Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.24.08.08


*
К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 24.08.08

1 книга – два мнения
Шань Са
«Конспираторы»
1 книга
Михаил Вострышев
«Повседневная жизнь России в заседаниях мирового суда и ревтрибунала»

(про кино тоже есть, что рассказать, но не буду перегружать выпуск)

[на прошлой неделе рассылки не было]

 1 книга – два мнения

Шань Са
«Конспираторы»

М.: Текст, 2008
Перевод с французского: Нина Хотинская

Из аннотации: Париж, 2005 год. В доме с видом на Люксембургский сад снимает квартиру мужчина, похожий на голливудского киноактера, представитель американской фирмы. Этажом выше живет красавица китаянка. У них начинается роман. Возможно ли между ними искреннее чувство, если они не те, за кого себя выдают? И есть ли вообще место любви в политических играх, в которых эти двое всего лишь пешки?

Сначала рецензия моего коллеги по Интернет-рассылкам.

Об авторе. Французская писательница. Пишет на французском языке, освоенном после переезда в Париж. Ранее мною были прочитаны два её романа «Играющая в го» и «Императрица». Первый роман посвящён судьбе молодых любовников во время китайско-японской войны. Второй – древнему Китаю, а именно, первой женщине-императору, нравам императорского двора и каким (какой) нужно быть, чтобы удержать власть в течение десятилетий. Обе книги – прекрасная литература. «Конспираторы» тоже.

Рекламные сведения. Их нет.

Жанр. Роман. Написан в 2005 году. 252 страницы почти карманного формата.

Сюжет. Действие романа происходит в 2004 году в Париже. В центре города проживают два человека. Американец с внешностью Ричарда Редфорда (фильм «Три дня Кондора») и красивая китаянка. Оба они являются секретными агентами своих стран. Американец имеет задание разузнать всё об Аямей. А Аямей быстро разобралась, что представляет собой Джонатан. Оба хотят друг друга перевербовать. В процессе обхаживания они влюбляются друг в друга. Наступает ситуация, когда тот, кто убьёт другого первым, спасётся от провала.

Впечатление. Рекомендую прочитать всем. Думаю, никто не разочаруется. Особенно, в «Играющей в го» и в «Императрице».

И ещё осмелюсь предложить книгу китайского автора, пишущего на французском языке, – это Дэ Сижи (Десижи) «Бальзак и портниха китаяночка». Фильм, поставленный по этой книге, очень слаб и не передаёт всех её сильных сторон.

Валерий.

Мнение №2.

Прочитав рецензию в рассылке Валерия, а до этого «Играющую в го», от которой остались, в целом, хорошие впечатления, решил купить. Тем более у книги такой – особенно подкупающий в последнее время – плюс – ее объем и формат.
Прочитав, могу в очередной раз сказать, насколько все-таки различаются вкусы у людей – с Валерием в ощущениях совершенно не совпал. Читал как какую-то, прошу прощения, бульварную литературу – чрезмерная и совершенно не на мой вкус эротика, однозначно и правильно понимаемые намеки (вот счастливые люди в книжках живут!), все такие изысканные, утонченные и красивые, ах, что кашляешь от смеха, при этом отсутствие интриги, а только сознательное запутывание сюжета, в котором, в результате, стало скучно разбираться, кто на какую разведку работает. Прием, что и герой и читатель должны понять, какие на самом деле чувства испытывает женщина (то ли действительно любит, то ли искусно имитирует, то ли и любит и при этом для начальства как бы имитирует, и т.д) – все это уже было не раз. В общем, скукота и бездарно потраченное время.
Сначала вроде бы понравился «телеграфный» стиль автора в этой книге – такая четкость и лаконичность, однако быстро прошло – появилось ощущение, что читаешь не книгу, а ее конспект, некий скелет, основу того, чему еще предстоит стать романом.

Как вы теперь будете выбирать из двух рецензий, не представляю.

 1 книга

Михаил Вострышев
«Повседневная жизнь России в заседаниях мирового суда и ревтрибунала»

Серия: Живая история: Повседневная жизнь человечества
М.: Молодая гвардия, 2004

Из анннотации: Михаил Вострышев – историк и писатель, рассказавший в своих книгах о многих достойных памяти людях Русской земли. В серии «ЖЗЛ» издаются и переиздаются его книги «Патриарх Тихон», «Целиковская», «Московские обыватели». Его новая книга необычна – она посвящена не выдающимся личностям, а бытоописанию двух резко различающихся эпох. Первая из которых, со времен Александра II, создавала новые судебные уставы, а вторая в 1917-1920 годах – погрузила страну в средневековое бесправие.
Настоящая книга основана на документах дореволюционного суда и советского ревтрибунала, собраны смешные и горькие, и просто увлекательные сценки жизни русского человека, в которых отражены реальная обыденная жизнь населения России и законы, по которым протекала эта жизнь.


