Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.07.12.08


 К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 07.12.08

1 книга
Дидье ван Ковеларт
«Евангелие от Джимми»
1 фильм
«Кабеи»
Япония, 2007
1 фильм
«Мария-Антуанетта»
Япония - Франция - США, 2006

+ссылки: арт-анонс и социальное

Уважаемые подписчики!
В прошлых выпусках рассылки, по причине, как полагаю, программно-технических сбоев службы рассылки, в тексте появились совершенно неуместные смайлики. Извините.
Надеюсь на понимание.

1 книга
Дидье ван Ковеларт
«Евангелие от Джимми»

L'evangile de Jimmy
Перевод с франц. Нины Хотинской
Серия: Французская линия
М.: Флюид/FreeFly, 2008
400 стр.

Из аннотации: «Написать захватывающий детектив, увлекательнейший научно-популярный труд, фантастический и вместе с тем серьезный психологический роман, с переплетающимися любовными интригами и глубоким философским подтекстом, да еще сделать все это так, что от книги не оторваться – такое под силу немногим.
В своем фирменном стиле, с присущими ему фантазией и изяществом, Дидье ван Ковеларт исследует глубины человеческого сознания на примере кажущейся фантастической истории о клонировании Христа».


Дело происходит в США. По сюжету, взяли Туринскую Плащаницу, из нее пробу крови и, в итоге, создали клон Иисуса Христа – Джимми. Изначально он не знает, от кого (от чего?) он рожден. О том, что с ним происходит, когда ему исполняется 30 и больше лет, и рассказывает «Евангелие».

Обилие информации: научной [по клонированию], технической [по обслуживанию бассейнов, так как главный герой, по своей профессии, следит за их чистотой], теологической [по толкованию различной священной литературы], по работе спецслужб [поначалу вся операция строго засекречена], по pr [явление нового Христа народу должно произвести наиболее позитивный для властей эффект], и т.д. – все это вроде как бы настраивает на серьезное чтение.

Сюжет стремителен и закручен. Много политической и социальной критики, а в финале гимн гуманистической, высокой духовной сущности простых людей.

Книга не понравилась.

На мой взгляд, очень много надуманного, неубедительного, поверхностного и, несмотря на сильную концентрацию научной информации на страницу текста, весьма наивного, что ли, – вот так вот взял человек и, начитавшись книжек, преобразился! Умоляю!..

Часто, сталкиваясь в художественных произведениях с информацией, которая тебе не знакома, и с той легкостью, с какой автор ею оперирует, думаешь, вот какой автор умный, столько всего знает! Но вот читаешь, как он описывает человеческие отношения, и понимаешь, что, может быть, как проходит сложная химическая реакция он и знает [вычитал в справочнике?], но про людей или не знает, или, не уважая читателя, предлагает ему примитив, спрятанный за всякими умными словами. И, таким образом, ставится под сомнение и научная компетенция автора

То ли в угоду динамизму, то ли из желания поскорее на горячий сюжетец написать книжку, но настолько все схематично, плоско, все герои говорят в одинаковом стиле, при этом что ни реплика, то хорошо подготовленная, грамматически правильная, с высоким пафосом, речь, что остается только, не дочитывая, перевернуть страницу. И вот никакого сопереживания героям, потому что ни за одним из них не стоит нормальный живой человек.

И этот снова «удивляющий своей изощренностью» прием из детективов, когда на страницах присутствует персонаж, который изначально в курсе, как было дело, но почему-то о том, что он, вообще, в курсе и что у него в голове, в частности, было и это, читатель узнает только в финале.

Отмечу как недостаток работу переводчика и редактора – и опечатки встречались, и поработать над стилем надо бы. Впрочем, может, сам Ковеларт такой и есть.
1 фильм
«Кабеи»
Kaabee
Режиссёр: Ёдзи Ямада
В ролях: Саюри Ёсинага, Таданобу Асано, Мицугоро Бандо, Рей Дан
Япония, 2007

Из аннотации: «Когда мир вот-вот взорвется очередной войной, государство требует от тебя преданности, муж отстаивает свои идеалы, а дочери взрослеют на глазах – матери остается надеяться только на две вещи: на свое терпение, чтобы пережить все это, и на чувство юмора, чтобы это смогли пережить все окружающие.
Кабеи – по-японски означает нечто вроде «мамашка». Так уменьшительно и забавно называют домашние Кайо Ногами, преданную жену и заботливую мать двоих девочек. Именно ее глазами легендарный японский кинорежиссер Ёдзи Ямада [трилогия «Скрытый клинок», «Сумрачный самурай», «Любовь и честь»] в очередной раз показал то, что считает главным в своем творчестве: силу, которая заставляет простого человека совершать каждодневный подвиг наперекор обстоятельствам, судьбе и всемирной истории. О том, как сжимается от тревоги, дрожит от неизвестности и радуется сердце матери, хранящей вечную ободряющую улыбку на лице, – этот фильм мастера, главной идеей которого всегда остается желание мира и гармонии для человечества».


