дурную бесконечность», но не буду настаивать на том, что возможна единственная точка зрения. Некоторым людям важно говорить, чтобы обмениваться не информацией, а энергиями. И практически всем людям иногда это важно.

Упрек, зачем мужчине читать «типично женскую» литературу, не приму, так как такое определение очень расплывчатое (раз) и зачастую люди не способны разделить внутренние ощущения на половые и не-половые (два). [Отмечу, что на обложке приведена похвала книге, сделанная Григорием Чхартишвили – ака Б.Акунин.] Вспоминаю, кстати, неоднократные случаи искреннего удивления  – как мужчин, так и женщин – на мои восхищения: «Как тебе это могло понравиться – это же для женщин?!»…

Китайская экзотика, которая проходит через книгу красной линией, тоже от меня в стороне – сколько книг уже перечитано и фильмов пересмотрено, в рецепте создания которых обязательно наличествует некое «национальное очарование». Поначалу это интересно, а потом скучно (так как все это внешнее – просто некая деталь интерьера заменяется на другую) – и хочется остановиться до того момента, когда начнет раздражать.
То же касается и темы взаимоотношений китайской и западной культур. Вот как-то это для меня проехали уже.

Читать было трудно еще и по той причине, что книга не сюжетная, а, как полагаю, «атмосферная» – как говорится (теми, кому она понравится), «в ней просто приятно находиться». Некоторая все-таки сюжетная интрига была, но меня не увлекла – уж слишком мелодраматичная. Что точно затрудняло чтение – неразличение портретов героинь, поэтому в какой-то степени удивлялся, почему все героини названы разными именами.

Резюме. Как говорят иногда в новостях, «там-то не подтвердили и не опровергли информацию», так и я – и советовать, и отговаривать не буду.

Заказать

Не заказывать
1 фильм
«Рок-н-рольщик»
RocknRolla
Режиссер: Гай Ричи
В ролях: Джерард Батлер, Том Уилкинсон, Тэнди Ньютон, Джемма Артертон, Идрис Эльба, Марк Стронг.
Жанр: боевик, криминальный.
Великобритания, 2008

Из аннотации: «Лондонский криминальный мир узнает о том, что загадочному русскому преступнику удается провернуть хитроумную земельную аферу, вследствие чего начинается кровопролитная борьба за многие миллионы долларов».

Кратко по поводу этого фильма могу сказать только – ну сколько можно?!..

Сколько можно об одном и том же?! Сколько можно снимать один и тот же фильм под разными названиями?!

Смотреть совершенно незачем, так как новизны никакой абсолютно, а только перепевание перепетого. Все эти рекламные, извините, трендения о том, что вот вернулся «британский Тарантино» во всей красе, просто смешны, учитывая, что и Тарантино-то существует на слуху за счет старых заслуг.

Конечно, каких-то российских зрителей фильм соберет, учитывая, что среди персонажей – российский олигарх, занимающийся сомнительными делами в Лондоне, и его охранники-отморозки. И привлечет, конечно, имя режиссера, снявшего «Деньги, карты, два ствола», что для зрителей оказывается важнее, чем все, что он снял после этого и что даже и не приблизилось к планке фильма, которым прославился. Феномен такой «любви» к Гаю Ричи для меня очень актуален, так как ведь и я все чего-то ждал, относился к этой идиотской, простите, комедии с Мадонной, как к неудачному эксперименту, а на «Револьвер» был готов лицемерно закрыть глаза. И пошел же. И чувствовал себя отвратительно весь сеанс. В том числе и по отношению к самому себе.

В какой-то степени теперь даже боюсь этой своей «темной стороны» – выйдет какой-нибудь фильм с участием актера или снятый режиссером, к которым какое-то вот такое особое отношение, и ведь побегу – и очнусь только в зале!.. Страшно, честно.

2 важные статьи

Весьма-весьма рекомендую для ознакомления два текста из Интернета, очень близкие по тематике к «Культурному минимуму»: первый очень большой, но с возможностью зато прослушать в аудио-варианте, а второй – короткий.

Программа «Назад в будущее» на радиостанции «Эхо Москвы» 26 января 2009 года
«Культура элитная и массовая: как разделилось общество»
Алексей Лебедев, заведующий лабораторией музейного проектирования Российского института культурологи, доктор искусствоведения.