Помимо потрясающих стенограмм заседаний мирового суда (проходивших в Петербурге, Москве, Одессе в конце 60-х – начале 70-х гг. XIX века), взятых из дореволюционных источников, Вострышев делает интересный, во всяком случае для меня очень любопытный, экскурс в историю суда на Руси – о том, как развивался этот институт на территории нашей необъятной и умом непостижимой. (Тем, кто считает, что это были «благолепные времена», советую, для отрезвления, ознакомиться: например, обвиненным в воровстве делали «проверку железом» – прикладывали раскаленное железо, и, если ожог не очень(?) сильный, то не виноват.) Именно в контексте этого экскурса крайне важным Вострышев считает опыт мирового суда, возникшего после судебной реформы 1861 года. Одним из важнейших завоеваний мирового суда стало, несмотря на то что занимался он небольшими делами, доверие народа к судебной власти, к тому, что справедливости можно добиться законным путем. Насколько общественное доверие оказалось прочным и прошло проверку временем, сказать трудно – после Октябрьской революции мировые суды распустили, однако. Впрочем, тогда много чего полезного под красивыми лозунгами уничтожили – типа, мы еще лучше сделаем, чем было. Ага. Сейчас этот институт восстановили, но как-то про него ничего не слышно.

К тому повороту в книге, когда от мирового суда, заставившего поверить в возможность правосудия, Вострышев переходит почему-то именно к ревтрибуналу (а не к товарищеским судам, например), который эту веру уничтожил, отношение у меня неоднозначное. С одной стороны, вроде да – мало кто из нас сегодня верит в возможность справедливости (тут и «самый гуманный» свою роль сыграл, а пост-советский подыграл); с другой – те ли это уровни в судебном производстве, чтобы их сравнивать?.. Не знаю. Проявляется ли в заседаниях ревтрибунала «повседневность жизни»? Трудно сказать. Есть претензии к самому автору: если стенограммы мировых судов он давал в чистом виде, без каких-либо комментариев, то к ревтрибуналу продемонстрировал в своих многословных и очень эмоциональных комментариях настолько сильное пристрастное отношение, что убедительность документальности оказалась сильно подорвана. Как говорится, избави нас от таких защитников.

Но из-за чего, безусловно, стоит почитать книгу, так это ради психологических и социальных портретов, типажей, с которыми можно познакомиться по описаниям заседаний мирового суда – это две трети книги. Самые разные люди выступают и в качестве истцов, и ответчиков, и свидетелей, и зрителей – и настолько действительно понятной становится повседневная жизнь этих людей, такими они предстают узнаваемыми, родными, что вот, не поверите, как-то теплеет в душе, когда их вспоминаю.

И понимаешь – ведь мы такие же, как были полтора века назад. Точно так же и из-за того же ругаемся, тем же, по большому счету, занимаемся, также готовы ненавидеть на пустом месте и любить за просто так. В общем, песня. (А не то постановочное телеподобие, которого развелось столько за последнее время.)

И, конечно, сами судьи – просто оракулы. Виртуозные мастера своего дела, краса профессии. (Понятно, что Вострышев выбрал наиболее яркие примеры, а уж что из себя представляли мировые суды в общем – это уже в других, научных книгах.)

И, конечно, вот эта благороднейшая, проходящая красной линией задача – помирить противников!

Вот чем мы, похоже, отличаемся сильно, так это желанием и умением мириться (хотя и тогда, конечно, тоже всякое было, судя даже по приведенным историям, – но хотя бы пытались!). Лишь бы доказать, кто круче, кто сильнее!.. В какой книге написано – почему мы стали такими?..

Рисунки неизвестного художника из Киева. 70-е.
Политическая сатира и соц-арт.
Внимание! Черный юмор!
http://community.livejournal.com/art_links/1095341.html
http://community.livejournal.com/art_links/1097161.html

«3000 судеб»
Голос социально исключенных.
Результаты гуманитарного проекта

О работе двух реабилитационных центров с нарко- и алкозависимыми
в Ярославской области.
Статья и фото Валерия Бабурина

В избранное