Будучи большим поклонником «Скрытого клинка» и «Сумрачного самурая» – фильмов, которые смотрел уже по несколько раз, не смог пропустить новый фильм Ёдзи Ямада.

Разочаровался. Такое ощущение, что все, что мог про тяжелую – трагическую – жизненную участь простого человека, режиссер уже сказал. При этом его любимая [судя по «Клинку» и «Самураю»] сюжетная линия, когда герои скрывают друг от друга любовь или не хотят себе признаваться в этом, в данном фильме разыграна как-то слабо, даже топорно. Игра актеров, за исключением актеров-детей [очень трогательных], не понравилась. И… впрочем, уже надоело в этом выпуске рассылки говорить о неубедительности и психологической стерильности поведения героев.

Единственное, для меня, достоинство фильма – сведения о малоизвестной странице истории Японии конца 30-х – начала 40-х прошлого века. Один из героев фильма – отец семейства – политический диссидент, за свои убеждения попадающий в тюрьму. В фильме довольно большое место занимает не только, скажем так, интонационная, но и буквальная [проговоренная персонажами] критика государственной политики Японии того времени.

В прошлом выпуске писал о фильмах фестиваля японского кино – этот фильм идет вне его рамок, правда, в том же кинотеатре – Петербургском Доме кино.
1 фильм
«Мария-Антуанетта»
Marie Antoinette
Режиссер: София Коппола
В ролях: Кирстен Данст, Стив Куган, Джуди Дэвис.
Япония - Франция - США, 2006

Из аннотации: «Блестящая и трагическая судьба французской королевы Марии-Антуанетты будет всегда изумлять и ужасать потомков. Беззаботное детство в семье отца, императора Австрии. Ранний брак в 15 лет – и с кем! – с наследником самого Людовика XVI! Вступление на французский трон в 19 и полная бесконечных развлечений молодость среди роскоши Версаля. И, наконец, внезапная, ужасная смерть на гильотине под улюлюканье парижской черни. Историки говорят, что Мария-Антуанетта поплатилась головой за то, что ненавидела и не понимала простой народ. Но тогда придется признать, что эта остроумная и незаурядная женщина была примитивной стервой! У авторов данного фильма есть другая версия, которая призвана пролить свет на все темные места биографии самой знаменитой королевы в истории Франции...»

Два часа костюмированной пустоты!..

Единственное, что я вынес из фильма, то, что, наверно, Софии Копполе самой очень нравилось купаться во всей этой роскоши, как на уровне одежды, так и на уровне убранства Версальского дворца и парковой архитектуры.

Психологии в фильме никакой – ходят, сидят, лежат такие холодные рыбы, чего-то говорят, а какие – эй! – мысли, чувства за всем этим стоят? Ни одного ответа. За весь фильм – ни одного. Ни про одного персонажа. Жили-жили, вдруг как снег на голову – революция!.. И вдруг – именно «вдруг» – желание погеройствовать, «выполнить долг» – пойти за своим мужем до конца!..

Возможно, надо хорошо знать историю, чтобы понимать, в чем оригинальность версии создателей фильма. Возможно, что фильм, задав новый ракурс, с кем-то спорит и пытается что-то опровергнуть. Возможно, что этот фильм из разряда фильмов-настроений, в которое я не попал. А возможно, что просто неудача, и про этот фильм все скоро забудут.

Фильм почему-то [опять это «вдруг»!] сопровождается музыкой современных рок- и поп-групп, впрочем, даже не то чтобы современных, а еще же из 80-х и 90-х. В чем тут смысл и есть ли он, не стал думать.

арт-анонс

Алексей Варсопко. "Все Очень Просто". Электроинсталляция.
Галерея "Люда"
[Санкт-Петербург, ул. Моховая, 42]. 14 декабря 2008 года. 19.00.

социальное

Все новости Межрегиональной Сети "За преодоление социальной исключенности"

 


В избранное