Несколько цитат из распечатки программы.

«…сама по себе принадлежность к, например, финансовой элите она совершенно не гарантирует элитарности вкуса».

«…предположим, рокеры не слушают никакой другой музыки, кроме рока. Ну я нарочно, так сказать, огрубляю ситуацию. Но, например их мнение по поводу уже, скажем литературы, могут быть разными. Да? И в этом смысле их система представлений, общая система представлений не охватывает всего культурного поля в целом. Поэтому мы называем их субкультурой. Поэтому, если бы вот эта мировоззренческая система и знаньевая система охватывала бы всё, тогда это была бы культура, а это субкультура».

«…человек, который читает там какие-то тонкие, высоко учёные книги, не значит, что ему время от времени не хочется прочесть детективчик, или посмотреть какую-нибудь глупость по телевизору. Понимаете, да? Ведь есть же вещи, которые, ну как бы даже психологически, в разных слоях существуют. Ну, собственно говоря, да, можно читать там всякую высокую литературу, но Конан Дойль – это тоже недурственно! Так что, есть в этом своя прелесть. И я не считаю, что тут есть какая-то резко маркирующая черта. Проблема, как мне кажется, совсем не в противостоянии этих культур, потому что они все имеют своего потребителя иногда в лице одного и того же человека».

«Вот есть отдельный, конкретный человек. И перед ним развал дисков, фильмов, книжек и так далее. Как он может выбрать? Ну да, есть такой способ. Вот у него есть, предположим, эксперт, ну там журналист, специалист по тому, сему, который об этом пишет в своей колонке. Он ему доверяет, и смотрит, например, только те фильмы, которые вот порекомендовал, например, этот журналист.
На практике обычно происходит не так. Я думаю, что аудитория со мной согласится, что большинство, например, делает так: доверяют мнению своих знакомых. Очень распространённый элемент, когда вот мой знакомый, человек, который мне известен, понятен…»

«Вот есть такая довольно любопытная статистика, которая говорит о том, что 95% постоянных посетителей музеев составляют люди, которые впервые попали в музей в возрасте до пяти лет.
А вот это очень любопытно. Знаете, иногда в музее мы сейчас видим: вот детишек носят в рюкзачках таких. Вот идёт парочка молодая в музее, и там какой-то ребёночек в возрасте полгода щебечет. Вот выясняется, что он и есть главный потребитель среди всей этой компании. Потому что папа, мама – ну это уже у них так с детства заложено, а вот он-то точно будет в музей ходить постоянно».

Полная распечатка передачи и возможность скачать в аудио: http://www.echo.msk.ru/programs/futureback/568318-echo/

Скрытые смыслы в названиях фильмов
Автор: nailbombin


«Названия многих фильмов несут больше смысла, чем кажется на первый взгляд.
Вот небольшая подборка того, что удалось вспомнить с ходу.

«Апокалипсис» реж: Мел Гибсон. Оригинальное название – «Apocalypto».
Книга «Апокалипсис», она же «Откровение Иоанна Богослова» описывает события, которые якобы будут иметь место перед вторым пришествием Христа: будет падать огонь с неба, мертвые восстанут из могил и все такое прочее. Поэтому слово «апокалипсис» стало фактически синонимом «катастрофы планетарного масштаба». Слово же «апокалипто» в переводе с греческого означает «новое начало», что, в отличие от переводного названия, очень подходит для описания событий, произошедших в фильме.

«Бешенные псы» реж: Квентин Тарантино. Оригинальное название – «Reservoir Dogs».
Оригинальное название было составлено Тарантино из двух других: «Au Revoir Les Enfants» и «Straw Dogs», по замыслу должно было получиться «Au Revoir, Dogs» («Прощайте, псы»). Легенда гласит, что Квентин не знал французский и поэтому, для удобства, называл первый фильм просто: «that reservoir movie». В итоге и родилось название, которое никак не возможно перевести на русский язык».

Далее: http://nailbombin.com/2009/01/29/skrytye-smysly-v-nazvaniyax-filmov/

ссылки

THEO JANSEN. Удивительный современный голландский художник
http://widerkunst.livejournal.com/87400.html

Как помочь бездомным
http://community.livejournal.com/pravonadom_ru


В избранное